Повторение изученного по теме "Имя существительное" (И.А. Бунин "Детство")

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  1. Повторить изученный материал по данной теме на примере стихотворения И.А.Бунина «Детство», повторить речеведческие понятия: научное определение слова, речевая ситуация, стиль, тип и т.д.
  2. Закрепить представление о тексте, совершенствовать навыки выделения в тексте имен существительных, их морфологических признаков.
  3. Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность мышления.
  4. Воспитывать эстетический вкус обучающихся.

Оборудование:

  • портрет И.А.Бунина;
  • текст стихотворения И.А.Бунина «Детство»;
  • репродукция картины И.И.Шишкина «Сосновый бор»;
  • дифференцированные задания к тексту;
  • фильм-презентация «Детство».

Ход урока

Учитель. Я рада видеть вас. Здравствуйте! Проверьте все ли готово к уроку, тема которого «Повторение изученного материала по теме «Имя существительное». Урок – ... .»

Вход на урок по пропуску. Приготовьтесь.

Карточка №1. Блиц-опрос.

  1. Имя существительное – это ...
  2. Отвечает на вопрос ...
  3. Обозначает ...
  4. Изучается в разделе ...
  5. Известный русский филолог ...
  6. Существительное лебедь какого рода?
  7. Главные члены предложения ...
  8. Способы образования имен существительных ...
  9. Какой раздел науки изучает произношение слов?
  10. Писатель – переводчик мифов о мудром Гайавате?
  11. Типы речи: ...
  12. Стили речи: ...
  13. Сколько склонений у имен существительных ?
  14. Яркое, образное определение – ...
  15. Имена существительные бывают собственные и ...

Учитель. Поздравляю! Вы все успешно получили пропуск на урок. Открываем тетради, записываем число, тему. (Комментированное письмо.)

Словарный диктант. Спишите, вставьте пропущенные буквы:

  • По..даваться, жизн..любие, уча..ствовать, грус..ный, и..чезать, мяч.., чес..ность, чу..ства, уд..вольствие. Детство.

- Кто может сказать, что словарный диктант выполнен верно. Какое опорное слово получилось?

Проверка словарного диктанта (повторение орфограмм).

Задание к словарному диктанту.

  1. Назвать имена существительные.
  2. Определить способ образования слова жизнелюбие
  3. Составить словосочетание с опорным словом и сделать разбор словосочетания
  4. Дать лексическое значение слова детство (индивидуальная работа со словарем – карточка №2).

Карточка №2.

  1. Найдите в словаре лексическое значение слова детство.
  2. Составить предложения со словом детство.
  3. Сделайте синтаксический разбор составленного предложения. (Синтаксическая модель предложения: Детство – это ... .)

(Обобщение содержания предложений, составленных обучающимися, позволит найти отсутствующее слово к теме: «Урок-воспоминание».)

Учитель. Детские годы – особые, забыть их невозможно. Урок-воспоминание поможет увидеть эту интересную пору глазами Иван Алексеевич Бунин. «Сердцем помню только детство». Эти слова являются эпиграфом нашего урока.

- Что вы знаете о детстве Ивана Алексеевича Бунина?

Экспресс – информация обучающихся по тексту учебника (проверка д/з: «В мире литературы», стр. 87 -89; индивидуальные задания: подготовить дополнительные биографические сведения о И.А.Бунине).

Учитель. Свои детские впечатления И.А.Бунин выразил в стихотворениях, одно из которых назвал «Детство».

Рисунок 1. И.А.Бунин.

Учитель читает стихотворение.

Детство.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк…Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся согрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

И.А.Бунин

(Пауза после прочтения обязательна. Чтобы появилось желание обменяться впечатлениями, надо дать обучающимся возможность почувствовать текст.)

Впечатления обучающихся: Необыкновенно теплые воспоминания о детстве, проникнуты солнечным светом, радостью, счастьем, солнцем, теплом, красотой и др.

Учитель. Конечно, вы правы. Перед нами воспоминание о детстве. Докажите, что это поэтический текст.

Обучающиеся приводят доказательства с помощью рифмующихся строк

Учитель. Работаем над текстом стихотворения.

Карточка №3 (группа из 4 обучающихся).

Лингвистический анализ поэтического текста.
Желаю удачи!

Карточка №4.

Выпишите из текста стихотворения И.А.Бунина «Детство» имена существительные, определите род, склонение.
Желаю удачи!

Карточка №5.

Составьте речевую ситуацию к стихотворению И.А.Бунина «Детство»
Желаю удачи!

Карточка №6.

Затранскрибируйте строку из стихотворения И.А.Бунина «Детство»: И весело мне было поутру бродить...
Желаю удачи!

Карточка №7.

«3»
Сделайте морфемный разбор слова сухость.
«4»
Определите способ образования слова сухость.
«5»
Составьте морфемную модель слова сухость.
Подберите слова, соответствующие морфемной модели.
Желаю удачи!

Карточка №8.

Сделайте морфологический разбор слова к сосне.
Желаю удачи!

Контроль за выполнением заданий (частично).

Учитель. Слово – это заряд огромной внутренней силы, это образное отражение дум и чувств. Попробуем и мы создать образ из слов, которые вы выделили на уроке.

Рисунок 2

Учитель. Правильно. Это рамка для картины. Вашему вниманию предоставлена картина мастера пейзажа И.И Шишкина « Сосновый бор». (Учитель обращает внимание на портрет И.И Шишкина, выполненного И.Н Крамским.)

Рисунок 3

Обучающиеся сопоставляют картину с прочитанным, находят общее, высказывают свои впечатления, вспоминают летний день, приятную прохладу, журчание речки, солнечный свет, тепло родительского дома.

Учитель.

По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем как наследство

Ваше наследство сегодня – воспоминание. Вспоминайте с удовольствием!

Просмотр видеоклипа «Детство – это я и ты» (поэт Юрий Чичиков, композитор Михаил Пляцковский). (Видеоклип находится у автора.)

(Для видео использованы фотографии из школьной жизни обучающихся данного класса. Каждому ребенку видео в подарок.)

Домашнее задание.

Творческая работа «Краски моего детства»:

  1. Сочинение по теме « Краски моего детств».
  2. Стихотворение по теме « Краски моего детства».
  3. Рисунок «Краски моего детства».

Выставление оценок.

Учитель. Спасибо за сотрудничество. Светлых вам дней и радости!

Творческая работа ученицы 6а класса Мишиной Екатерины.

Рисунок 4