Литература
-
Сценарий "Гоголевский калейдоскоп" 2011
Сценарий театрализованной постановки по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 5–9-х классов.
-
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Основные мотивы и особенности тютчевской лирики. 10-й класс 2011
Как скучно бывает, когда первый урок по творчеству того или иного поэта или писателя начинается с лекции учителя без наглядного материала! Данный урок является первым по творчеству Ф.И.Тютчева в 10-м классе. Основная работа для учащихся и учителя – работа с презентацией.
-
Вечер "Поющее сердце России" 2011
Литературный вечер, посвященный 115-летию С.А.Есенина.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по поэме Н.А. Некрасова ''Русские женщины'' 2011
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины", на котором осуществляется формирование литературных понятий: "поэма", "позиция автора". Цель урока: развитие навыка анализа художественного произведения, умение выделить идею произведения, художественные приемы раскрытия темы, идеи произведения.
-
Урок "Учимся писать сжатое изложение" 2010
Цели урока: формировать умения школьников отбирать основное содержание текста, определять его тему, проблематику, выделять главную мысль, позицию автора, понимать роль языковых единиц в тексте, писать сжатое изложение. Развивать умения логически мыслить, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
-
Строение текста типа описания предмета 2010
Урок учит школьников раскрывать тему и основную мысль высказывания, создавать тексты типа "описание предмета" и различать тексты типа "рассуждение-доказательство" и типа "описание предмета". В ходе урока дети работают с текстом, толковыми словарями и выполняют творческое задание.
-
Урок литературы "Человек за все в ответе (по повести К.Булычева "Смерть этажом ниже")" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с личностью Кира Булычева, с содержанием его повести «Смерть этажом ниже», играют в ролевую игру «Суд над литературными героями». Урок призван помочь школьникам осознать важность экологической проблемы, выявить связь между экологической и нравственной проблемами, поднятыми автором повести.
-
Конспект урока "М.Ю.Лермонтов – писатель-патриот. Стихотворение "Бородино" – художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года" 2010
В конспекте урока представлен опыт изучения указанной темы с привлечением исторических сведений о детских годах поэта, о людях, оказавших влияние на формирование национального самосознания М.Ю.Лермонтова; рассматриваются особенности содержания стихотворения и его изобразительно-выразительные средства с привлечением репродукций художников, отразивших эпоху Отечественной войны 1812 года в своих произведениях.
-
Исследовательская работа "Языковая игра и языковая шутка в рассказе-фельетоне М.А.Булгакова "Багровый остров" 2010
Работа нацелена на выявление способов создания языковой игры и языковой шутки на примере рассказа-фельетона «Багровый остров». Рассказ анализируется по главам. Рассматривается функция и средства реализации комического эффекта. Приводятся примеры.
-
Методические рекомендации по разработке и проведению учебных практик в образовательном процессе 2010
В работе показано, как учебная практика дает возможность создать условия для формирования различных компетенций учащихся за счет изменения форм работы с детьми: от суммы знаний, передаваемых учащимся, к приобретению этих знаний самостоятельно, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения практических жизненных задач.
-
Конференция "Православная книга" 2010
В работе представлена презентация, показывающая творчество наших писателей и поэтов с позиций христианского вероучения, отражение их художественного мира в зеркале религиозной истины.
-
Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с произведениями, в которых высмеивается такой человеческий порок, как зависть. При чтении ребята учатся анализировать поступки героев, давать нравственную оценку литературным героям. При этом широко используют афоризмы, пословицы и поговорки, которые, в свою очередь, помогают им сформировать отрицательное отношение к этому человеческому пороку.
-
Литературный вечер "Достоевский и музыка" 2010
Целью проведения вечера является открытие нового в творчестве писателя. Представлены отрывки из произведений Достоевского, звучит классическая музыка, романсы. Воздействовать на сферу чувств человека, заставить сопереживать – в этом и заключается актуальность предложенной разработки.
-
Урок "Тот, кто не имеет сострадания, жесток (по повести В.Железникова "Чучело")" 2010
На уроке рассматриваются вопросы, поставленные автором повести «Чучело». Цель урока – попытаться найти ответ на вопрос: каким должен быть человек?
-
Урок литературы "Смысл названия романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2010
Представлен урок литературы, на котором систематизируется изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрывается смысл названия романа «Капитанская дочка». На уроке формируется представление об особенностях художественного метода А.С.Пушкина и системе его духовных ценностей, развивается умение анализировать нравственно-этический выбор героев романа.
-
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия 2010
Урок нацелен на то, чтобы дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны. Показать, что поэзия – как самый оперативный жанр, соединяющий высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, презентации помогут школьникам соприкоснуться с периодом Великой войны.
-
И.С. Шмелев «Мартовская капель» 2010
Тема детства – одна из важнейших в русской литературе. Этот урок посвящен тому, как эта тема раскрывается в рассказе И.С. Шмелева "Мартовская капель". Автор формирует у обучающихся представление о детстве как лучшей поре в жизни человека. Урок поможет обогатить духовный мир детей.
-
Методическая разработка урока по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Наибольшие трудности, возникающие при изучении курса литературы в 11-м классе, связаны с неумением "вычерпывать" из художественного текста, как, впрочем, из текста вообще, необходимую информацию. Таким образом, работа с текстом: его анализ, интерпретация, воспроизведение – является одной из главных компетентностей, формируемых на уроках литературы.
-
Урок "В.И.Белов. Рассказ "Скворцы". 5-й класс 2010
Урок основан на активизации субъектного опыта учащихся. Активизация субъектного опыта является необходимым условием проведения урока в рамках личностно ориентированной технологии. Общение учителя с учащимися на этом уроке достигается через диалог между учителем и учащимися. Формирование художественного вкуса достигается через анализ отдельных фраз и выражений.
-
Телекоммуникационный проект "За коньком-горбунком по любимой сказке" 2010
Проект посвящен 175-летию создания Петром Павловичем Ершовым сказки "Конек-горбунок". Он побуждает детей к внимательному, вдумчивому прочтению, казалось бы, знакомого текста, тем самым формируя читательскую культуру. Предусмотрены задания, позволяющие познакомиться с толкованием устаревших слов и выражений, нередко встречающихся в курсе литературы в школе.
-
Конспект урока "Поединок добра и зла" 2010
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждению и построен на речевом материале, объединенном темой "Добро и зло". Урок направлен на отработку навыков работы с текстом, демонстрирует межпредметные связи русского языка, литературы, истории, этики, основ нравственности, мировой художественной культуры.
-
Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту". 11-й класс 2010
Повесть Брэдбери дает возможность поговорить со старшеклассниками о противоречиях технического прогресса, о путях развития человеческой цивилизации, о том, что "где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей".
-
Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс 2010
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного пространства для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе.
-
Скорректированная образовательная программа по литературе для 8–11-х классов на основе УМК под ред. В.Я.Коровиной 2010
Данная адаптированная общеобразовательная программа по литературе, скорректированная в свете публикаций стандартов второго поколения, представляет интерес для преподавателей-словесников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи, правил этики, коммуникативных характеристик.
-
Литературное наследие Воронежского края 2010
Автором представлена статья об известных писателях Воронежского края.
-
Марина Цветаева "Поэт предельной правды чувства" 2010
Статья посвящена творчеству поэтессы Марины Цветаевой.
-
Иконописное и живописное в автобиографической трилогии М.Горького ("Детство", "В людях", "Мои университеты") 2010
Автор посвящает урок некоторым аспектам творчества М.Горького, которые недостаточно изучены, в том числе те, которые касаются функционирования живописного и иконописного планов внутренней формы его произведений.
-
Литературно-музыкальная композиция "Живи, Россия моя, живи!" 2010
Представлен конспект литературно-музыкальной композиции «Живи, Россия, живи!» с использованием аудиозаписей песен, живой музыки и слайдов природы, памятников. Учащиеся знакомятся с лирикой и музыкой России.
-
Суд над Печориным 2010
Лермонтовские герои волнуют читателей разных эпох и поколений. На уроке обобщается изученный материал по роману «Герой нашего времени»; учащиеся через игру описывают свое восприятие лермонтовских героев.
-
Урок-посвящение "Да будет мужественным твой путь…" (о жизни и творчестве И.А. Бродского) 2010
Урок в форме литературно-музыкальной композиции знакомит учащихся с непростой судьбой и личностью поэта И.А. Бродского. Такая форма подготавливает учащихся к восприятию нового уникального поэтического голоса. На уроке используется презентация, выполненная в PowerPoint, а также аудиозаписи песен на стихи И.Бродского.