Итоговый урок литературы по творчеству А.С. Пушкина. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Задачи:

Образовательная:

  • систематизировать знания учащихся о жизни и творческом наследии А.С.Пушкина;
  • отработать навыки узнавания в тексте произведений следующих понятий: "сюжет", "завязка", "кульминация", "развязка", "ирония автора".

Развивающая:

  • развивать творческую активность, эстетические способности, воображение;
  • стимулировать самореализацию каждого ребенка;
  • развивать межпредметные связи;
  • развивать умение находить изобразительно-выразительные средства языка;
  • формировать коммуникативные навыки.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта;
  • воспитывать художественную культуру, любовь к литературе, музыке, создавать предпосылки к самообразованию.

Оборудование урока: аудиокассета с записью оперы Н.А.Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане", книга М.И.Цветаевой "Мой Пушкин", книга И.И.Пущина "Записки о Пушкине", сборник кроссвордов по литературе "Развивающие кроссворды", цветные карточки - листья, детские сочинения на тему "Мой Пушкин", портрет А.С.Пушкина, карточки с теоретическими понятиями, музыка Г.Свиридова к повести "Метель".

Ход урока

Постановка цели урока. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодняшний урок мы полностью посвящаем творчеству великого поэта А.С.Пушкина.

Известная поэтесса, человек необыкновенной судьбы М.И.Цветаева написала книгу "Мой Пушкин". В ней она рассказала о своем первом знакомстве с великим поэтом. А началось оно с картины, что висела в спальне ее мамы. Эта картина называлась "Дуэль". Мама рассказывала дочери о дуэли, на которой был убит поэт, и Марине запомнилось слово: "Убит". Детские переживания сохранились на всю жизнь.

Мне хотелось бы, чтобы у каждого из вас тоже был свой Пушкин. Давайте подведем итог увиденному и услышанному ранее об этом человеке.

II. Обобщение материала.

1. Беседа о детстве А.С.Пушкина.

- Вспомните, где и когда родился А.С.Пушкин?

- Вспомните, ребята, как проходило детство Пушкина.

Ученик: "Мать недолюбливала сына за африканские черты лица. Ее раздражало в нем все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти.

С большой любовью относилась к нему бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Много вечеров провел мальчик с этими милыми для него людьми, своей няне он посвятил стихотворение, в котором есть такие строки: "Подруга дней моих суровых:".

2. Введение нетрадиционного приема урока

- Ребята, вы видите на столике перед портретом поэта вазу. Рядом лежат осенние листья. За этот урок мы соберем и подарим А.С.Пушкину букет осенних листьев.

Осень - это было любимое время года поэта, а поэтому, думаю, что такому подарку Пушкин обрадовался бы.

Только что мы услышали отрывок из стихотворения поэта "Няне". Давайте поставим один листок в вазу.

3. Отгадывание кроссворда "Кто лучше знает сказки Пушкина".

- Наше знакомство с Пушкиным начинается со сказок, когда в раннем детстве мамы, папы, бабушки, дедушки читали вам чудесные книжки, а вы замирали от проникновенных строк:

"Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком:"

Так давайте же вспомним эти полюбившиеся сказки. Мы поиграем в разгадывание кроссворда и выясним, кто лучше знает сказки Пушкина.

Я буду читать отрывок из сказки. Вам нужно угадать пропущенное слово в тексте и назвать сказку. Кто отгадает, запишет слово и поставит в вазу лист.

По горизонтали:

1. "Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: "Ой, Вы гости-господа, долго ль ездили? Куда? Ладно ль на море иль худо? И какое в свете :?"

4. "Смилуйся, государыня :, разбранила меня моя старуха, не дает старику мне покоя".

5. "Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит, глядь, - поверх текучих вод лебедь белая плывет. "Здравствуй, князь ты мой :".

6. Кто отрубил мечом бороду карлику Черномору?

По вертикали:

1. "И стоят в глазах царя тридцать три богатыря, все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор, с ними дядька :".

"У лукоморья : зеленый, златая цепь на : том".

"Вот идет молва правдива: "За морем : есть, что не можно глаз отвесть.".

5. "Кто-то терем прибирал и хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажись, с нами честно подружись. И царевна молодая к ним сошла, честь хозяем отдала. В : низко поклонилась, закрасневшись, извинилась, что-де в гости к ним зашла".

Ответы:

По горизонтали: 1. Чудо. 4. Рыбка. 5.Прекрасный. 6. Руслан

По вертикали: 1. Черномор. 2. Дуб. 3.Царевна. 5. Пояс

Связь с другими видами искусства. Использование музыкального фрагмента.

- Мы знаем, ребята, что стихи А.С.Пушкина вдохновили многих музыкантов на создание произведений. Так появились оперы, романсы. Были поставлены великолепные балеты.

- Какой балет на музыку М.Глинки мы смотрели с вами недавно? ("Руслан и Людмила")

- А теперь давайте послушаем музыку Римского-Корсакова. Замечательный композитор написал ее к другой сказке Пушкина и назвал свою оперу "Сказка о царе Салтане". (Прослушивание записи).

- А кто знает, как называется этот музыкальный отрывок? (Полет шмеля).

- Какие еще сказки написал А.С.Пушкин?

- Пополним вазу листьями.

Работа над выразительными средствами языка.

- Давайте вспомним, какими изобразительно-выразительными приемами пользуется Пушкин в своих произведениях.

У нас на столах четыре карточки. Я буду читать стихи Пушкина, а вы правильно определите и поднимите нужную карточку.

Беседа о лицейских годах поэта.

- А все начиналось в лицейские годы поэта. Что вы о них знаете? Как проявилась любовь поэта к литературе в этот период?

Ученик (опережающее задание):

- С 1811-1817 год Пушкин провел в Лицее. Это был первый курс Лицея, образованного в Царском селе под Петербургом. В нем обучались дети из дворянских семей. Среди тридцати ровесников А.Пушкин выделялся своим поэтическим талантом. На уроке словесности он отвечал лучше всех стихами. Однажды на уроке математики при решении уравнения профессор Карцев спросил будущего поэта: "Чему равняется икс?". Пушкин ответил, улыбаясь: "Нулю!". "У Вас в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи", - ответил учитель, понимая способности и склонности ученика.

На публичном экзамене, когда Пушкин стал читать свои стихи, Г.Р.Державин пришел в восторг от таланта юноши. Позднее он написал: "Теперь я могу спокойно умереть".

- Ребята, мы с вами видим, что литературный дар Пушкина был уже замечен в лицейские годы. Этот талант был оценен и друзьями - лицеистами, и учителями. Ведь первое стихотворение Пушкина было отправлено в редакцию журнала тайком от автора его другом Дельвигом.

- Каких еще друзей Пушкина вы знаете?

Ученик: В Лицее у поэта сложилась крепкая дружба с И.И.Пущиным. Она продолжалась долгие годы, несмотря на разлуки, связанные со ссылками и другими обстоятельствами. Этой дружбе Пушкин посвятил стихотворение, которое и называется "И.И.Пущину". В нем есть такие строки: "Мой первый друг, мой друг бесценный":

- Кто полностью прочитает это стихотворение? (Чтение).

- Пополним вазу листиком.

- Многие годы друзья Пушкина организовывали кружки, в которых обсуждались политические проблемы, жизнь простых людей. Стремление молодых людей к справедливости, свободе нашло отражение в стихах поэта.

- Известны ли вам такие произведения? Назовите их. ("Узник").

- Кто может вспомнить это стихотворение? (Чтение).

- Впоследствии, вспоминая лицейские годы, Пушкин напишет:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы, нам целый мир чужбина;
Отчество нам Царское Село.

Таким образом, А.С.Пушкин, говорит о том, что Лицей оказал значительное влияние на формирование его как поэта, человека, гражданина. Недаром человеколюбие, стремление к свободе, "вольности святой" станут основными мотивами его творчества.

Подарим поэту лист.

Работа над циклом "Повести Белкина" ("Метель", "Станционный смотритель")

- Мы уже знаем с вами, что Пушкин очень любил осень. Целый цикл его произведений объединен названием "Болдинская осень". Он включает "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", около 30 лирических стихотворений, "Повести Белкина", которые мы с вами только что изучили.

- Какие повести вошли в этот цикл?

- Давайте вспомним две из них: "Метель", "Станционный смотритель".

- Определите название произведений по тем отрывкам, которые я вам прочту: "Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена :", ": явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлицах и с интересной бледностью, как говорили тамошние барышни:" ("Метель")

- Каким приемом пользуется автор, выражая свои мысли?

На доске:

- Кульминационный момент повести приближен к развязке произведения. Читая описание встречи главных героев, мы невольно переживаем, что же расскажет Маше Бурмин? Что же?

- Поставим лист в вазу.

- Теперь давайте вспомним другое произведение.

- Кого Пушкин называет "сущим мучеником четырнадцатого класса"?

- О ком в произведении идет речь?

- Почему же А.С.Пушкин так называет своего героя? Давайте еще раз обратимся к тексту (Выборочное чтение).

- Как вы думаете, почему автор повести рассказывает притчу о блудном сыне?

- Почему мы считаем, что приезжая барыня - это Дуня?

- Зачем Дуня приехала на могилу к отцу?

- Повесть глубоко нравственная. Она воспитывает в нас уважительное, благородное, нежное, бережное отношение к родителям, к людям, которые нас любят.

- Пополним букет осенним листиком.

III. Подведение итога. Чтение творческих работ.

- Творчество Пушкина многогранно. Сегодня мы вспомнили и сказки, и повести, и стихи писателя. Наверное, не только Марина Цветаева могла свои впечатления о творчестве и жизни поэта назвать "Мой Пушкин". Каждый из нас носит в душе своего Пушкина.

Давайте попросим авторов поделиться своими чувствами.

Дети читают свои творческие работы (сочинения) на тему "Мой Пушкин".

- Ребята, мы видим насколько важно творчество Пушкина в жизни каждого, ведь каждый открывает в своем сердце своего Пушкина. Для кого-то это замечательный сказочник, а для кого-то поэт или прозаик. Может быть, именно об этом мечтал Александр Сергеевич, когда писал строки:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа:

- Ребята, посмотрите, какой букет из осенних листьев у нас получился в результате нашей кропотливой работы. И мы, как благодарные потомки, дарим его любимому поэту.

- И я думаю, что поэт согласился бы с оценкой вашей сегодняшней работы. Все, кто отвечал на нашем уроке, получают отличные отметки.

- Но на этом встречи с Пушкиным для нас не завершаются, и знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина продолжим в последующих классах.

Звучит вальс Г.Свиридова к повести "Метель".