В любой школе есть творчески одаренные дети – те, кто уже в детстве пишет стихи, сочиняет рассказы, сказки, живо интересуется всем. Чтобы не пройти мимо талантливых детей, нужно пристальнее присмотреться к ним, увлечь делом, направить в нужное русло их творческую энергию, создать условия, чтобы талант проявился. Но, несмотря на то, что школьная жизнь богата и насыщена, в бурном потоке образовательной деятельности не все успевают принять в творческих делах активное участие, проявить себя и запомнить их как яркие моменты своей школьной жизни.
Проект «Калейдоскоп. Развитие и поддержка детского литературного творчества» позволил создать условия для реализации литературных способностей обучающихся и их занятости во внеурочное время.
Актуальность проекта еще и в том, что он содействует расширению коммуникативных и лингвистических компетенций обучающихся, несет профориентационную направленность и имеет высокую степень реализации, так как предполагает использование имеющихся кадровых ресурсов любой школы, неограниченного творческого потенциала обучающихся, современной компьютерной техники.
Новизна заключается в том, что в отличие от существующих школьных изданий города Белово, являющихся газетами, продукт нашего проекта – журнал-альманах, призванный освещать образовательные, спортивные и творческие достижения обучающихся, а также события школьной жизни.
В этом есть необходимость, так как проведенные исследования показали, что 24 %, четверть опрошенных нашей школы сочиняют стихи, рассказы или им нравиться писать сочинения и 83 % из них хотели бы, чтобы их произведении были опубликованы.
Поэтому цель нашего проекта:
развитие и поддержка детского литературного
творчества и инициативы обучающихся.
Основные задачи:
- Выявить детей, способных к литературному творчеству и издательскому делу;
- Организовать школьную издательскую команду для выпуска журнала-альманаха;
- Изучить основные критерии и требования, предъявляемые к печатному изданию, методы сбора и обработки информации;
- Освоить современные компьютерные программы, необходимые для работы над созданием и выпуском школьного журнала;
- Выпустить пилотный номер журнала;
- Проанализировать сильные и слабые стороны реализации проекта. Скорректировать дальнейшие действия.
На проект было отведено 7 месяцев. На данный момент проект реализован.
На 1 диагностическом этапе были выявлены интересы читательской аудитории, востребованность школьного издания, а также потребность обучающихся в публикации своих литературных материалов, в проявлении себя в качестве издателей.
На начальном этапе 45 % респондентов показали безразличное отношение к выпуску школьного журнала, что нас насторожило, но не остановило.
При создании журнала мы учли мнения обучающихся о том, каким должен быть школьный журнал: красочным, о школьной жизни.
На 2 этапе была организована школьная издательская команда по результатам тестирования и предоставленных конкурсных эссе. Команда поделена на творческие группы. Обязанности в творческих группах распределены в соответствии с критериями, разработанными нами самостоятельно. Например, для художественных редакторов необходимы умения рисовать, оформительские навыки, дизайнерские способности, так как в их обязанности входит: оформление журнала, дизайн разделов и рубрик. Хотя распределение обязанностей может быть условным, так как каждый участник может выполнить ту работу, которая кажется ему наиболее привлекательной и близкой по духу.
Следующий шаг – обучение издательской команды в рамках профориентационного курса «Основы журналистики». Были изучены основные критерии и требования, предъявляемые к печатному изданию, методы сбора и обработки информации, освоены современные компьютерные программы. Для проведения занятий, привлекались учителя русского языка, информатики, технологии, изобразительного искусства.
Параллельно шла работа по сбору материалов для первого номера, разработке макета и определению рубрик журнала. На выпуск было затрачено 6 недель.
Реклама первого номера осуществлялась посредством объявления и рекламного мультипликационного ролика, созданного самими членами издательской команды.
Завершающим этапом работы стал анализ сильных и слабых сторон проекта. Отмечено, что положительным является:
- ярко выраженная профориентационная направленность;
- формирование информационных, коммуникативных, лингвистических компетенций обучающихся;
- образование сплоченных групп творчески работающих детей и педагогов;
- реализация межпредметных связей
Издание журнала вызвало только положительные отклики, равнодушных почти не осталось. Высказано пожелание о том, что выпуск альманаха необходимо сделать школьной традицией. И это пожелание с успехом осуществляется.
Данный проект стал победителем на областном конкурсе «ИТ-педагог Кузбасса 21 века» и на IV городской конференции преподавателей «От качества образовательной подготовки – к качеству подготовки современных специалистов», был представлен на городской панораме методических идей «Школа инновационного опыта».
Издательская команда приняла участие в городском фестивале школьной прессы «Это нас волнует». Журнал стал лауреатом 1 степени на городском конкурсе детско-юношеских печатных СМИ и публикаций «Пресс-весна: инициативы молодых» в 2009 году и победителем в 2010.
Уверены, что основы профессиональной деятельности, заложенные в ходе реализации проекта, проявятся у наших детей в будущем и они смогут заявить о себе.