«…Чувства добрые я лирой пробуждал…»
Актуальность обращения к творчеству великого поэта А.С.Пушкина обусловлена поликультурным разноязычным составом учащихся, необходимостью интегрировать разноязычных учащихся в единое образовательное и культурное пространство. Последние десятилетия развития нашего общества заставили пересмотреть установки, сущность и перспективы воспитательной работы, так как, во-первых, современное общество движется эволюционным, стихийно-экспериментальным путём, снижая уровень ценностного самосознания до примитивных утилитарных потребностей, во-вторых, социально-экономические преобразования открывают разнообразие задач воспитания, связанных с региональными, национальными различиями, особенностями микросоциума. Заслуживает внимания опыт работы ЦО №1458 как поликультурного пространства, где дети мигрантов составляют 19% к количеству учащихся школы: армяне – 4%, грузины – 2%,таджики – 2% , татары – 4% , узбеки – 2%, осетины – 1%, корейцы и вьетнамцы – 0,5%, азербайджанцы – 1,5%.
В ЦО №1458 действует программа работы с мигрантами, осуществляется принцип интеграции в школьное образовательное пространство детей мигрантов, говорящих на русском языке, из семей, где дома не говорят по-русски. В рамках данной программы школа обеспечивает детям индивидуализированную мотивирующую подготовку вне уроков. Коллектив учителей и воспитателей ЦО № 1458 придаёт первостепенное значение формированию социально-психологической среды, способствующей культурно-языковой и социально-психологической интеграции учащихся мигрантов, повышению уровня знаний государственного языка и культуры страны пребывания. Проводится воспитательная работа с русскими детьми по выстраиванию атмосферы взаимного интереса, помощи, толерантности. Важной составляющей такой работы являются способствующие глубокому и многоаспектному освоению классического культурного наследия, прежде всего творчества Александра Сергеевича Пушкина, ибо формирование ценностных ориентиров должно происходить через развитие творческих способностей учащихся через приобщение к традициям и культуры страны пребывания.
Цели и задачи
1. Формировать в ЦО №1458 социально-психологическую среду, способствующую культурно-языковой и социально-психологической интеграции учащихся мигрантов.
2. Повышать уровень знаний государственного языка и культуры страны пребывания, повышать уровень толерантности в образовательном учреждении
3. Показать интегративную роль пушкинского поэтического наследия в поликультурном пространстве ЦО № 1458 на материале лирических произведениях поэта
4. Интегрировать детей мигрантов в русский культурный (литературный) контекст средством художественного текста произведений А. С. Пушкина.
5. Вызвать интерес у учащихся из семей мигрантов к культуре страны пребывания, стимулировать собственное творчество детей.
6. Ориентировать учащихся на лучшие достижения культуры, воспитывать в атмосфере толерантности, творческого сотрудничества со сверстниками через приобщение к традициям, к культуре страны пребывания.
Сценарий литературного вечера
Оформление: Уголок А.С. Пушкина, плакаты, А.С. Пушкин и Северный Кавказ, книги, иллюстрации, фотографии памятных мест.
Участники: учащиеся 10 «Б» класса
Вступительное слово:
В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством её вершины, дающие на века этой литературе эстетический идеал. А.С. Пушкин занимает особое место в мировой культуре. Он создал художественные ценности мирового уровня. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понимание поэта, видя в нём современника. Он давно вышел за пределы литературы, сделавшись фактом общественного сознания. Современники Пушкина Гоголь и Белинский поражались способности поэта проникаться духом самых разнообразных явлений жизни и культуры человечества в самые различные времена и у самых разных народов. Ф.М. Достоевский, подчёркивая «всемирную отзывчивость» Пушкина, писал, что «Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность». Стремление к всемирному братству, к всечеловечности – этот «идеал», это внутреннее солнце увидел Достоевский в поэзии А.С. Пушкина. Творчество и жизнь Пушкина тесно связаны с Северным Кавказом. Великий русский поэт первым в русской поэзии открыл кавказскую тему не по чужим рассказам, книгам, а по собственным впечатлениям от посещения этих мест.
Заключительное слово:
Незадолго до смерти, столь неожиданной и такой преждевременной, Пушкин точно определил саму суть своего грядущего бессмертия:
Нет! Весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Что же такое пушкинская «душа в заветной лире»?
(Участники вечера поэзии читают стихотворения А.С. Пушкина на русском, азербайджанском, армянском, грузинском и белорусском языках)
Мешенмихварди, михварикидешеицлеба.
Чем гулшиджерхар
Маграм ар миндашени,сицоцхле
Метуквенмикхвархад, витонсизнарши
Мешенмихварда
Эхло-киихави у ченотсицоцхле…
Я пам’ятник собі воздвигНi, весь я не умру, я в лiрiжити буду,
Вiд праху утеченетлiннийзаповiт, -
I славу матиму, допокисеред люду
Лишиться хоч один пiїт.
Про мене відголос пройде в Русiвеликiй,
I нарече мене всяк сущий в нiйязик,
I гордий внук слов'ян, i фiнн, i нинi дикий
Тунгус, i друг cтепiвкалмик.
I довго буду тим я дорогий народу,
Щодобрiсть у серцяхпiснямивикликав,
Що в мiйжорстокийвiкпрославив я свободу
I за упалихобставав.
(Пер. М. Рыльского)Я помнiк сам сабе узнёс нерукатворны,
Туды не зарасценародная трапа,
Вышэйузняўсяёнвяршыняйнепакорнай
Александрыйскагаслупа.
Не, ўвесь я не памру - душа не стане прахам,
У лiрыдарагой свой захавае жар, -
I слаўны буду я, пакульпад Млечным Шляхам
Жыўбудзехоцьадзiнпясняр.
ПачуюцьпрамяневаўсейРусiвялiкай,
I кожныназаве той моваю, штозвык,
I гордыўнук славян, i фiн, i зараз дзiкi
Тунгус, i друг стэпоў калмык.
I доўга буду я за тое люб народу,
Што ў сэрцахдобрыяпачуццiабуджаў,
Што ў жудасны мой век уславiў я свабоду
I лiтасць к занядбанымзваў.
Творческое и человеческое кредо Пушкина едино. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал «чувства добрые» в душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждом, – единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Призыв к милосердию – это и есть те «добрые чувства», которые пробуждает пушкинская лира.
Для нас, живущих в эпоху, когда критическая масса зла так возросла, а доброты и милосердия так не достаёт, пушкинские Уроки Доброты особенно важны.