Интегрированный урок "Женский и мужской образ в искусстве"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Ход урока

1. Представление темы (учитель ИЗО).
<Презентация. Слайд 1>
Человек, его деяния, мысли и чувства являются главной темой в искусстве. Сегодня мы поговорим о создании мужского и женского образов в художественном произведении.
Мы разные – мужчины и женщины. Взгляните на картину Пикассо «Девочка на шаре». Она как раз об этом.
Художник изображает бродячую труппу акробатов. Он сопоставляет две фигуры - хрупкую, балансирующей на шаре девочку и массивного, неподвижно сидящего на кубическом основании атлета. Они такие разные и в тоже время в картине явно звучит лирическая тема дружбы, внутреннего единства людей, которых сближает тяжелый труд артиста.[2]

2. Постановка цели урока (учитель ИЗО).
<Презентация. Слайд 2>
Наша цель  разобраться,  что означают понятия «женственность» и «мужественность», какие качества они в себя включают.
Как это отображается в искусстве, то есть какими художественными средствами создается образ мужчины и женщины?

3. Определение понятия (учитель литературы).
<Презентация. Слайд 3>
Русская литература создала удивительные образы женщин и мужчин. Знакомство с ними нам предстоит на всех уроках. Но сегодня мы поговорим об истоках  образов.
Что такое образ? Как вы понимаете это слово?
Образ в литературе, в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления; в художественном произведении: тип, характер. [3]

4. Истоки (учитель литературы).
Славянская мифология, устное народное творчество, древнерусская литература.
Выразительное чтение славянского мифа «Люди» <Приложение 1> [1]

5. Женщина (учитель литературы).
<Презентация. Слайд 4>
Какие  древние корни можно выделить в этом слове? 

Жена и щи.
Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово жена?

Жена
Семья
Дети
Понимание
Любовь
Дом.

Какие ассоциации возникнут, если  вы слышите слово «щи»?

Щи
Дом
Уют
Счастье
Добро
Сытость.

6. Мужчина  (учитель литературы).
<Презентация. Слайд 5>
Какие корни выделяются в этом слове?
Муж и чин.
Какие ассоциации будут возникать к первому корню?

Муж
Любовь
Поддержка
Опора
Защита.

А ко второму корню?

Чин
Деньги
Благополучие
Патриотизм
Мужество.

Итак,  уже в самих словах заложена основа для понимания, что есть женщина и что есть мужчина. 

7. Устное народное творчество (учитель литературы).
<Презентация. Слайд 6>
Недавно мы с вами  познакомились с русскими былинами. Сегодня мы вспомним фрагмент фильма «Садко». [4]
Задание: опираясь на материал фильма, определить, какими качествами характера обладали  Садко и Лада.

Лада.
Любящая
Верная
Решительная
Поддерживает любимого
Дает мужчине уверенность в себе.

Садко.
Любящий
Мужественный
Целеустремленный
Умеющий держать слово
Верный в дружбе и в любви.

8. Живописные средства, помогающие создать художественный образ (учитель ИЗО).
Мы определили словесное содержание женского и мужского образов. А как художники создают мужской и женский образ в своих произведениях? Какие живописные средства они используют?
Давайте посмотрим на картины художников, где создан яркий мужской или женский образ.
<Презентация. Слайд 7>
Перед вами картина Виктора Васнецова «Богатырский скок». Какие качества мужского характера отразил художник?
(сила, храбрость, решительность…)
А что вам помогло определить замысел работы, только лишь грозное выражение лица, мужественная фигура и богатырские доспехи? Какие средства использует художник для создания образа?
(тревожные краски неба;
 конь, вставший на дыбы;
 диагональное построение композиции, подчеркивающее неукротимое движение)
<Презентация. Слайд 8>
Михаил Врубель «Царевна-лебедь».
Картину «Царевна-Лебедь» очень любил Александр Блок. Он посвятил ей свои строки:

«Дали слепы, дни безгневны,
Cомкнуты уста.
В непробудном сне царевны
Синева пуста.
Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Cнова полетим!»

Таинственный, загадочный образ сказочной царевны. Какие средства живописи помогают создать этот образ?

(мерцающие, переливающиеся краски на переднем плане;
блики света на белоснежном оперении;
образ распахнутых крыльев – царевна вот-вот улетит, исчезнет;
таинственные огни скалистого острова на дальнем плане)
<Презентация. Слайд 9>

Константин Васильев – советский художник конца 20 века. Художник театральный, поэтому все его работы похожи на маленькую пьесу.
Как бы вы назвали эту картину?
 «Ожидание»
Символом чего является свеча?
(надежда, душевный огонь, любовь)

     9 . Нравственный идеал в древнерусской литературе (учитель литературы).
<Приложение 2>
Древнерусская литература  тоже создала нравственный идеал человека. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»  является тому ярким доказательством.
Задание: у вас на столах лежат листочки с эпизодами  древнерусского произведения. Ваша задача: прочитать предложенные эпизоды и записать те черты характера героя, которые отражены в них.

Работа с эпизодами:

Княгиня Феврония.
1.Мудрость Февронии
2.Сама вершит свою судьбу.
3.Умеет противостоять сплетням, наветам. Сильная. Любовь творит чудеса.
4.Любящая.
5.Верна долгу.

Князь Петр
1.Защитник, патриот, мужественный.
2.Осторожный, хочет быть абсолютно уверенным в женщине.
3.Доверие к жене, любовь.
4.Любовь творит чудеса.

10. Итоги.
<Презентация. Слайд 10>
Какие черты характера ценили наши предки в женщине? А в мужчине?
Человек Древней Руси жил чувствами.
А какие черты характера женщины и мужчины современны сегодня? Какие черты вы хотели бы воспитать в себе?

Литература

1. Семёнова М. Поединок со Змеем: Мифологический роман / М.Семёнова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: «Азбука», 2004. – 398 С.
2. http://www.world-art.ru/painting/painting.php?id=649
3. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1415 
4. «Садко», Александр Птушко, СССР, Мосфильм, 1952