Литература
-
Прошлое, настоящее и будущее России в цикле стихотворений А.А. Блока "На поле Куликовом" 2011
Цель урока – краткое знакомство с биографией А.А. Блока; изучение темы Родины в лирике Блока; раскрытие идейного и художественного своеобразия цикла «На поле Куликовом» (соотношение прошлого, настоящего и будущего России).
-
Урок-путешествие "А.П. Чехов. Жизнь и творчество". 10-й класс 2011
Нетрадиционная форма урока способствует развитию устной речи, активизирует мыслительную деятельность, интерес к судьбе А.П. Чехова. Использование презентации повышает познавательный интерес старшеклассников.
-
Интегрированный классный час "Гении России" 2011
Цель классного часа – способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, формированию положительной нравственной оценки деятельности во имя науки.
-
В.Ю. Драгунский "Он живой и светится…" 2011
Урок литературного чтения разработан в контексте развивающего обучения, нацеленного на общее развитие учащихся, развитие "ума, чувств и воли", т.е. развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности ученика. На уроке учащиеся размышляют о настоящей дружбе, смелости, преодолении страха, об ответственности за другого человека.
-
Урок по литературе "А.С. Пушкин после ссылки в 1826—1828-х годах. Три встречи" 2011
Цель урока – познакомить учащихся с жизнью А.С. Пушкина после ссылки в 1826–1828-х гг.; раскрыть духовный мир поэта, круг его интересов; растущую душевную драму Пушкина; верность дружбе, идеалам, несмотря на атмосферу николаевской России; дать возможность оглянуться на самих себя, побудить к сознанию собственных духовных возможностей.
-
Особенности поэзии М.Ю. Лермонтова. 6-й класс 2011
Урок посвящен изучению творчества М.Ю. Лермонтова.
-
Урок литературы по роману И.А. Гончарова "Обломов" на тему "Обломов и "обломовщина"" 2011
Данная разработка позволяет показать возможности использования компьютерных, информационных и мультимедийных технологий на уроке литературы при формировании, изучении и углублении понятий, для развития речевых навыков, для повышения интереса учащихся к предмету.
-
Урок литературы по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая" на тему "Сила духа русской женщины". 9-й класс 2011
Знакомство с повестью В. Закруткина дает учащимся представление о тяжелом военном времени, пробуждает интерес к военной истории; способствует формированию таких качеств учащихся, как милосердие, доброта, человечность, бескорыстие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя; воспитывает у подрастающего поколения чувство истинного патриотизма, осознание своей жизненной позиции.
-
Занятие спецкурса "Учусь работать с текстом" по теме "Выразительные средства языка. Перифраз". 8-й класс 2011
Анализируя художественные тексты, учащиеся находят не только уже знакомые им средства выразительности речи, но и знакомятся с новым для них понятием "перифраза".
-
Встреча с удивительными людьми. 5-й класс 2011
Урок развития речи в 5-м классе проведен в форме урока-сюрприза. Он знакомит пятиклассников с творчеством талантливых людей и формирует у детей потребность развивать свои творческие способности. К уроку прилагается презентация.
-
Поэзия Страны восходящего солнца. Искусство видеть красоту. 7-й класс 2011
Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. В 7-м классе по программе В.Коровиной в рамках изучения зарубежной литературы предполагается знакомство учащихся с японской поэзией. Цели урока: расширить представление учащихся о культуре Японии, дать представление об образной и смысловой стороне японской поэзии, организовать творческую деятельность учащихся с целью выявления художественного своеобразия хокку.
-
Урок в 6-м классе в рамках экспериментальной площадки "Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения" ("Истоки") на тему "Моя Москва. Образ города" 2011
Материал представляет собой конспект интегрированного урока (история + литература) в 6-м классе в рамках экспериментальной площадки «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения» («Истоки»). Тип урока: закрепление и систематизация знаний.
-
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Смерть Поэта», «Пророк». Образ поэта-пророка и судьба поэта в лирике Лермонтова 2011
Урок продолжает знакомство учащихся с основными мотивами лирики Лермонтова. Образ поэта-пророка и его судьба прослеживаются на примере стихотворений «Смерть Поэта» и «Пророк». Стихотворение «Пророк» анализируется в сравнении со стихотворением Пушкина «Пророк». Осуществляется интеграция с уроком истории, что помогает учащимся лучше понять атмосферу того времени. На слайдах представлены портреты поэтов и исторических личностей, имена которых звучат на уроке.
-
"Славна богатырями земля Русская" 2011
Цель урока: повторить полученные сведения о былинах, об устном народном творчестве.
-
Сочинение по картине "Богатыри". 6-й класс 2011
Урок литературы в 6-м классе призван подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине, формировать у них речевые умения, отбирать материал и систематизировать его, строить сочинение в определенной композиционной форме.
-
Интегрированный урок-конференция (литература + история) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2011
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения.
-
Путешествие по пушкинским местам. 9-й класс 2011
Урок готовит обучающихся к изучению творчества А.С. Пушкина, открывает детскому восприятию пушкинские места, очарование псковской природы, источники поэтического вдохновения поэта, жизнь в ссылке. Путешествие по историческим местам помогут понять страсть Пушкина к изучению исторических событий.
-
Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс 2011
Чтобы войти в художественный мир писателя, чтобы глубже осознать и почувствовать этот мир, конечно же, надо знать о законах, по которым он сотворен, надо подготовить себя к встрече с книгой. Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо в совершенстве владеть ситуацией. Цель урока – разгадать загадку эзопова языка Салтыкова-Щедрина, расшифровать его «хитрую тайнопись» в главе «О корени происхождения глуповцев» (отрывок из романа "История одного города").
-
"Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)". 7-й класс 2011
Урок поможет учащимся и всем, кто любит поэзию и хочет научиться творчески мыслить, постичь тайну японских хокку, попробовать свои силы в их создании.
-
К 70-летию со дня рождения Н.М. Рубцова 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и поэтической судьбой Н.Рубцова, знакомятся с его поэтическим наследием и узнают основную тему его стихотворений.
-
"Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…" (Урок по сказке Экзюпери "Маленький принц") 2011
Урок нацелен на то, чтобы показать значимость сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в формировании высоконравственных качеств личности. Урок разделен на две части. Первая - защита ученических презентаций, которые были самостоятельно созданы в группах литературоведов. Вторая – дискуссия на тему: «Актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?»
-
Урок внеклассного чтения в 5–6-х классах по рассказу О.Генри "Шедевр" 2011
Урок по новелле О.Генри "Последний лист" проводится в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Деятельность учащихся на стадиях вызова, осмысления, рефлексии разнообразная: используются приемы "чтение с остановками", "кластеры", "древо предсказаний", ответы на вопросы, работа со словарем, соотнесение старой и новой информации, написание творческой работы.
-
Математика и поэзия 2011
Использование данной познавательной информации на уроках и внеклассных занятиях даёт возможность воспитывать у детей любознательность, творческий подход к занятиям математикой.
-
Тема любви в русской лирике XIX–XX веков 2011
Урок позволяет рассмотреть тему в контексте литературного процесса XIX–XX веков. Учащиеся знакомятся с поэтическими шедеврами на тему любви, с теми, кому посвящена лирика русских поэтов.
-
Пути постижения рубаи Омара Хайяма через переводы и тувинские пословицы 2011
В статье рассматриваются методы обучения анализу рубаи как малого поэтического жанра, изучение их особенностей в диалоге культур (тувинской и персидской). Изучается история возникновения рубаи. Учащиеся учатся выстраивать образно-мотивные цепочки внутри единого пространства мировой литературы.
-
Н.В. Гоголь "Шинель" 2011
Автор знакомит учащихся с произведением Н.В. Гоголя. Развивает навыки анализа текста, взаимоотношение главного героя с окружающими.
-
Возможности ИКТ на уроках краеведения (культура края). 8-й класс 2011
Доклад, анализирующий возможности ИКТ на уроках краеведения, преимущества такого способа ведения занятий.
-
Рэй Брэдбери "Улыбка". Роль искусства в жизни человека 2011
Это первый и единственный урок по жанру современной фантастики. Урок был проведен в рамках предметной недели русского языка и литературы в школе в 8-м классе. Рассказ хоть и маленький, но его тема, очень сложная и актуальная, важна на данном этапе формирования личности школьника. Произведение к уроку уже было прочитано всеми учениками. Урок проведен при помощи ТСО и раздаточного материала, подготовленного учителем.
-
"Жизнь и творчество Р.Бернса."Интегрированный урок по зарубежной литературе, практическому курсу английского языка и лингвострановедению и страноведению 2011
Открытый урок по зарубежной литературе, интегрированный с практическим курсом английского языка и лингвострановедением и страноведением, по теме "Жизнь и творчество Р.Бернса" имеет целью ознакомление студентов с творчеством поэта и систематизацию уже имеющихся у студентов знаний по теме, полученных в курсе лингвострановедения и страноведения и на практическом курсе языка.
-
"Attalea Princeps." Сказка о гордой и сильной пальме 2011
В сказке-аллегории "Attalea princeps" о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, В.М. Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Урок посвящён анализу литературной сказки В.М. Гаршина "Attalea princeps". Цель урока – развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову. Дети должны увидеть, что для понимания произведения им нужно обращать внимание на многие детали текста.