Цель урока: используя групповую работу, показать, какие средства использует писатель, чтобы воспеть силу человеческого духа.
Задачи:
- Обучающие – знакомство с устаревшими словами, работа с текстом.
- Развивающие – развитие эмоций и воображения учащихся, развитие выразительного чтения, устной и письменной речи, обогащение словарного запаса.
- Воспитывающие – формирование эстетического вкуса, воспитание уважения к личности автора, к художественному слову; формирование представлений об общечеловеческих ценностях.
Метод: эвристическая беседа, работа в группах.
Оборудование: на доске – тема урока, под фотографией Б.Шергина – фамилия, имя отчество писателя, годы жизни (1893-1973), словарь И.Моисеева «Поморьска говоря», выставка книг писателя, видеофильм, презентация.
«Человек-художник с юных лет прилепляется душой к чему-нибудь «своему». Все шире и шире открываются душевные его очи, и он ищет, находит и видит желанное там, где нехудожник ничего не усматривает».
Б. Шергин. Из дневника
ХОД УРОКА
I. Учитель: Знакомо ли вам имя
Борис Викторович Шергин? Назовите, какие
произведения этого писателя вам известны?
(«Рифмы», «Волшебное кольцо», «Сказки о Шише»,
«Мартынко», «Миша Ласкин»).
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с
творчеством этого замечательного северного
писателя. Борис Викторович Шергин родился в
Архангельске, здесь же прошли его юношеские годы.
Именно Архангельск и все, что связано с его
прошлым, – основная тема его произведений. (Слайд
1)
– Прочитайте высказывание Алексея Коновалова.
Что, по вашему мнению, хочет нам сказать писатель?
– Прочитайте внимательно тему урока. Как вы
считаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (Слайд
2)
– Как вы понимаете слово «упование»? Где мы можем
встретить такое слово? А вот что пишет Борис
Викторович в дневнике: «Ежели твое «упование
есть любовь к красоте Руси, то «эти бедные
селенья, эта скудная природа» радостное
«извещение» несут твоему сердцу. <…> Лично я,
например, не ношу и не вижу с собою никакого
особого мира. Мое упование в красоте Руси». [5, с. 7].
– Нужно ли, с вашей точки зрения, в наше время
говорить о красоте? Если да, то зачем?
– Действительно, человек не может жить без
красоты. Борис Шергин, вспоминая свое детство и
«отцову дружину», как писатель называл друзей
отца, записывал: «Соберутся вместе, пригубят
«чашу моря Соловецкого», и тогда пойдут речи
златоструйные, златословные, запоют песни – ажно
посуда в шкафу звенит». Так что с детства впитал
Шергин «складное красовитое слово» отцов и
дедов. Многие рассказы отца и его друзей
впоследствии стали основой произведений
писателя.
– Назовите, какие слова из высказывания Шергина
обратили на себя ваше внимание? Почему?
– Дайте их толкование. («Чаша моря Соловецкого»;
«златоструйные речи, златословные»; «ажно»,
«красовитое слово»).
II. Работа с текстом
– Рассказ, который вы читали к сегодняшнему
уроку, – быль о братьях Личутиных, попавших в
беду. Скажите, какое впечатление произвел на вас
этот рассказ?
– Как автор определяет жанр своего произведения?
(Предание). – С какими однокоренными словами
у нас ассоциируется это слово? (Передавать)
– О чем это произведение? (Ответы учеников
записываются на доске).
– Как вы понимаете слово «заповедь»?
– Где мы встречаемся с заповедями? (В Библии, в
Евангелии).
– Какая заповедь была положена у мореходов? («Все,
плывущие в этих местах моря-океана, поминайте
братьев Ивана и Ондреяна»). (Слайд 3)
– Почему моряки приняли такую заповедь?
– Что мы узнали из рассказа о происхождении
братьев Личутиных и их занятиях? (Слайды 4-6)
– Кто такие «промысловики»? (Слайд 7)
– Какая беда «страшная, непоправимая» случилась
с промысловиками?
– Найдите в тексте, как встретили братия
обрушившееся на них несчастье?
Зачитывается эпизод со слов «Иван и Ондреян понимали»... до «И эпитафию они себе слагают в торжественных стихах». (Слайды 8-10)
– Что означает слово «эпитафия»?
– Почему в трудную для них минуту братья
вспомнили «любезное их сердцу художество»? Как
автор говорит об этом в тексте? («Чтобы ум
отманить от безвременной скуки»).
– Что оставил каждый из братьев в память своим
родным и потомкам?
– Давайте прочитаем эпитафию, составленную
Иваном «для уведомленья».
Зачитывается текст. (Слайд 10)
– Какие чувства возникают у вас, когда вы читаете эту надпись?
III. Работа в группах
Класс делится на 4 группы.
1 группа: найти в тексте поморские слова и с помощью словаря «Поморьска говоря» объяснить их значение. Подумайте, для чего в рассказе так часто используются автором такие слова? (По окончании работы слова записываются на доске).
2 группа: найти в тексте, как описывает повествователь свое состояние, когда он вместе с капитаном Лоушкиным оказался на острове. Сравните свое восприятие эпитафии Личутиных с авторским. (Слайд 11)
3 группа: на сколько частей можно разделить рассказ, докажите, назовите микротему каждой части.
4 группа: как относится повествователь
к морю, найдите в тексте примеры, сделайте вывод.
Задание на 7-8 минут.
Подводятся итоги работы в группах, делается вывод по каждому заданию.
IV. Словарная работа
В рассказе Б.Шергина мы несколько раз встречаем слово «веселье», слово с этим корнем есть и в заглавии произведения. Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какими смысловыми значениями обладает это слово. А о каком веселье говорит автор?
Ученик: Шергин записывал в своем
дневнике, что слезы – внешнее проявление того,
что происходит в душе человека. Поэтому его
любимая поговорка звучит так: «Сеющий слезами
радостью пожнет». Если мы с вами обратимся к
этимологии слова «радость», то обнаружим родство
со словом «радодушие», «радение», что означает
«забота». Значит, радость – это работа души.
– Какие смысловые значения имеет слово
«красота»?
– В чем же, по мнению писателя, «красота Руси»?
– Запишите вывод по сегодняшнему уроку в
тетради.
Рассказ Б.В.Шергина «Для увеселенья» – повествование о несраженном добре; до конца не падали духом братья Личутины. Не для себя, а для укрепления близких своих, для поморской родовой памяти, для совести рода своего – один стал вырезать дивные узоры, а другой чеканить в дереве стих о последних своих днях.
Учитель: Недаром народный похоронный обряд – это праздник жизни, и того, кто жил, и того, кто будет жить. А теперь давайте посмотрим мультипликационный фильм по этому произведению. Будьте внимательны, отметьте для себя наиболее понравившиеся и запомнившиеся вам эпизоды.
Просмотр видеофильма или его фрагмента.
V. Заключительное слово учителя
– Замечательный северный писатель Владимир Личутин в «Древе памяти» писал: «Оказывается, что ты столетиями переливался из человека в человека, чтобы скрепиться в это живущее ныне обличье». Поэтому мы с вами можем сказать, что и в нас есть частица братьев Личутиных, которые «работой своей души» оставили след для всех добрых людей. Слайд 12.
VI. Домашнее задание
– Напишите сочинение-миниатюру «Не потерять бы
веселья сердечного» по мотивам рассказа
Б.Шергина «Для увеселенья».
– Подумайте, какой тип речи больше подходит к
этой теме. Вспомните ваши впечатления после
прочтения рассказа, после нашей беседы, после
просмотра фильма.
Используемая литература:
1. Горелов Ал. Борис Шергин. Поморские были
и сказания. Поморское Узорочье http://fictionbook.ru/author/shergin_boris/skaziy_i_skazki
2. Коваль Ю.И. Веселье сердечное. http://rsi.by.ru/person/shergin.txt
3. Литературный Север: книга для учащихся 5-8
кл./сост. Л.С.Скепнер – Архангельск:
Издательство ПГУ, 1995.
4. Поморская Сага: Образ русского Севера. – М:
Россия, 1984.
5. Шергин Б.В. Запечатленная слава. – М.:
«Советский писатель», 1983.