Цели:
- дать представление о Бородинском сражении как кульминационном моменте в развитии действия романа;
- путем вопросов определить основной принцип описания войны у Толстого;
- анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить знания учащихся по теме;
- продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений;
- создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека.
Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагментов из фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука; раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Задача сегодняшнего урока – рассмотрение
сцены Бородинского сражения как кульминации
романа «Война и мир» и понимание философии
истории Л. Н. Толстого.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Чтобы
произведение было хорошим, надо любить в нем
главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил
«мысль народную» вследствие войны 1812 года».
Любимая мысль Толстого, «мысль народная»,
реализуется при создании сцен Бородинского
сражения.
Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.
2. Учитель. Следует обратить внимание на название романа. Вспомним, что такое антитеза? С какой целью Толстой выносит в заглавие романа антитезу «война» и «мир»?
Примерные ответы учащихся. Антитеза – это противопоставление, создающее эффект резкого контраста. Мир человеческой жизни представлен в романе-эпопее Л Н. Толстого в сложном переплетении и взаимодействии картин войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и дисгармонии в самых разных проявлениях. По-мнению Толстого, жизнь человека состоит из борьбы двух этих начал.
3. Учитель. Проведем небольшую исследовательскую работу. Какие ассоциации у вас вызывают слова «мир» и «война»?
Действия учащихся: работа в малых группах. Учащиеся подбирают слова-ассоциации. Один из представителей группы записывает на доске варианты, предложенные учащимися.
Учитель. Посмотрите на выписанные слова и сделайте вывод: какое значение Толстой вкладывает в понятие «мир» и «война»?
Примерные ответы учащихся:
А. Мир – гуманность, человечность, доброта, человек, жизнь.
Б. Война – кровь, смерть, боль, страдание. Эти понятия у Толстого многозначны. Война – это не только сражение, военные действия, но и разрушительные действия людей в мирное время, фальшь, корысть, карьеризм. Мир – любовь и взаимопонимание, стремление к обретению истины.
4. Учитель. Таким образом, понятия «мир» и «война» приобретают философское звучание в романе Толстого. Человеческая личность раскрывается у Толстого через философские понятия «мир» и «война». Мы видим героев Толстого не только в мирных сценах, но и в эпизодах, описывающих военные действия.
5. Учитель. Какие военные сцены, кроме Бородинского сражения, изображает Толстой в романе «Война и мир»?
Ответы учащихся: Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.
6. Учитель. Как изображена война 1805-1807 гг.?
Примерные ответы учащихся. Солдаты не понимают целей войны, Кутузов относится к ней отрицательно, общее состояние неразберихи. Кутузов старается удержать армию от боя. Война навязана.
7. Учитель. У вас на столах лежит фрагмент текста. (Приложение 1, эпизод 1) Это диалог между князем Андреем и Пьером незадолго до отъезда князя на войну 1805 г. Прочитайте и ответьте на вопросы:
- Какие чувства вызывает предстоящая война в Пьере?
- Назовите причину отъезда князя Андрея на войну?
Действия учащихся: выразительное чтение вслух данного фрагмента.
Примерные ответы. Война для Пьера – зло, т. к. она против его кумира. Цель войны для Пьера непонятна. Кн. Андрей уезжает на войну, т. к. он устал от привычной светской жизни, тяготится привычной жизнью, испытывает духовный кризис.
8. Учитель. Внимательно прочитайте размышления князя Андрея накануне Аустерлицкого сражения. (Приложение 1, эпизод 2)
- Какие чувства испытывает князь Андрей накануне военных действий? Назовите слова, указывающие на эти чувства.
- О чем мечтает Болконский перед сражением?
Действия учащихся: выразительное чтение вслух данного фрагмента.
Примерные ответы учащихся. Раздражение, волнение, беспокойство от предстоящего сражения. Он мечтает, что, наконец, наступит минута, которая принесет ему славу.
9. Учитель. Случай совершить подвиг представился кн. Андрею при Аустерлицком сражении. Но после ранения происходит переосмысление духовных ценностей. Кн. Андрей понял, что самая главная ценность у человека – это жизнь. Все остальное обман, ложь. Назовите главную особенность изображения войны в романе? Ответ запишите в тетрадь.
Действия учащихся: слушают учителя, обсуждают вопрос и делают запись в тетрадь.
Примерные ответы учащихся. Толстой сознательно показывает войну не в романтическо-героическом плане, «с развевающимися знаменами»; он акцентирует внимание на крови, страданиях и смерти.
10. (Слайд 2) Учитель. Культурологическая справка. Прежде чем мы обратимся к разговору о Бородинском сражении, необходимо совершить заочную экскурсию по историческим местам Санкт-Петербурга и Москвы, где есть памятники Отечественной войне 1812 года.
Комментарий одного из учащихся. В Москве в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия был возведен Храм Христа Спасителя. Храм был построен по проекту архитектора Константина Тона на народные деньги. Первоначальное здание строилось почти 44 года; освящено 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 1990-е годы, верхний храм освящен 19 августа 2000 года.
11. (Слайд 3) Комментарий одного из учащихся. Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен в 1801-1811 годы по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.
12. (Слайд 4) Комментарий одного из учащихся. 25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом. (Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов.)
13. (Слайд 5) Комментарий одного из учащихся. Следует обратить внимание еще на два исторических факта. Перед битвой был обычай: служили молебен чудотворной иконе. Выполнялся этот обычай и перед Бородинским сражением: с русскими войсками была Смоленская икона Божьей Матери. Толстой упоминает в романе о том, чтобы укрепить дух воинов, по лагерю проносят Смоленскую икону Божьей Матери. Ее возили за армией, так как считалось, что она помощница в военном деле.
14. (Слайд 6) Комментарий одного из учащихся. В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. орденом Кутузова награждались прославленные военачальники
15. Учитель. Заочная экскурсия подошла
к концу, и мы возвращаемся к страницам романа
Толстого «Война и мир». Тема войны получит новое
решение в изображении событий 1812 года. Обратимся
к эпизоду Бородинского сражения.
Перед вами внутренний монолог князя Андрея, его
размышления о предстоящем сражении. (Приложение
1, эпизод 3) Прочитайте и
ответьте на вопросы: (слайд 7)
- Какие чувства испытывает Андрей Болконский накануне Бородинского сражения?
- О чем думает князь Андрей?
- Вспомните, о чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения. Как изменился внутренний мир героя перед Бородинским сражением?
Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. В микрогруппе происходит обсуждение, затем звучат ответы, учащиеся записывают выводы в тетрадь.
Примерные ответы. Накануне Бородинского сражения князь Андрей размышляет о смысле жизни. Он чувствует волнение и раздражение. Жизнь представилась ему волшебным фонарем. Теперь князь Андрей не мечтает о славе, он боится смерти, но понимает, что смерть за Отечество – святое дело.
16. Учитель. Перед Бородинским сражением происходят важные встречи и разговоры для многих героев. Мы обратимся к эпизоду, в котором встречаются князь Андрей и Пьер Безухов. Прочитаем их диалог. (Приложение 1, эпизод 4)
Вопросы: (слайд 8)
- Почему так холодно и враждебно князь Андрей встречает Пьера?
- Какой вопрос мучил Пьера до встречи с князем Андреем?
- Что понял Пьер после разговора с Андреем Болконским?
- Какую главную мысль для понимания войны высказывает князь Андрей?
- Чем мысли князя Андрея кажутся странными на первый взгляд?
- Чем разговор с Пьером был важен для князя Андрея?
Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом. Обсуждение в микрогруппе, затем звучат ответы, запись основных положений в тетрадь.
Примерные ответы.
1. Князь Андрей холоден, почти враждебен по отношению к Пьеру. Пьер невольно одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а князь Андрей сейчас не хочет вспоминать об этом. Все, что он говорит, звучит почти злобно, как звучали в последнее время слова его отца.
2-3. Но, разговорившись, князь Андрей невольно совершает то, чего ждал от него Пьер, – объясняет положение дел в армии. Пьер понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, с которыми он встречался за последнее время. Это объясняет, почему люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Но пока люди живы, они думают о жизни. Этим они и сильны нравственно.
4. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, на которой живут дети и близкие. За эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях нельзя «ни себя жалеть», ни «великодушничать с врагом».
5. Толстой вкладывает в уста князя Андрея странные на первый взгляд мысли: «Я бы не брал пленных…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей не только оправдывает жестокость, но и призывает к расправе над врагом. И это он, который еще недавно осуждал ужасы войны. Но это все справедливо. Князь Андрей объясняет свои слова: «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения.
6. Но и для князя Андрея разговор с Пьером был важен. Как это часто бывает, высказывая свои мысли другому человеку, яснее понимаешь то, о чем думал в одиночестве. Болконский рассуждал не только о своей жизни, но и о жизни всех близких ему людей, чья судьба должна решиться после Бородинского сражения.
17. (Слайд 9) Учитель. В романе
«Война и мир» звучат слова Толстого о том, что
война должна идти не по правилам фехтовального
искусства.
«…Благо тому народу, который в минуту испытания,
не спрашивая о том, как по правилам поступали
другие в подобных случаях, с простотой и
легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и
гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство
оскорбления и мести не заменится презрением и
жалостью».
«Война – это самое гадкое дело в жизни».
- Какую войну признает и оправдывает Толстой?
Действия учащихся: слушают учителя, затем индивидуально работают с цитатой и отвечают на вопрос. После обсуждения вывод записывают в тетрадь.
Примерные ответы.
Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это «самое гадкое дело в жизни», говорит Толстой устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага. Осуждая ужасы войны, Толстой призывает не складывать оружия, когда войны нельзя избежать.
18. Учитель. И вот наступает 26 августа – день Бородинского сражения. Сошлись две армии: русская и французская. Итог сражения пока неизвестен. Кто же руководит сражением?
Ответ учащихся. Сражением руководят Кутузов и Наполеон.
Учитель. Перед вами характеристика Кутузова и Наполеона, которую дает Толстой.
(Слайд 10)
Действия учащихся. Один из учащихся выразительно читает цитаты.
Учитель. Как же ведут себя два великих полководца в Бородинском сражении?
Действия учащихся. Звучат устные ответы.
Примерный ответ. Кутузов обладает тайным знанием: сражение выигрывает тот, на чьей стороне находится нравственная правда. Он уверен в победе, все его приказы поддерживают и усиливают дух войска. Наполеону война нужна для престижа и личной славы. Его приказы бессмысленны и жестоки.
Учитель. (Слайды 11, 12) Обратите внимание, какой образ Кутузова и Наполеона создает режиссер Сергей Бондарчук в фильме «Война и мир». Какие основные черты характера двух полководцев подчеркивает режиссер?
Действия учащихся. После просмотра эпизодов звучат устные ответы.
Примерные ответы. Режиссер изображает
Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает
его старческую дряхлость и сентиментальность.
Так, в важный момент генерального сражения мы
видим полководца за обедом, с жареной курицей в
тарелке. Кутузов уверен в победе. Он руководит
духом войска, вселяет в людей веру в победу.
Необыкновенным цинизмом веет от образа
Наполеона. И в этом проявляются основные черты
французского полководца: тщеславие,
самовлюбленность, уверенность в собственной
правоте и непогрешимости. Честолюбие делает его
жестоким и бесчувственным к страданиям людей.
Режиссер подчеркивает неистребимое желание
Наполеона все время выглядеть великим, его
откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от
своих поступков, восхваляемых половиной света, и
потому должен был отречься от правды, добра и
всего человеческого».
19. Учитель. Подведем первый итог. У вас на столах лежит фрагмент текста. Это размышления Кутузова и Наполеона накануне Бородинского сражения. (Приложение 1, эпизод 5)
Прочитайте и ответьте на предложенные вопросы.
1. Какие человеческие качества скрыты, на
первый взгляд, в Кутузове?
2. Какие качества воплощает в себе Наполеон?
3. В чем обвиняет Толстой Наполеона?
4. Какое знание отличает Кутузова от Наполеона.
Вопросы дублируются на экране. (Слайд 13)
Действия учащихся. Самостоятельное чтение данных фрагментов. Обсуждение в микрогруппах вопросов, запись основных положений в тетрадь. Учащиеся вслух читают свои размышления.
Примерные ответы учащихся.
1. В Кутузове скрыта теплота патриотизма, присущая всей русской армии. Именно об этой характерной особенности и говорил Пьеру Андрей Болконский. Кутузов величественно отдается воле событий. Он не заботится о впечатлении, которое он производит на других людей.
2. Наполеон воплощает в себе суетность, он заботится о впечатлении, которое производит на других.
3. Толстой обвиняет Наполеона в отсутствии в нем человечности, он не понимает ни красоты, ни добра, ни правды. В нем все ложь и обман.
4. Кутузов в отличие от Наполеона знает то, что участь сражения решают не распоряжение главнокомандующего, а тот дух войска, о которой Пьеру говорит князь Андрей. Не себя Кутузов стремится возвеличить, не свою волю продиктовать истории. В его образе воплощена «мысль народная». В Наполеоне нет душевности, теплоты по отношению к людям. Наполеон выполняет роль доктора, который только мешает своими лекарствами.
20. Учитель. Бородинское сражение показано глазами не только Кутузова и Наполеона. Это событие народное. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова. Поразмышляйте, почему именно Пьеру Толстой доверил изображение Бородинского сражения?
Примерные ответы учащихся. Толстой сознательно показывает Бородинское сражение глазами Пьера, поскольку Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Поэтому он пристально наблюдает за настроениями участников сражения. По Толстому, именно настроение определяет победу. Это не тактическая победа, а нравственная победа русских.
21. Учитель. (Слайд 14) Вместе с Пьером мы видим панораму Бородинского сражения. Просмотрите эпизод из фильма «Война и мир» и обратите внимание на роль пейзажа в описании сражения.
Действия учащихся. Просмотр эпизода.
Учитель. (Приложение 1, эпизод 6) Для Толстого природа – это высший суд над человеческими деяниями. Обратимся к тексту романа. Прочитайте фрагмент текста и ответьте на предложенные вопросы:
- Какой пейзажный образ проходит через все описание боя?
- Какую роль выполняет пейзаж в конце эпизода?
- Как вы понимаете слова Толстого: «…нравственная победа была одержана русскими под Бородиным»?
Вопросы дублируются на экране. (Слайд 15)
Действия учащихся. Двое учащихся вслух читают фрагмент текста. Обсуждение в микрогруппах вопросов, запись основных положений в тетрадь. Учащиеся вслух читают свои размышления.
Примерные ответы. Через все описание
боя проходит замечательный пейзажный образ
солнца, освещающего битву: утреннего солнца,
рассеивающего туман, смешанный с дымом
выстрелов; солнце в середине сражения; солнце
бьет косыми лучами прямо в лицо Наполеона, а в
конце сражения тучи закрыли солнце, стал
накрапывать дождик на убитых, раненых, на
испуганных и изнуренных людей. Образ солнца
сопровождает у Толстого звуки выстрелов и дым.
Пейзаж в конце эпизода выполняет роль
миротворца, уговаривающего людей опомниться,
ужаснуться над тем, что натворили. Природа играет
роль умиротворяющую, ощущение неестественности,
ужаса происходящего усиливается от впечатления
контраста войны и природы.
Русскими была одержана нравственная победа, так
как в каждом солдате была та сила, та скрытая
теплота патриотизма, та истина, которая помогала
людям сражаться.
22. Учитель. (Слайд 16) Обратите внимание на слова академика Д. С. Лихачева: «В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы».
- О какой нравственной правде, по вашему мнению, говорит Лихачев?
Действия учащихся: звучат устные ответы.
Примерные ответы. Лихачев говорит о том, что побеждает правый. И победа того, кто прав, не всегда внешняя, но всегда нравственная. Русские одержали не только внешнюю победу, Нои нравственную победу над врагом, так как правда на стороне русских.
23. Учитель. Наш разговор о значении сцен, посвященных Бородинскому сражению, подошел к концу. Мы проследили принцип изображения войны Толстым, рассмотрели эпизоды, связанные с пониманием философии истории у Толстого. Необходимо ответить на следующие вопросы:
- Почему Бородинское сражение мы вправе назвать кульминацией романа «Война и мир»?
- Определите основной принцип изображения войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Действия учащихся: после обсуждения звучат устные ответы.
Примерные ответы. Бородинское
сражение мы вправе называть кульминационным
моментом в развитии действия. Во-первых, в ходе
войны Бородинское сражение было переломным
моментом, после которого французское
наступление захлебнулось. Во-вторых, Бородинское
сражение – кульминационный момент в
художественном развитии действия в романе, так
как это точка пересечения судеб всех героев
романа. В сражении участвуют или присутствуют
при нем почти все главные герои, от того, как
сложится их судьба, зависит участь всех других
героев романа, связанных с участниками сражения
семейно или духовно.
Изображая войну 1812 года, Толстой подчеркивает
кровавость войны, его герои говорят, что война –
самое страшное и бессмысленное дело. Но при
изображении войны 1812 года Толстой указывает на
историческую необходимость войны. Толстой
внушает отвращение к войне. Война для Толстого
бессмысленное и бесчеловечное дело. «Люди,
опомнитесь» – вот главная мысль писателя.
Толстой сознательно показывает войну не в
романтическо-героическом плане, «с
развевающимися знаменами»; он акцентирует
внимание на крови, страданиях и смерти.
24. Учитель. (Слайд 17) Домашнее задание. Дома вам предлагается ответить на вопросы:
1. Почему Толстой считает Бородинское
сражение нравственной победой русских?
2. Как это отразилось на изображении боя?
(ответ запишите в тетрадь).
Список литературы:
- Толстой Л.Н. Война и мир. – Москва, 1993.
- Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого. – М., 1978.
- Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб, 2000.
- Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. – М.: Дрофа, 2006.
- Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983.