Цели урока:
- Повторить изученный материал по данной теме на примере стихотворения И.А.Бунина «Детство», повторить речеведческие понятия: научное определение слова, речевая ситуация, стиль, тип и т.д.
- Закрепить представление о тексте, совершенствовать навыки выделения в тексте имен существительных, их морфологических признаков.
- Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность мышления.
- Воспитывать эстетический вкус обучающихся.
Оборудование:
- портрет И.А.Бунина;
- текст стихотворения И.А.Бунина «Детство»;
- репродукция картины И.И.Шишкина «Сосновый бор»;
- дифференцированные задания к тексту;
- фильм-презентация «Детство».
Ход урока
Учитель. Я рада видеть вас. Здравствуйте! Проверьте все ли готово к уроку, тема которого «Повторение изученного материала по теме «Имя существительное». Урок – ... .»
Вход на урок по пропуску. Приготовьтесь.
Карточка №1. Блиц-опрос.
- Имя существительное – это ...
- Отвечает на вопрос ...
- Обозначает ...
- Изучается в разделе ...
- Известный русский филолог ...
- Существительное лебедь какого рода?
- Главные члены предложения ...
- Способы образования имен существительных ...
- Какой раздел науки изучает произношение слов?
- Писатель – переводчик мифов о мудром Гайавате?
- Типы речи: ...
- Стили речи: ...
- Сколько склонений у имен существительных ?
- Яркое, образное определение – ...
- Имена существительные бывают собственные и ...
Учитель. Поздравляю! Вы все успешно получили пропуск на урок. Открываем тетради, записываем число, тему. (Комментированное письмо.)
Словарный диктант. Спишите, вставьте пропущенные буквы:
- По..даваться, жизн..любие, уча..ствовать, грус..ный, и..чезать, мяч.., чес..ность, чу..ства, уд..вольствие. Детство.
- Кто может сказать, что словарный диктант выполнен верно. Какое опорное слово получилось?
Проверка словарного диктанта (повторение орфограмм).
Задание к словарному диктанту.
- Назвать имена существительные.
- Определить способ образования слова жизнелюбие
- Составить словосочетание с опорным словом и сделать разбор словосочетания
- Дать лексическое значение слова детство (индивидуальная работа со словарем – карточка №2).
Карточка №2.
- Найдите в словаре лексическое значение слова детство.
- Составить предложения со словом детство.
- Сделайте синтаксический разбор составленного предложения. (Синтаксическая модель предложения: Детство – это ... .)
(Обобщение содержания предложений, составленных обучающимися, позволит найти отсутствующее слово к теме: «Урок-воспоминание».)
Учитель. Детские годы – особые, забыть их невозможно. Урок-воспоминание поможет увидеть эту интересную пору глазами Иван Алексеевич Бунин. «Сердцем помню только детство». Эти слова являются эпиграфом нашего урока.
- Что вы знаете о детстве Ивана Алексеевича Бунина?
Экспресс – информация обучающихся по тексту учебника (проверка д/з: «В мире литературы», стр. 87 -89; индивидуальные задания: подготовить дополнительные биографические сведения о И.А.Бунине).
Учитель. Свои детские впечатления И.А.Бунин выразил в стихотворениях, одно из которых назвал «Детство».
Рисунок 1. И.А.Бунин.
Учитель читает стихотворение.
Детство.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк…Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся согрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
И.А.Бунин
(Пауза после прочтения обязательна. Чтобы появилось желание обменяться впечатлениями, надо дать обучающимся возможность почувствовать текст.)
Впечатления обучающихся: Необыкновенно теплые воспоминания о детстве, проникнуты солнечным светом, радостью, счастьем, солнцем, теплом, красотой и др.
Учитель. Конечно, вы правы. Перед нами воспоминание о детстве. Докажите, что это поэтический текст.
Обучающиеся приводят доказательства с помощью рифмующихся строк
Учитель. Работаем над текстом стихотворения.
Карточка №3 (группа из 4 обучающихся).
Лингвистический анализ поэтического текста.
Желаю удачи!
Карточка №4.
Выпишите из текста стихотворения И.А.Бунина «Детство» имена
существительные, определите род, склонение.
Желаю удачи!
Карточка №5.
Составьте речевую ситуацию к стихотворению И.А.Бунина «Детство»
Желаю удачи!
Карточка №6.
Затранскрибируйте строку из стихотворения И.А.Бунина «Детство»: И весело
мне было поутру бродить...
Желаю удачи!
Карточка №7.
«3»
Сделайте морфемный разбор слова сухость.
«4»
Определите способ образования слова сухость.
«5»
Составьте морфемную модель слова сухость.
Подберите слова, соответствующие морфемной модели.
Желаю удачи!
Карточка №8.
Сделайте морфологический разбор слова к сосне.
Желаю удачи!
Контроль за выполнением заданий (частично).
Учитель. Слово – это заряд огромной внутренней силы, это образное отражение дум и чувств. Попробуем и мы создать образ из слов, которые вы выделили на уроке.
Рисунок 2
Учитель. Правильно. Это рамка для картины. Вашему вниманию предоставлена картина мастера пейзажа И.И Шишкина « Сосновый бор». (Учитель обращает внимание на портрет И.И Шишкина, выполненного И.Н Крамским.)
Рисунок 3
Обучающиеся сопоставляют картину с прочитанным, находят общее, высказывают свои впечатления, вспоминают летний день, приятную прохладу, журчание речки, солнечный свет, тепло родительского дома.
Учитель.
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем как наследство
Ваше наследство сегодня – воспоминание. Вспоминайте с удовольствием!
Просмотр видеоклипа «Детство – это я и ты» (поэт Юрий Чичиков, композитор Михаил Пляцковский). (Видеоклип находится у автора.)
(Для видео использованы фотографии из школьной жизни обучающихся данного класса. Каждому ребенку видео в подарок.)
Домашнее задание.
Творческая работа «Краски моего детства»:
- Сочинение по теме « Краски моего детств».
- Стихотворение по теме « Краски моего детства».
- Рисунок «Краски моего детства».
Выставление оценок.
Учитель. Спасибо за сотрудничество. Светлых вам дней и радости!
Творческая работа ученицы 6а класса Мишиной Екатерины.
Рисунок 4