Урок литературы по теме "Устное народное творчество. Сокровище русского народа"

Разделы: Литература


Проведение урока - 45 минут.

Цели урока.

Образовательные: сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа; систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; повторить термины: сказка, загадка, скороговорка, пословица, поговорка.

Развивающие: развивать устную монологическую речь; по-новому оценивать информацию, полученную из художественной литературы; развивать творческие способности детей.

Воспитательные: прививать любовь к родному краю, слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Предварительно класс делится на группы, которым даются домашние творческие задания.

1 группа - "Артистическая". Это артисты. Они распределяют роли между собой, участвуют в составлении сценария в ролевой части урока; 2 ученика ( ведущие) получают индивидуальные задания: найти материал о П. В. Киреевском.

2 группа готовит к уроку хоровод.

3 группа подбирает к уроку народную игру.

Кроме того, каждая группа подбирает загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.

Такое деление класса на группы, обширное домашнее творческое задание и блочное построение урока позволяют реализовать межпредметные связи, способствуют последовательности в усвоении содержания и совершенствованию полученных навыков, дают возможность учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Литературный материал позволяет решать эстетические и воспитательные задачи, развивать литературный вкус у детей.

Оборудование.

  • Выставка книг, в которую входят сказки А. Афанасьева, пословицы и поговорки, собранные В. И. Далем, "Толковый словарь" Даля, сказки Орловской губернии, пьеса А. Н. Островского "Снегурочка", поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо:" и др.
  • Репродукции картин В. Васнецова "Алёнушка", "Три богатыря" и др.
  • Яркий и красивый деревенский короб или сундук.
  • Театральные костюмы для ролевой игры.
  • Венок (вьюн).
  • Палочки для игры (или точилки).
  • Тарелочка с золотой каёмочкой и наливное яблочко, скатерть.

Технические средства обучения.

  • Мультимедиапроектор для показа презентаций с помощью ПК, интерактивная доска.
  • Набор слайдов (видеоряд).
  • Мультфильм "Ивашка из дворца пионеров". Режиссёр

В процессе работы учащиеся выполняют различные задания, основанные на повторении изученного материала. Презентация усиливает зрительное восприятие урока. Мультимедийная разработка построена так , что ученики могут работать самостоятельно, сверяясь с экраном. Использование мультимедийных технологий даёт возможность рассмотреть большое количество заданий, лучше усвоить и закрепить материал.

Итоговый урок по теме "Устное народное творчество" в 5 классе. "Сокровище русского народа".

Учитель объявляет тему урока, цели, обращает на необычную форму урока-праздника.

Учитель. Мы сегодня вспомним сказки и их особенности, пословицы, загадки. Это всё и составляет сокровище русской культуры. И как положено всем сокровищам, оно хранилось когда-то у первых собирателей устного творчества в заветном сундуке. Такой короб был в доме П. В. Киреевского.

Вед. 1. В начале 19 века в России были широко известны братья Киреевские: Иван и Пётр. Один из них, Пётр Васильевич, увлёкся устным народным творчеством, стал собирать и записывать народные песни, сказки, былины. С 1837 г. Он жил и работал в своём имении Киреевская Слободка под Орлом ( ныне д. Киреевка). Пётр Васильевич Киреевский создал фольклорное собрание народных песен и былин, которое не утратило своего значения до настоящего времени. Умер он в Киреевской Слободке, похоронен в Козельской Оптиной пустыни.

Вед. 2. Из воспоминаний русского учёного Фёдора Ивановича Буслаева. " Кто не знал в Москве 40-х годов о чудесном деревенском коробе, запертом висячим замком, в квартире П. В. Киреевского на Остоженке?

- Что за сокровище там оберегается? На замке и всегда перед глазами?- спросил однажды хозяина Ф.И.Буслаев.

- Так я вам не говорил? - ответил скромнейший Пётр Васильевич. - Здесь хранятся народные песни, былины, духовные стихи, которые я много лет собирал повсюду, где случалось бывать".

Учитель. Песни, сказки, пословиц, былины - вот настоящее сокровище русского народа, хранившееся в сундуке П.В.Киреевского. Сейчас мы короб возьмём и достанем это богатство.

Вбегают Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Кощей Бессмертный. Как же? Достанем богатство! Мне оно самому нужно!

Баба-Яга (хватает сундучок). Теперь это наше золото. Никому не отдадим!

Змей Горыныч. Скорей улетим в тридевятое царство, тридесятое государство и спрячем там наш сундучок. Никто туда дороги не знает, никто его не найдёт, а царевичи на свете уже перевелись.

Убегают с сундучком.

Учитель. Как же мне быть? Без сундука я не смогу вести урок. Да и богатство в коробе не мне принадлежит, а нашему народу. Сокровище надо вернуть!

Появляется Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок. Не тужи, Светлана Владимировна, помогу я твоему горю. Вот идёт Иван-царевич, он тебе найдёт волшебный сундучок. Иван-царевич, сослужи службу верную, разыщи заветный сундучок да принеси на урок к ребятам, его спрятали в тридевятом царстве, в тридесятом государстве Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч.

Иван-царевич. Помогу, только дороги в это царство я не знаю.

Старичок-Лесовичок. Вот тебе Клубочек, он приведёт тебя прямо к Бабе-Яге. Куда Клубочек покатится, туда и ты беги. А вам, ребята, я даю наливное яблочко на тарелочке с золотой каёмочкой, чтобы вы видели, где Иван-царевич с Клубочком находятся.

Иван-царевич и Клубочек "идут" и подходят к камню на распутье.

Клубочек. Направо пойдёшь - смерть найдёшь. Налево пойдёшь - сытым будешь. Прямо пойдёшь - правду найдёшь. Пойдём, Иван-царевич прямо, эта дорога для честных и смелых людей.

Появляются 2 стражника.

Стражники. Стой, Иван-царевич! Сначала загадки наши разгадай, а потом по дороге иди.

Каждая группа загадывает друг другу загадки и отгадывает их.

Ведущий 1. Долго ли коротко ли шёл Иван-царевич и дошёл до деревни Хороводной. Его там напоили, накормили да спели песню.

Выходит 2 группа детей, которые исполняют хороводную песню " Со вьюном я хожу:"

Ведущий 2. Дальше идут они, а чтобы дорога веселей была, стали скороговорки сказывать.

Каждая группа говорит свои скороговорки.

Ведущий 2. Устали Клубочек и Иван-царевич, сели отдохнуть и заснули. Снятся Ивану его батюшка с матушкой. Во сне они ему золотые слова говорят.

Каждая группа говорит свои пословицы.

Ведущий 1.Вот и пришли они в тридевятое царство, в тридесятое государство к избушке Бабы-Яги.

Иван-царевич. Избушка-избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом.

Выбегают Кощей Бессмертный, Баба-Яга и Змей Горыныч.

Баба-Яга. Не губи, Иван-царевич, прости нас. Возьми свой сундучок.

Кощей. Не трогали мы золото, не сумели открыть волшебный замок.

Змей Горыныч. А так хочется посмотреть, что за злато-серебро находится в коробе.

Отдают сундук

Иван-царевич. Так и быть, прощаю вас. А чтобы сундук открыть да сокровище посмотреть, надо на урок к ребятам прийти и к учителю.

Сказочные герои " переносятся" на урок. Иван-царевич отдаёт сундук учителю и просит показать сокровище.

Учитель. Короб этот давно открыли, и богатство стало доступно каждому человеку.

На уроке выставка книг, в которых напечатаны сказки, пословицы, учитель демонстрирует их на уроке.

Учитель. Раз сокровище наше нашлось, то на радостях давайте поиграем.

3 группа детей проводит игру "Малечена-калечина".

Учитель. Что же является сокровищем нашего народа?

Ученики. Фольклор.

Учитель. Какие жанры устного народного творчества мы повторили на уроке?

Ученики. Мы вспомнили сказки, загадки, пословицы, скороговорки.

Учитель. Дайте им определения.

Ученики отвечают.

Учитель. Что ещё мы относим к народному творчеству, и это прозвучало у нас на уроке?

Ученики. Хороводные песни, игры.

Учитель. Дети, как вы думаете, является ли фольклор источником для создания шедевров искусства? Используем ли мы его в современной речи?

Ученики. Да. Мы читаем сказки, говорим пословицы, поговорки, загадки.

Учитель рассказывает о художественных произведениях, в основе которых лежит фольклор: А. Н. Островский " Снегурочка", Н.А.Некрасов " Кому на Руси жить хорошо:", картины В.Васнецова " Три богатыря", "Алёнушка", в 20 веке - развитие мультфильмов. Заканчивается урок мультфильмом "Ивашка из дворца пионеров".

Приложение.

Презентация.

Литература.

  1. Коровин В.И. Литература. 5 класс. Москва, " Просвещение", 2008.
  2. Детские подвижные игры народов СССР. Москва, "Просвещение",1988.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х частях. Москва, "Просвещение", 1990.
  4. Русские народные сказки, загадки, пословицы, скороговорки. Любое издание.