Цели:
- повторение и обобщение изученного по теме "Мифология. Мифы Древней Греции";
- расширение и углубление знаний учащихся по теме "Мифология. Мифы Древней Греции";
- расширение представлений учащихся об особенностях древнегреческой культуры, о её значении в истории мировой культуры и культуры Санкт-Петербурга;
- способствовать развитию образных представлений учащихся, их логического мышления;
- развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого;
- способствовать развитию умения взаимодействовать в коллективе.
Форма проведения:
урок-игра (урок-соревнование)Оборудование:
1) карточки для учащихся с заданиями
2) карточки для учителя
Ход урока
Предварительно класс делится на 3 группы (8 - 10 человек)
I. Вступительное слово учителя-ведущего:
- вспомнить понятия: миф, мифология
- вспомнить отличия мифа от сказки
II. Конкурсная программа урока:
1. Разминка: за 1 минуту команды должны вспомнить и записать как можно больше имён мифологических героев и богов; одна из команд (по жребию) зачитывает свой список, совпадающие имена вычёркиваются, по количеству неповторяющихся имён определяется победитель.
- 1 место - 15 баллов;
- 2 место - 10 баллов;
- 3 место - 5 баллов.
2. "Греческие и римские боги": ведущий называет римское имя бога, задача команд вспомнить его греческое имя и записать. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правильный ответ - 10 баллов.
3. "Восстанови текст": за 5 минут команды должны восстановить пропуски в предложенном тексте, связанном с названиями памятников античности Санкт-Петербурга. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Каждое верно восстановленное слово - 5 баллов.
4. "Исправь ошибки": за 10 минут команды должны исправить в тексте ошибки, связанные с мифологическими сюжетами. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Каждая верно найденная ошибка - 5 баллов.
5. "Узнай бога (героя)": задача команд по описанию узнать бога или героя (команды отвечают по очереди). ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Правильный ответ - 5 баллов (если команда догадается о ком идёт речь в начале описания, добавляется ещё 5 баллов).
6. "Блиц-вопрос": за 1 минуту команды должны ответить на как большее количество вопросов (команды отвечают по очереди). ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Правильный ответ - 5 баллов.
7. "Крылатые слова": задача команд узнать, о каких крылатых выражениях идёт речь (команды отвечают по очереди). ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Правильный ответ - 5 баллов.
III. Подведение итогов:
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, занимает 1 место, получает бонус 32 балла (на 8 человек) и распределяет их между собой в зависимости от вклада каждого в работу. Команда, занявшая 2 место, получает 28 баллов; 3 место - 24 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
"Греческие и римские боги"
1. Властелин богов Юпитер (Зевс)
2. Богиня брака Юнона (Гера)
3. Бог разума и искусства Феб (Аполлон)
4. Богиня красоты и любви Венера (Афродита)
5. Богиня охоты Диана (Артемида)
6. Богиня мудрости, ремёсел и мирного труда Минерва (Афина)
7. Бог торговли меркурий (Гермес)
8. Бог моря Нептун (Посейдон)
9. Бог огня Вулкан (Гефест)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Текст 1:
Среди мифологических героев основатель Петербурга выделял дочь Зевса - :. Чем же она так нравилась Петру? Скорее всего тем, что вела справедливые войны и знала толк в кораблестроении.
В нишах Петровских ворот, которые ведут в :, по обе стороны стоят две скульптуры: : - Полиада, что значит "хранительница города", и : - Паллада, что значит ":". Ещё одна скульптура этой богини стоит на главной аллее в : саду напротив фигуры Славы. Узнать её можно по :.
(Афину; в Петропавловскую крепость; Афина; Афина; воительница; в Летнем саду; шлему, щиту, змее).
Текст 2:
Она часто сопровождает верховного бога и его дочь Афину. В Эрмитаже есть точная копия античной скульптуры Зевса, держащего фигурку : - маленькую крылатую богиню :. Её можно увидеть над аркой : и над : воротами, сооружёнными в честь победы над :. Атрибутами богини : являются :.
(Ники; Победы; Главного штаба; над Нарвскими воротами; над Наполеоном; Ники; венок, пальма, оружие, трофеи).
Текст 3:
Санкт-Петербург строился и развивался как морской и торговый порт, а значит покровителями его были два олимпийских бога - : и :.
С аттика здания :, что на стрелке Васильевского острова, встречает пристающие суда бог :. Он приветствует корабли, протягивая вперёд руку, в которой держит :.
Бог-покровитель торговли : занял центральное место на кровле здания бывшей : (сейчас Пушкинский дом), расположенного на набережной Макарова,4.
(Гермес и Посейдон; Биржи; трезубец; таможни)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
По Млечному пути, проложенному по небесному своду, отправляются великие боги на Парнас, вершина которого является местопребыванием верховного бога древних греков Зевса. Властелин вселенной, сын Урана - неба и Геи - земли, владетель неба и земли, подземного царства и морей восседает на троне. В руке у него громовые стрелы и скипетр, у ног сидит орёл - символ верховной власти, рядом крылатая богиня справедливости Ника.
Причиной торжественного собрания стал спор между супругой Зевса Афиной и богиней охоты Артемидой. Стрелы бога любви Аполлона пронзили сердце Артемиды, она полюбила великого титана Прометея. Артемида утверждала, что Прометей, совершив свои 12 подвигов, стал достоин изображения в виде статуи со змеёй - символом победы над лернейской гидрой. Афина не любила Прометея, потому что он был сыном смертной женщины. "Прометей должен быть наказан за то, что дерзнул научить людей летать, изобретя крылья, - считала Афина, - Прометей должен быть обречён на танталовы муки - вечно любить самого себя".
Спор разрешил бог виноделия Дионис, он предложил: "Пусть Прометей совершит подвиг: найдёт вход в лабиринт и убьёт Минотавра, тем самым искупит свою вину".
На том и примирились.
По Млечному пути, проложенному по небесному своду, отправляются великие боги на ОЛИМП, вершина которого является местопребыванием верховного бога древних греков Зевса. Властелин вселенной, сын Урана - неба и Геи - земли, владетель неба и земли, подземного царства и морей восседает на троне. В руке у него громовые стрелы и скипетр, у ног сидит орёл - символ верховной власти, рядом крылатая богиня ПОБЕДЫ Ника.
Причиной торжественного собрания стал спор между супругой Зевса ГЕРОЙ и богиней охоты Артемидой. Стрелы бога любви АМУРА пронзили сердце Артемиды, она полюбила великого титана Прометея. Артемида утверждала, что ГЕРАКЛ, совершив свои 12 подвигов, стал достоин изображения в виде статуи со змеёй - символом победы над лернейской гидрой. ГЕРА не любила ГЕРАКЛА, потому что он был сыном смертной женщины. "ДЕДАЛ должен быть наказан за то, что дерзнул научить людей летать, изобретя крылья, - считала ГЕРА, - ДЕДАЛ должен быть обречён на танталовы муки - ВЕЧНО МУЧИТЬСЯ ОТ ГОЛОДА, ЖАЖДЫ И СТРАХА"
Спор разрешил бог виноделия Дионис, он предложил: "Пусть ТЕЗЕЙ совершит подвиг: найдёт вход в лабиринт и убьёт Минотавра, тем самым искупит свою вину".
На том и примирились.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1) Царь Коринфа, прославившийся мудростью, хитростью, плутовством. За то, что разгласил тайны богов людям, был наказан: должен был вкатывать на гору огромную каменную глыбу и каждый раз, почти достигнув цели, видеть, как она скатывается с вершины обратно. От его имени пошло известное выражение о тяжёлом, но безрезультатном труде. (Сизиф)
2) Одна из многочисленных нимф, обращённая в полуженщину, полуптицу. Нимфы очаровывали своим пением проплывающих мимо мореходов и убивали их. И только хитроумному Одиссею удалось послушать их пение и остаться живым. (Сирена)
3) Знаменитая богиня-воительница, дочь Зевса, покровительница народных героев. В Греции есть город, названный её именем. (Афина)
4) Этот бог изображается восседающим на троне с затемнённым лицом, с головой, увенчанной злаками и плодами, в руке у него жезл или ключ, у ног верный страж - пёс Цербер. Он - бог подземного царства. (Аид)
5) Один из исполинов, поддерживающий на своих плечах небесный свод. Этому наказанию он подвергся за то, что покушался на жизнь самого Зевса. (Атлант)
6) Это дочь критского царя Миноса. Она помогла Тезею выбраться из лабиринта и спастись от страшного чудовища Минотавра, дав ему чудесную нить. (Ариадна)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
- Как называлась гора, где обитали олимпийские боги? (Олимп)
- Кто был отцом Зевса? (Хронос - время)
- Кто освободил Прометея? (Геракл)
- Като такой Цербер? (трёхглавый пёс в царстве Аида)
- Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? (человек - загадка Сфинкса из Фив)
- Каковы символы Зевса? (скипетр, орёл, молнии)
- Она - олицетворение законного порядка и правосудия, её символ - весы, кто она? (Фемида)
- Сколько спутниц было у Аполлона? (9 муз)
- Кто такой Посейдон? (бог морей)
- Что такое кифара? (музыкальный инструмент)
- Как звали бога любви? (Эрот, Амур, Купидон)
- Он создал первых людей, научил их ремёслам, но навлёк на себя страшный гнев бога Зевса за то, что :(дал людям огонь)
- Сделав великое изобретение, он стал виновником гибели сына. (Дедал)
- Она рождена из морской пены, она - богиня красоты. (Афродита)
- Кто такие кентавры? (полулошади, полулюди)
- Какой труд называют сизифовым? (бесполезный, бессмысленный)
- Какое животное у древних греков считалось священным? (бык)
- Как был поделён мир между сыновьями Хроноса? (небо - Зевсу, море - Нептуну, подземный мир - Аиду, земля - общая)
- О ком говорят, что он "нарцисс"? (о самовлюблённом человеке)
- Что означает слово "музей"? (жилище муз)
- Как звали богиню мщения? (Немезида)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
- Эти большие помещения в течение многих лет не убирались. Очищены были в один день Гераклом. (Авгиевы конюшни)
- Выражение, означающее: путеводная нить, способ, помогающий выйти из затруднительного положения. (Нить Ариадны)
- Это выражение употребляется в значении: слабое, уязвимое место. (Ахиллесова пята)
- Выражение употребляется в значении: неудержимый, громкий хохот. Возникло из описания смеха богов в поэме Гомера "Илиада" (Гомерический хохот)
- Это выражение обозначает всякое запутанное сплетение обстоятельств, чтобы его разрешить, надо "рассечь : мечом", как это сделал Александр Македонский. (Гордиев узел)
- Выражение, обозначающее высшую степень радости, счастья, блаженства. (На седьмом небе)