Литература
-
Литература Древней Руси. Программа элективного курса 2011
Актуальность изучения древнерусской литературы, цели и задачи курса заключаются в формировании гражданской позиции, воспитании чувства патриотизма, качеств высоконравственной личности, формировании читательской культуры и умения видеть произведение в контексте эпохи. Написание рефератов на заданные темы поможет глубже изучить произведение, направит творчество учащихся в исследовательское русло.
-
Современная русская литература "Автор, который заставил меня задуматься". Рубен Давид Гонсалес Гальего. "Белое на черном" 2011
Учитель воспитывает у учащихся гражданскую позицию, толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями. В процессе работы изучается биография писателя, закрепляются навыки работы с авторским текстом, даются рекомендации для самостоятельного чтения.
-
Единство человека и природы 2011
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь".
-
Урок-исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" 2011
Урок-исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» является одним из этапов изучения творчества сатирика. Цель урока: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пескарь», идейно-художественное своеобразие произведения; сформировать у учащихся представление о специфике авторской, сатирической сказки как явлении искусства, о своеобразии таланта М.Е. Салтыкова-Щедрина; формировать навык работы с художественным текстом, умение работать со словарями, дополнительной литературой.
-
Обучение сочинению-стилизации в жанре народной волшебной сказки на уроках литературы с использованием учебного электронного пособия. 5-й класс 2011
На уроке литературы в 5-м классе дети учатся создавать сочинение-стилизацию в жанре народной волшебной сказки, то есть отбирать для сочинения сказочные присказки, зачины, концовки, словесные формулы, придумывать сюжет сказки, строить композицию сказки с помощью «карт Проппа». В качестве дидактического материала применяется авторское учебное электронное пособие «Творческая мастерская. Учимся сочинять волшебную сказку».
-
Урок русского языка в 11-м классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ выразительно-изобразительных средств при изучении притчи О.М. Безымянной "О благодеянии"» 2011
Сегодня, когда учащиеся затрудняются в написании сочинений-рассуждений на морально-этическую тематику, можно подготовить их к этому виду работы, анализируя притчи. В них легко выделить авторскую позицию, проблемы, а также проследить роль изобразительно-выразительных средств языка.
-
Урок литературы по теме «"Мертвые души" — это…» 2011
Вместе с Чичиковым учащиеся попадают в губернский город, в котором видят картину духовного обнищания и омертвения. Учащиеся проводят исследование стиля по первой главе, а дома, готовя по группам заочные экскурсии "В гостях у помещиков", продолжают эту работу.
-
Открытый урок по литературе "Драмы взрослых и драмы детей" (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе") 2011
На уроке литературы изучается повесть В.Г. Короленко "В дурном обществе".
-
Методическая разработка урока литературы для 9-го класса по произведению А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2011
Краткость – важнейшая черта рассказов А.П. Чехова. Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора – в малом сказать о большом. Увеличиваются требования к композиции, которая должна сделать рассказ более выразительным. Деталь – один из приёмов Чехова, помогающий представить изображаемую картину. Эволюционная ступенька образа "маленького человека" в литературе ХIХ века, составление формулы поведения такого человека в рассказе "Смерть чиновника".
-
Прошлое, настоящее и будущее России в цикле стихотворений А.А. Блока "На поле Куликовом" 2011
Цель урока – краткое знакомство с биографией А.А. Блока; изучение темы Родины в лирике Блока; раскрытие идейного и художественного своеобразия цикла «На поле Куликовом» (соотношение прошлого, настоящего и будущего России).
-
Урок-путешествие "А.П. Чехов. Жизнь и творчество". 10-й класс 2011
Нетрадиционная форма урока способствует развитию устной речи, активизирует мыслительную деятельность, интерес к судьбе А.П. Чехова. Использование презентации повышает познавательный интерес старшеклассников.
-
Интегрированный классный час "Гении России" 2011
Цель классного часа – способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки.
-
В.Ю. Драгунский "Он живой и светится…" 2011
Урок литературного чтения разработан в контексте развивающего обучения, нацеленного на общее развитие учащихся, развитие "ума, чувств и воли", т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика. На уроке учащиеся размышляют о настоящей дружбе, смелости, преодолении страха, об ответственности за другого человека.
-
Урок по литературе "А.С. Пушкин после ссылки в 1826—1828-х годах. Три встречи" 2011
Цель урока – познакомить учащихся с жизнью А.С. Пушкина после ссылки в 1826–1828-х гг.; раскрыть духовный мир поэта, круг его интересов; растущую душевную драму Пушкина; верность дружбе, идеалам, несмотря на атмосферу николаевской России; дать возможность оглянуться на самих себя, побудить к сознанию собственных духовных возможностей.
-
Особенности поэзии М.Ю. Лермонтова. 6-й класс 2011
Урок посвящен изучению творчества М.Ю. Лермонтова.
-
Урок литературы по роману И.А. Гончарова "Обломов" на тему "Обломов и "обломовщина"" 2011
Данная разработка позволяет показать возможности использования компьютерных, информационных и мультимедийных технологий на уроке литературы при формировании, изучении и углублении понятий, для развития речевых навыков, для повышения интереса учащихся к предмету.
-
Урок литературы по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая" на тему "Сила духа русской женщины". 9-й класс 2011
Знакомство с повестью В. Закруткина дает учащимся представление о тяжелом военном времени, пробуждает интерес к военной истории; способствует формированию таких качеств учащихся, как милосердие, доброта, человечность, бескорыстие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя; воспитывает у подрастающего поколения чувство истинного патриотизма, осознание своей жизненной позиции.
-
Занятие спецкурса "Учусь работать с текстом" по теме "Выразительные средства языка. Перифраз". 8-й класс 2011
Анализируя художественные тексты, учащиеся находят не только уже знакомые им средства выразительности речи, но и знакомятся с новым для них понятием "перифраза".
-
Встреча с удивительными людьми. 5-й класс 2011
Урок развития речи в 5-м классе проведен в форме урока-сюрприза. Он знакомит пятиклассников с творчеством талантливых людей и формирует у детей потребность развивать свои творческие способности. К уроку прилагается презентация.
-
Поэзия Страны восходящего солнца. Искусство видеть красоту. 7-й класс 2011
Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. В 7-м классе по программе В.Коровиной в рамках изучения зарубежной литературы предполагается знакомство учащихся с японской поэзией. Цели урока: расширить представление учащихся о культуре Японии, дать представление об образной и смысловой стороне японской поэзии, организовать творческую деятельность учащихся с целью выявления художественного своеобразия хокку.
-
Урок в 6-м классе в рамках экспериментальной площадки "Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения" ("Истоки") на тему "Моя Москва. Образ города" 2011
Материал представляет собой конспект интегрированного урока (история + литература) в 6-м классе в рамках экспериментальной площадки «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения» («Истоки»). Тип урока: закрепление и систематизация знаний.
-
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Смерть Поэта», «Пророк». Образ поэта-пророка и судьба поэта в лирике Лермонтова 2011
Урок продолжает знакомство учащихся с основными мотивами лирики Лермонтова. Образ поэта-пророка и его судьба прослеживаются на примере стихотворений «Смерть Поэта» и «Пророк». Стихотворение «Пророк» анализируется в сравнении со стихотворением Пушкина «Пророк». Осуществляется интеграция с уроком истории, что помогает учащимся лучше понять атмосферу того времени. На слайдах представлены портреты поэтов и исторических личностей, имена которых звучат на уроке.
-
"Славна богатырями земля Русская" 2011
Цель урока: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.
-
Сочинение по картине "Богатыри". 6-й класс 2011
Урок литературы в 6-м классе призван подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине, формировать у них речевые умения, отбирать материал и систематизировать его, строить сочинение в определенной композиционной форме.
-
Интегрированный урок-конференция (литература + история) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2011
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения.
-
Путешествие по пушкинским местам. 9-й класс 2011
Урок готовит обучающихся к изучению творчества А.С. Пушкина, открывает детскому восприятию пушкинские места, очарование псковской природы, источники поэтического вдохновения поэта, жизнь в ссылке. Путешествие по историческим местам помогут понять страсть Пушкина к изучению исторических событий.
-
Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс 2011
Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать и почувствовать этот мир, конечно же, надо знать о законах, по которым он сотворен, надо подготовить себя к встрече с книгой. Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо в совершенстве владеть ситуацией. Цель урока – разгадать загадку эзопова языка Салтыкова-Щедрина, расшифровать его «хитрую тайнопись» в главе «О корени происхождения глуповцев» (отрывок из романа "История одного города").
-
"Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)". 7-й класс 2011
Урок поможет учащимся и всем, кто любит поэзию и хочет научиться творчески мыслить, постичь тайну японских хокку, попробовать свои силы в их создании.
-
К 70-летию со дня рождения Н.М. Рубцова 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и поэтической судьбой Н.Рубцова, знакомятся с его поэтическим наследием и узнают основную тему его стихотворений.
-
"Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…" (Урок по сказке Экзюпери "Маленький принц") 2011
Урок нацелен на то, чтобы показать значимость сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в формировании высоконравственных качеств личности. Урок разделен на две части. Первая - защита ученических презентаций, которые были самостоятельно созданы в группах литературоведов. Вторая – дискуссия на тему: «Актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?»