Литература
-
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитание эстетического вкуса и любви к родному языку. Урок-исследование проводится наглядно-действенным методом. На уроке используются презентации как учителя, так и учащихся.
-
Урок "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" 2011
Урок посвящён изучению стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро". Цель урока – показать мастерство Пушкина-поэта в создании образа Родины. На уроке проводится работа по формированию навыка анализа стихотворения, по развитию образного мышления и речи учащихся. Используется презентация.
-
Конспект урока литературы "В.И.Белов. "Скворцы". 5-й класс 2011
Цель урока – познакомиться с главным героем рассказа и понять мотивы его поступка. Главное на уроке – совместный поиск ответа на проблемный вопрос, развитие читательской зоркости и творческих способностей учащихся. Задачи учителя – воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.
-
Конспект урока литературы "К.М.Станюкович "Человек за бортом". 6-й класс 2011
Статья представляет собой урок литературы в 6-м классе по рассказу В.Г.Станюковича «Человек за бортом!», помогает формировать навык работы в группах, учит составлять рассказ о литературном герое.
-
Урок внеклассного чтения по повести И.Пантелеева "Чужой" "Думая о вечности…". 7-й класс 2011
Урок литературы по повести Красноярского писателя И.Пантелеева можно провести как урок внеклассного чтения в 6–8-х классах. Небольшое по объёму произведение поднимает актуальную нравственную проблему современности - проблему сиротства. Книга интересна подросткам, они живо реагируют на события повести.
-
"Я школьный учитель…" (образ учителя в творчестве А.П. Чехова) 2011
Урок с использованием ИКТ, основанный на идее, что учитель – такой же человек, как и ты. На занятии углубляются знания о творчестве Чехова, на основе произведений которого и строится занятие.
-
Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" 2011
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-практической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город.
-
Человек на войне. По роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" 2011
Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли. На заключительном этапе работы обязательно читается опорный текст, что даёт возможность подвести итоги работы с произведением, проверить знания, способствует развитию речи и творческих способностей учащихся.
-
Урок литературы "Аксиологическая проблематика поэзии Первой мировой войны (на примере лирики В.П.Катаева)" 2011
Урок литературы ставит целью через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию аксиологической проблематики поэзии Первой мировой войны. Урок разработан на мало известных фактах биографии В.П.Катаева, участника Первой мировой войны, автора сказок "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик".
-
Интегрированный урок (история + литература) "Трагизм и героизм 30-х годов…" 2011
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы.
-
Сценарий "Гоголевский калейдоскоп" 2011
Сценарий театрализованной постановки по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 5–9-х классов.
-
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Основные мотивы и особенности тютчевской лирики. 10-й класс 2011
Как скучно бывает, когда первый урок по творчеству того или иного поэта или писателя начинается с лекции учителя без наглядного материала! Данный урок является первым по творчеству Ф.И.Тютчева в 10-м классе. Основная работа для учащихся и учителя – работа с презентацией.
-
Вечер "Поющее сердце России" 2011
Литературный вечер, посвященный 115-летию С.А.Есенина.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по поэме Н.А. Некрасова ''Русские женщины'' 2011
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины", на котором осуществляется формирование литературных понятий: "поэма", "позиция автора". Цель урока: развитие навыка анализа художественного произведения, умение выделить идею произведения, художественные приемы раскрытия темы, идеи произведения.
-
Урок "Учимся писать сжатое изложение" 2010
Цели урока: формировать умения школьников отбирать основное содержание текста, определять его тему, проблематику, выделять главную мысль, позицию автора, понимать роль языковых единиц в тексте, писать сжатое изложение. Развивать умения логически мыслить, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
-
Строение текста типа описания предмета 2010
Урок учит школьников раскрывать тему и основную мысль высказывания, создавать тексты типа "описание предмета" и различать тексты типа "рассуждение-доказательство" и типа "описание предмета". В ходе урока дети работают с текстом, толковыми словарями и выполняют творческое задание.
-
Урок литературы "Человек за все в ответе (по повести К.Булычева "Смерть этажом ниже")" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с личностью Кира Булычева, с содержанием его повести «Смерть этажом ниже», играют в ролевую игру «Суд над литературными героями». Урок призван помочь школьникам осознать важность экологической проблемы, выявить связь между экологической и нравственной проблемами, поднятыми автором повести.
-
Конспект урока "М.Ю.Лермонтов – писатель-патриот. Стихотворение "Бородино" – художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года" 2010
В конспекте урока представлен опыт изучения указанной темы с привлечением исторических сведений о детских годах поэта, о людях, оказавших влияние на формирование национального самосознания М.Ю.Лермонтова; рассматриваются особенности содержания стихотворения и его изобразительно-выразительные средства с привлечением репродукций художников, отразивших эпоху Отечественной войны 1812 года в своих произведениях.
-
Исследовательская работа "Языковая игра и языковая шутка в рассказе-фельетоне М.А.Булгакова "Багровый остров" 2010
Работа нацелена на выявление способов создания языковой игры и языковой шутки на примере рассказа-фельетона «Багровый остров». Рассказ анализируется по главам. Рассматривается функция и средства реализации комического эффекта. Приводятся примеры.
-
Методические рекомендации по разработке и проведению учебных практик в образовательном процессе 2010
В работе показано, как учебная практика дает возможность создать условия для формирования различных компетенций учащихся за счет изменения форм работы с детьми: от суммы знаний, передаваемых учащимся, к приобретению этих знаний самостоятельно, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения практических жизненных задач.
-
Конференция "Православная книга" 2010
В работе представлена презентация, показывающая творчество наших писателей и поэтов с позиций христианского вероучения, отражение их художественного мира в зеркале религиозной истины.
-
Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с произведениями, в которых высмеивается такой человеческий порок, как зависть. При чтении ребята учатся анализировать поступки героев, давать нравственную оценку литературным героям. При этом широко используют афоризмы, пословицы и поговорки, которые, в свою очередь, помогают им сформировать отрицательное отношение к этому человеческому пороку.
-
Литературный вечер "Достоевский и музыка" 2010
Целью проведения вечера является открытие нового в творчестве писателя. Представлены отрывки из произведений Достоевского, звучит классическая музыка, романсы. Воздействовать на сферу чувств человека, заставить сопереживать – в этом и заключается актуальность предложенной разработки.
-
Урок "Тот, кто не имеет сострадания, жесток (по повести В.Железникова "Чучело")" 2010
На уроке рассматриваются вопросы, поставленные автором повести «Чучело». Цель урока – попытаться найти ответ на вопрос: каким должен быть человек?
-
Урок литературы "Смысл названия романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2010
Представлен урок литературы, на котором систематизируется изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрывается смысл названия романа «Капитанская дочка». На уроке формируется представление об особенностях художественного метода А.С.Пушкина и системе его духовных ценностей, развивается умение анализировать нравственно-этический выбор героев романа.
-
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия 2010
Урок нацелен на то, чтобы дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны. Показать, что поэзия – как самый оперативный жанр, соединяющий высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, презентации помогут школьникам соприкоснуться с периодом Великой войны.
-
И.С. Шмелев «Мартовская капель» 2010
Тема детства – одна из важнейших в русской литературе. Этот урок посвящен тому, как эта тема раскрывается в рассказе И.С. Шмелева "Мартовская капель". Автор формирует у обучающихся представление о детстве как лучшей поре в жизни человека. Урок поможет обогатить духовный мир детей.
-
Методическая разработка урока по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Наибольшие трудности, возникающие при изучении курса литературы в 11-м классе, связаны с неумением "вычерпывать" из художественного текста, как, впрочем, из текста вообще, необходимую информацию. Таким образом, работа с текстом: его анализ, интерпретация, воспроизведение – является одной из главных компетентностей, формируемых на уроках литературы.
-
Урок "В.И.Белов. Рассказ "Скворцы". 5-й класс 2010
Урок основан на активизации субъектного опыта учащихся. Активизация субъектного опыта является необходимым условием проведения урока в рамках личностно ориентированной технологии. Общение учителя с учащимися на этом уроке достигается через диалог между учителем и учащимися. Формирование художественного вкуса достигается через анализ отдельных фраз и выражений.
-
Телекоммуникационный проект "За коньком-горбунком по любимой сказке" 2010
Проект посвящен 175-летию создания Петром Павловичем Ершовым сказки "Конек-горбунок". Он побуждает детей к внимательному, вдумчивому прочтению, казалось бы, знакомого текста, тем самым формируя читательскую культуру. Предусмотрены задания, позволяющие познакомиться с толкованием устаревших слов и выражений, нередко встречающихся в курсе литературы в школе.