Урок в 11-м классе "Тема чести и достоинства человеческой личности (испытание героев русской литературы дуэлью)"

Разделы: Литература


Перед уроком за неделю учащимся предлагается перечитать страницы произведений, в которых рассказывается о дуэлях.

План урока

Тема урока. Тема чести и достоинства человеческой личности (испытание героев русской литературы дуэлью).

I. Образовательные цели урока.

  1. Вспомнить произведения русской литературы, в которых рассказывается о поединках.
  2. Помочь учащимся понять, какую роль играют поединки в раскрытии образа героев.

II. Воспитательные цели.

  1. Вызвать чувство восхищения людьми чести, чувство презрения к бесчестным людям.
  2. Продолжить формирование понятие чести.
  3. Выяснить, каково понятие чести у современных молодых людей.

III. Методические приемы.

Аналитическая беседа; пересказ и чтение соответствующих страниц; сообщение учащихся, методы модерации.

Честность есть прямая линия: она ближе к истине,
нежели кривые.
К.Н.Батюшков

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Первый этап урока

Ребята, вы получили предварительное домашнее задание:

1. Вспомнить произведения, в которых рассказывается о дуэлях. 2.Прочитать соответствующие страницы.

На доске записана тема сегодняшнего урока. Давайте сформулируем проблему (ы), которые в процессе урока нам надо решить (предложения учащихся).

1. Проблема толкования понятия “честь” во времена Пушкина, Лермонтова, Куприна и сегодня.

2. Проблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести.

Очень редко романы и повести, написанные в 19 веке, обходились без дуэли. Поединки (рыцарские турниры) были и в средние века, и в эпоху Людовика14 во Франции. В России поединки чести возникли при Петре I. Но царь запрещал дуэли, т. к. судить виновных мог только он. За дуэли полагалась смертная казнь, но чаще всего она заменялась ссылками или разжалованием в рядовые, если это были офицеры.

- В каких произведениях русской литературы описываются поединки?

(В “Евгении Онегине”, “Капитанской дочке” А.С. Пушкина; в “Герое нашего времени” М.Ю. Лермонтова; в “Отцах и детях” И.С. Тургенева; в “Войне и мире” Л.Н. Толстого; в “Поединке” А.И.Куприна)

- С какой целью вызывали на дуэль? (Ответы учащихся: получить удовлетворение за оскорбление, защитить честь и достоинство)

Проблемный вопрос: Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

Яркое описание дуэли в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

(Подготовленный ученик читает гл.6 строфы 26-31)

- Почему Ленский вызвал Онегина на дуэль? Была задета его честь?

- Почему Онегин согласился? (Предположения учеников)

(Чтение строф 4-6 гл.6 о Зарецком, боязнь молвы)

-Честно или бесчестно поступил Онегин? Чиста ли у него совесть? (Зачитать строфы 10-11, гл 6. Мини-диспут).

- Какие правила дуэли нарушил Онегин и почему?

(Он опоздал, не привез с собой секунданта, Зарецкий не попытался их примирить).

- Как переживал Онегин гибель друга? (Зачитать строфу 35, гл.6)

Ленский убит. Значит, Онегин был прав? Можно быть ловким, лучше стрелять, быть более быстрым, удачливым и…честь спасена? (Обмен мнениями)

- Как он должен был поступить, если в глазах света нужно остаться честным и смелым человеком? Почему Онегин уезжает? Чиста ли у него совесть?

Рефлексия.

1. Объясните значение выражения: “Человек незапятнанной чести”, “Поступок, несовместимый с честью”.

Второй этап урока

- Каков эпиграф к повести “Капитанская дочка” А.С.Пушкина?

- Как к этой народной мудрости отнесся П.А.Гринев и А. Швабрин.

Рассказ учеников о ссоре Гринева и Швабрина, о клевете Швабрина, о его подлом поведении во время дуэли.

Рефлексия.

Объясните значение выражения “Честь имею”. Кто из офицеров данной повести мог сказать эти слова?

Третий этап урока

Во многих произведениях сцена дуэли центральная, кульминация произведения. После нее сразу – развязка. В романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” дуэль Г.Печорина и Грушницкого закончилась трагически. Как?

(Рассказ учеников о причинах дуэли: поступки героев, слежка за Печориным, интрига против него, клевета, козни противников Печорина, дуэль)

Мини-диспут.

1. Честно или бесчестно ведет себя Печорин?

2. Почему дуэль была неизбежна?

3. Имеют ли право офицеры Печорин и Грушницкий сказать: “Честь имею”?

Рефлексия. Объясните значение словосочетания “благородный герой”. Можно назвать благородными героев этого романа?

Четвертый этап урока

Дуэль считалась средством восстановления справедливости. Честь – внутреннее качество дворянина, отличающее его как нравственного человека. Цель дуэли – получение удовлетворения за оскорбление

- Какое оскорбление нанес Евгений Базаров Фенечке? Одобряете или осуждаете вы его поведение?

- Что сказал Базаров Павлу Петровичу о своем отношении к дуэли?

- Каково поведение героев во время дуэли?

В критической литературе часто иронически описывается поведение Павла Петровича, подчеркивается пустота “элегантно – дворянского рыцарства”.

- Согласны вы с такой трактовкой?

Рефлексия.

Почему плебей Базаров соглашается на дуэль?

Пятый этап урока

В романе Л.Н. Толстого свыше пятисот героев. Мы знакомимся с Пьером Безуховым в первой же главе романа. Он молод, плохо знает жизнь и оказывается безоружным против лжи и коварства Курагиных, подлости Долохова, дуэль с которым заставила его задуматься над своей жизнью.

- Какая нравственная борьба происходила в душе Пьера, когда он получил анонимное письмо?

- Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль? Чью честь он защищал?

- Как сам Пьер отнесся потом к этому “светскому маскараду?”

Рефлексия.

Как раскрылся герой в сцене дуэли?

Можно ли сказать, что честь Элен восстановлена, защищена, справедливость восторжествовала?

Шестой этап урока

Действие романа А.И. Куприна относится к середине 90-х годов 19 века. Дуэли вновь были введены между офицерами (май 1894 год). Прогрессивные читатели увидели в “Поединке” разоблачение и осуждение порядков царской армии, офицерского состава.

Но смысл повести не только в беспощадной критике армии и офицеров. Гуманный смысл проявляется в противопоставлении армейской среде героя “Поединка” Ромашова и его старшего друга офицера Назанского.

Ромашов привлекает нас душевной чистотой, это человек с богатым и ярким воображением, он умеет сострадать чужому несчастью (например, солдату Хлебникову), он понимает, что армейская среда не для него. Ромашов тяготится службой в армии, хочет уйти и заняться литературной деятельностью.

С этой способностью видеть в людях только хорошее Ромашов так и не понял, что Александра Петровна Николаева и Раиса Петерсон только на первый взгляд кажутся такими разными. Но ради денег, благополучия Шурочка Николаева отказывается от любви к Назанскому и предает Ромашова. Она отдается Ромашову, чтобы осуществить свой план, чтобы он не нарушил ее намерений.

Автору сама сцена дуэли между Николаевым и Ромашовым не давалась, поэтому он закончил ее рапортом о ней (чтение заключительных строк романа).

- Почему сцена дуэли А.И. Куприну не давалась? (Мнения учащихся)

- Кто отстоял свою “честь”?

- Николаев победил. Можем мы его назвать человеком чести?

- Каких людей в современном обществе можно называть честными и благородными? (Ответы учеников)

Итог урока.

В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин писал: “Откуда взялись эти благоразумные молодые люди, которым плюют в глаза, а они утираются, вместо того, чтобы защитить свою честь?” Этим словам А.С. Пушкина уже более 170 лет. Как вы думаете, устарели они или нет? Как в современном обществе защищать свою честь и достоинство?

Домашнее задание. Написать сочинение (150-200 слов) о чести и достоинстве человека в современном мире (привести 2 аргумента).

Список используемой литературы

1. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.В. Лебедева.

2. Русская литература XX века 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Журавлева.

3. Русская литература XX века. Учебник-практикум под редакцией Ю.И. Лысого.

4. Т ексты произведений А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна.