Владимир Дубровский и Маша Троекурова

Разделы: Литература


Цели: Продолжить обучение анализу эпического произведения через исследование текста. Дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельной сцене и представить в целом всю линию отношений Маши и Владимира Дубровского. Совершенствовать, активизировать читательское восприятие, эмоции, подвести к основной мысли произведения. Формировать умения: выразительно читать, аргументировать мнение цитатами из произведения, пересказывать от лица героя. Закрепить понятия: сюжет, композиция, цитата, антитеза. Воспитывать нравственные категории: честь, любовь, доверие, ответственность за выбор.

Оборудование: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. 6 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2010 г., тетради, медиаустановка, презентация к уроку, кинофильм Дубровский”, разрезные карточки, цветные мелки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Мы изучаем такое интересное произведение. Кто напомнит его автора и название?

Слайд 1, Приложение 1.

– Роман этот любят во всем мире: под впечатлением этого шедевра художники рисуют, композиторы сочиняют музыку, режиссеры ставят спектакли и кино, поэты пишут стихотворения.
Сейчас вы услышите стихотворение, которое вкратце напомнит сюжет романа.
А что такое сюжет? Проверьте. Слайд 2

Выразительное чтение стихотворения “Дубровский” заранее подготовленное учеником.

Сегодня ночью я не спал,
Я повесть Пушкина читал “Дубровский”.
И надо мною дух летал,
Мятежный дух его и звал меня Дубровский…
Усадьбы жёг и в гневе я
Богатых грабил, будто я – Дубровский.
И мною правил сатана
В безумной мести за отца – я был Дубровским.

Не знал, история твоя
Так сможет потрясти меня, Дубровский.
Ты близок мне и, как в аду,
Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский.
Твоя мечта, твоя судьба
С Россией венчана была, Дубровский.
Но в поле воином одним
Ты был наследный дворянин.
Ты проиграл, Дубровский.

– Тему урока, как всегда, я только подскажу. Узнай героя по цитате.
Что такое цитата? Проверьте. Слайд 3

(На столах каждому полоска листка с цитатой.)

Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью.

Он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать, и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы – зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы, и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно.

Не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса.

Любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувств и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении.

– Проверьте. Слайд 4

Тема: Слайд 5
Цели : Слайд 6

Проверка домашнего задания

– Как вы назвали главы? Слайд 7

XI – Превращение в Дефоржа.
XII – Откровение Дубровского.
XIII – Князь Верейский.
XIV – Сватовство.
XV – Предложение помощи.
XVI – Маша под арестом.

* К какой главе относятся иллюстрации на доске? (Свидание Владимира и Маши.)

Домашнее задание

Слайд 8

Знать главу XVII, выразительно читать и озаглавить её.

* стр. 153 задание 3 сверху.

Анализ текста

(Выделенное записывается учителем на доске и учениками в тетрадях.)

– Что мы узнаём из 11 главы?
– Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?
– Как называется построение художественного произведения? Изучение стр.155 учебника.

Слайд 10. Этот прием часто используют в современном кино.

– С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? Стр.123

Любовь

Как возникло это прекрасное чувство у разбойника?

Стр. 123

она “..как небесное видение”,
ему посланное Богом, судьбой
для спасения от зла

– А у Маши какое чувство к нему (тогда еще к Дефоржу)?

Стр. 102,103

уважение
к слуге за...

теперь
возродился:
храбрость
не грабит
простил

Вывод: Слайд 11 (анализ цитат)

Любовь творит чудеса.
– Что мешало любить? Стр. 122

Ничто, душа свободна <—> законы общества = оковы послушная
                                                                                                Честная

– Какое событие произошло в её жизни, как гром среди ясного неба?

Пересказ о сообщении Маше отцом страшной новости от её лица.

– Почему Маша не сразу обратилась за помощью к Дубровскому?

Умная, сильная духом
1 шаг
(письмо Верейскому)
2 шаг Надеялась на милость отца

послушная
3 шаг
(см. кадр из к/ф, минуты 57 – 5820) решительная, гордая = отец
Борется за честь свою

– Этот “брак пугал её…”. – Какой выход она видит?

Умерть (грех), монастырь (спасти душу), за Дубровского (есть шанс счастья).

– Что выбирает?

Не переступает заповеди Божьей “не убей” сама и уберегает Владимира от греха стр. 132: “Я не хочу быть виною ужаса…” = убийства

– За какие качества Владимир любит Машу? Внутренняя красота, чистота.

А Маша почему в итоге спасителем выбрала его? Внутреннее богатство.

Вывод: Оба ценят внутренние качества, которые помогают делать правильный выбор.

– Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни?

Истинные, настоящие ценности:

Честь, любовь, доброта, смелость, ответственность, следование заповедям Божьим.

Слайд 12

Итог. Закончи фразы (письменно)

“А.С.Пушкин на примере Маши учит……;
на примере Владимира – ………….
* Я постараюсь…………”

Слайд 13

– Делайте правильный выбор и будьте счастливы!

Дополнительно: Каковы ваши впечатления от изучаемого романа?