Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…" (по повести В.П. Катаева "Сын полка") с использованием ИКТ

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Форма мероприятия: вечер памяти.

Технологии: создание мультимедийной презентации “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” в программе Notebook для интерактивной доски; создание синквейна

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК; интерактивная доска; фрагменты из художественного фильма “Сын полка” (режиссер Г.Кузнецов, Свердловская киностудия, 1981); клипы “Маленькие солдаты большой войны”, “Главный праздник”; аудиозапись песни “Священная война” (музыка А.В.Александрова, стихи В.И.Лебедева-Кумача) в исполнении ансамбля песни и пляски имени Александрова, аудиозапись песни из кинофильма “Офицеры” в исполнении Е.Аграновича; аудиозапись официального обращения В.М. Молотова к советскому народу, аудиозапись (звук метронома); военная форма (пилотки, фуражки, гимнастерки, плащ-палатки, шинели, юбки, вещмешки) для участников сценических фрагментов; тексты повести В.П.Катаева “Сын полка”.

Оформление: плакат с изображением мальчишки военной поры; выставка иллюстраций учащихся “Великоваты были им шинели” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”, стихотворениям К.Симонова “Сын артиллериста”, “Майор привез мальчишку на лафете”, А.Твардовского “Рассказ танкиста”); выставка художественной литературы для детей о Великой Отечественной войне; буклеты “Чтобы помнили”; Георгиевские ленточки.

Межпредметные связи: история.

Аннотация

Любое событие живо до тех пор, пока о нем помнят. Память о событиях Великой Отечественной войны – особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. 65-летие со дня Победы – священнейшая дата для всех нас. Необходимо донести до сердец 11–12-летних ребятишек-пятиклассников то, что в тяжкую годину пришлось пережить многим тысячам их сверстников, правдиво воссоздать жизнь детей военной поры, рассказать о подвигах пионеров-героев, Зое Космодемьянской, Александре Матросове, 28 панфиловцах, блокаде Ленинграда. Учитель-словесник имеет предостаточно художественного материала для формирования у учащихся нравственных ценностей на примере событий ВОВ.

Вечер памяти “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” предполагает знакомство учащихся с темой сиротства во время Великой Отечественной войны.

Выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти “Дочь полка” (1840). Позднее Редьярд Киплинг написал рассказ “Дочь полка”.

Бесспорно, тема “Дети на войне” стала постоянным лейтмотивом в системе школьного литературного образования. К каким произведениям следует обращаться для раскрытия этой темы – вопрос неоднозначный. С одной стороны, повесть Валентина Петровича Катаева “Сын полка” наполнена различными конъюнктурными реалиями (именно за это произведение В.П.Катаев удостоен Сталинской премии). С другой стороны, история военного сиротства для той поры была не просто злободневной, она была всенародной драмой. Не стоит забывать и о том, что, к сожалению, сегодняшняя жизнь не стала менее жестокой, а детская бесприютность, обездоленность приобретает колоссальные масштабы.

Все учащиеся прочитали повесть В.П.Катаева “Сын полка”, посмотрели экранизацию этого произведения (художественный фильм “Сын полка” режиссера Г.Кузнецова (1981г) в 2 сериях). Причем просмотру художественного фильма предшествовало чтение книги. Многие из ребят отметили, что книга понравилась им больше. Во время прочтения и просмотра познавательная активность учащихся была достаточно высока. Свои впечатления дети перенесли на рисунки, представленные на выставке иллюстраций “Великоваты были им шинели”.

Проведение вечера памяти предваряла кропотливая творческая работа по созданию буклетов “Чтобы помнили”, в которые были включены повествования о прадедушках и прабабушках учащихся. Отрадно, что к этой исследовательской работе присоединилось не одно поколение семей (учащиеся расспрашивали родителей, бабушек и дедушек, других родственников о членах семьи, прошедших войну, без вести пропавших, погибших, узниках лагерей, блокадниках, тружениках тыла). С каким трепетом дети рассматривали старые-престарые фотографии, сохранившиеся в семейных альбомах, ордена и медали. По истечении определенного времени учащиеся начали неплохо ориентироваться в событиях военных лет, наградах, названиях фронтов, воинских подразделениях. Великая Отечественная война стала для них зримой.

Чтить память погибших во время минуты молчания вставанием – традиция, свято соблюдаемая всеми. Вечер памяти помогает школьникам стать причастными к этому давнему ритуалу.

Учащиеся услышат официальное обращение по радио министра иностранных дел Вячеслава Михайловича Молотова, сообщившего о нападении Германии на СССР. Именно В.М.Молотов в полдень 22 июня 1941 года объявил о начале Отечественной войны. И только через некоторое время этот текст повторил Ю.Левитан, который на протяжении Великой Отечественной войны 1941-1945г сообщал сводки военных действий на фронтах и приказы Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.

Символичным станет вручение каждому Георгиевской ленточки. Акция “Георгиевская ленточка-2010” проходит с 22 апреля по 9 мая. Задумана она РИА Новости и “Студенческой общиной” в 2005 году и с каждым годом становится все масштабнее. За 5 лет по всему миру было распространено более 55 миллионов ленточек.

Цель данного внеклассного мероприятия: создать условия для формирования нравственной компетенции через стимулирование у школьников интереса к изучению истории своей семьи, своей страны, воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, привитие общечеловеческих ценностей, уважения к достижениям и традициям своей семьи; освоение умения раскрывать проблемы, положенные В.П.Катаевым в основу повести “Сын полка”, развитие умений учащихся анализировать прочитанный художественный текст и сопоставлять с экранизацией повести, что будет способствовать воспитанию вдумчивого читателя, воспитанию умения ценить такие качества личности, как сострадание, бескорыстие, безмерное уважение к тем, кто жертвовал собой ради будущего.

Поставленные цели решаются на протяжении всего мероприятия посредством использования ИКТ.

Мультимедийная презентация “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”, созданная в программе Notebook для интерактивной доски, предполагает активное погружение учащихся в исторической период военной поры.

Сочетание слайдов презентации с видеоклипами-эпизодами из художественного фильма “Сын полка” (Свердловская киностудия, 1981), клипами “Маленькие солдаты большой войны”, “Главный праздник”, аудиозаписями позволяет донести до учащихся не только историческую канву военной поры, но и дух времени.

Форма внеурочной деятельности, где учащиеся становятся участниками моделируемых исторических событий, наиболее приемлема для среднего школьного возраста.

Учитель должен в совершенстве владеть приемами работы с интерактивной доской, звуковыми файлами, презентационным материалом, так как сценарий предусматривает многоразовое и быстрое переключение с одного режима на другой.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

С целью создания особой эмоциональной атмосферы звучит песня из художественного фильма “Офицеры” в исполнении Е.Аграновича.

На экране проецируется 1-ый слайд мультимедийной презентации для интерактивной доски “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”

Учитель

Сменяют друг друга весны. Время неумолимо бежит вперед. Вот уже 65-ая весна, когда радостно поют птицы, земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, и наступает святой для нашего Отечества день – день Победы. Давайте оглянемся назад, в далекий 1941 год и постараемся представить, каким был первый день войны.

А было воскресенье… 22 июня… Выходной… Обычный теплый летний день…

Люди занимались привычными делами. Старшеклассницы уже давно отутюжили свои первые бальные платья, ведь завтра у них такое событие – выпускной вечер. Девчонки помладше строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и миллионы жизней перечеркнет одно страшное слово – война.

Звучит аудиозапись обращения к советскому народу министра иностранных дел В.М.Молотова (от слов “Граждане и гражданки Советского Союза…” до слов “…наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас”). (Слайд №2).

Звучит отрывок из песни “Священная война” в исполнении ансамбля песни и пляски имени Александрова (музыка А.В.Александрова, стихи В.И.Лебедева-Кумача). (Слайд №3).

Импровизированная сцена прощания с уходящими на фронт юношами и девушками. (5-6 юношей и девушек (старшеклассники) застегивают гимнастерки, надевают шинели, собирают заплечные вещмешки и, выстроившись в импровизированную колонну, уходят, помахав на прощание близким).

Музыка звучит тише и под аккомпанемент тихо звучащей музыки девочка и мальчик (пятиклассники) читают стихотворение Б.Окуджавы “До свидания, мальчики”.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Учитель.

Они очень старались. Они безумно хотели вернуться назад. Туда, где их ждали, туда, где о них молились. Но жестокая война смешала с землей, развеяла пеплом, разбросала по госпиталям, разлучила миллионы жизней. Слышите, это крик неродившегося младенца. Он не родился – помешала война. (Слайд №4, фотография из Государственного архива РФ, хранящего фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941-1945г. Фотография закрывается “шторкой”). Вслушайтесь, это мучительный стон истекающего кровью. Он умер – его забрала война. (Слайд №5, фотография из Государственного архива РФ, хранящего фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941-1945г. Фотография закрывается “шторкой”). Вглядитесь в красивые лица этих юных девушек. Они никогда не наденут свадебные платья, их венчальным нарядом стал погребальный саван. (Слайд №6, фотография из Государственного архива РФ, хранящего фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941-1945г. Фотография закрывается “шторкой”). Преклонитесь перед этой Женщиной. Она осталась одна, отдав войне 9 своих сыновей. (Слайд №7, фотография из Государственного архива РФ, хранящего фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941-1945г. Фотография открывается).

Почтим память тех, кто уже никогда не засмеется, не прижмет к своей груди ребенка, не обнимет любимую, весной не бросит зерна в теплую землю…

Объявляется минута молчания в память о павших. (Слайд №8, аудиозапись звука метронома)

Учитель.

Детство целого поколения поглотила война… (Слайд №9)

Ученик выразительно читает стихотворение А.Румянцева “В наш городок сибирский, дальний…”

В наш городок сибирский, дальний
Полк на постой пришел с войны.
В нем был особый взвод солдатский,
Наш брат бедовый – пацаны.

То были стреляные волки –
Сыны полка. Сойти с ума:
Их знали Сталинград и Волга,
Да и Германия сама.

Их записали в нашу школу.
И вот мы ждали в первый раз:
Придут отчаянные шкоды,
Куда отчаяннее нас.

Пришли. За парты сели сзади,
В зеленом с головы до пят,
Как будто ряд окопов занял
Замаскированный отряд.

И только празднично сверкали
Под жестким светом строгих лиц
Нам недоступные медали
За взятье западных столиц.

В нас зависть жалкая кричала.
И лишь спасало от тоски,
Что парни двойки получали
И по подсказке отвечали
Негромким эхом у доски…

И все ж, когда у стен затертых,
Средь коридорной полутьмы,
Они стояли в гимнастерках –
Тихи, подтянуты, прямы

И настораживали уши,
Кося в окошечный провал,
Как будто бы боясь прослушать
Приказ негромкий иль сигнал, –

То знали мы: до школы шумной
Они уже прошли одну,
Где учат быть готовым к штурму,
Не верить в эту тишину.

И мы их бережно толкали.
На кучу падая малу,
И только звякали медали
Под нашим братом на полу.

И тут они – куда им деться –
Кидались в гущу кутерьмы.
Ребята возвращались в детство,
К их славе приобщались мы.
А. Румянцев

Просмотр клипа “Маленькие солдаты большой войны” (Слайд №9)

(При создании клипа использована песня “Сыны полка” (музыка Якова Дубравина, слова Вольта Суслова) в исполнении Владимира Матусова и ЭСО Ленинградского радио, дирижер А.Козловский)

Продолжение статьи

Фото

Буклеты учащихся

Главный праздник

Е.Агранович. Песня из кинофильма "Офицеры"

Маленькие солдаты большой войны

Официальное обращение Молотова

Священная война