Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по трём произведениям русской литературы I половины XIX века; на примере изображения пороков общества того времени воспитывать в детях лучшие нравственные качества: способность дружить, любить и отдавать себя другим.
Задачи:
- Образовательные: раскрыть образы главных героев, проанализировать и сопоставить их, выявить отличительные черты характеров, найти сходства и различия;
- Воспитательные: помочь школьникам осознать свою роль и место в современной жизни посредством анализа художественных текстов; повышать познавательную и творческую активность учащихся, прививать интерес к творчеству гениальных писателей;
- Развивающие: развивать умение быстро отвечать на поставленные вопросы, доказывать свой ответ, опираясь на текст художественного произведения; развивать стремление высказывать собственное мнение, ориентироваться в необычных игровых ситуациях.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-игра.
Нетрадиционная технология урока: перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы.
Методы работы: когнитивный метод, эвристический метод, проблемный метод.
Приёмы работы: выразительное чтение, беседа, анализ, работа с художественным текстом.
Форма работы: индивидуально-коллективная деятельность.
Оборудование:
- произведения;
- интерактивная доска;
- презентация;
- призы, ордена, грамоты.
Правила игры:
За день до игры выбираются агонисты (9 человек, которые участвуют в состязании), остальные – теоретики (ребята, которые с места могут отвечать на вопросы в том случае, если агонист ошибся или не знает ответа). Игра состоит из трёх агонов и финала. «Зелёная дорожка» содержит 4 вопроса, «жёлтая дорожка» – 3 вопроса, «красная дорожка» – 2 вопроса.
Система баллов:
За каждый правильный ответ агонист получает жетон, теоретик – орден. Как только участник игры пересечёт дорожку, агон на этом заканчивается.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит музыка.
– Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня пройдёт урок-игра «Умники и умницы»! Вы будете агонистами и теоретиками. В игре три агона и три дорожки. Финал решит всё! Сможете ли вы стать победителями – покажет время. Желаю удачи!!!
II. Основная часть
I агон.
«Зелёная дорожка». Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
1 вопрос. Дайте определение понятию «онегинская строфа». Назовите количество строф в романе.
Ответ. Онегинская строфа состоит из 14 строк 4-стопного ямба, 3-х четверостиший и завершающих 2-х строк с перекрёстной рифмой; по форме напоминает сонет. Всего в романе более 400 строф.
2 вопрос. Определите композицию романа.
Ответ. Зеркальная композиция: Татьяна встречает Евгения, влюбляется в него, пишет письмо, он её отвергает; Евгений на балу встречает Татьяну, влюбляется, пишет письмо, она его отвергает.
3 вопрос. Какой художественный приём использует автор, сравнивая Ольгу и Татьяну Лариных, Владимира Ленского и Евгения Онегина?
Ответ. Художественный приём – антитеза.
Ольга
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.
Татьяна
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Онегин и Ленский
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
4 вопрос. Где родился главный герой романа?
Ответ. В Петербурге.
«Жёлтая дорожка». Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1 вопрос. К какому жанру относится произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»? Определите проблему и идею романа.
Ответ. По жанровым признакам
произведение Лермонтова – психологический
роман, один из первых в истории русской
литературы.
Основной проблемой в романе является проблема
личности с окружающей действительностью,
сложность мира и человека. Идея романа –
изображение социально-типической личности
дворянского круга после поражения декабристов,
анализ современного общества и психологии.
2 вопрос. Восстановите хронологическую последовательность событий романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к журналу Печорина, «Тамань», Окончание журнала Печорина, «Княжна Мери», «Фаталист». Объясните, для чего автору это было необходимо?
Ответ. Для того чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры. «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Журнал Печорина.
3 вопрос. Какому событию предшествует
данный пейзаж?
«…Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз,
голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу
казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые
зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали
своей добычи».
Ответ. Дуэль Печорина и Грушницкого, которая завершилась смертью второго героя.
«Красная дорожка». Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
1 вопрос. К какому литературному жанру относится произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»?
Ответ. Поэма.
Поэма – это большое многочастное стихотворное
произведение эпического или лирического
характера. Некоторые писатели называли поэмой
свои прозаические шедевры. Так, Н.В. Гоголь считал
«Мёртвые души» поэмой, намереваясь построить её
по форме трёхчастной поэмы Данте «Божественная
комедия». С данным понятием писатель связывал
как представление о высшем художественном
совершенстве, независимо от конкретной
традиционной жанровой принадлежности, так и
универсальность, всеобщность содержания. «Это
будет первое моё порядочное творение. Вся Русь
отзовётся в нём», – писал Н.В. Гоголь М.П.
Погодину. «Какой огромный, какой оригинальный
сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится
в нём!» – писал Н.В. Гоголь В.А. Жуковскому.
2 вопрос. Что значит мёртвые души?
Ответ. Умершие крепостные крестьяне, числящиеся ещё живыми по ревизии.
II агон.
«Зелёная дорожка». Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
1 вопрос. Какую характеристику дал Владимир Ленский Татьяне?
Ответ. По его мнению, Татьяна похожа на Светлану (героиню баллады В.А. Жуковского «Светлана»).
«Скажи, которая Татьяна?»
– Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна.
2 вопрос. Раскройте сон Татьяны. Что ей приснилось?
Ответ. Медведь, чудовища, Онегин, смерть Ленского.
…Но вдруг сугроб зашевелился.
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! А он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул…
3 вопрос. Чем были заняты Онегин и Ленский в ночь перед дуэлью? Чем окончился их поединок роковой?
Ответ. Ленский писал стихи, а Онегин спал. Поединок закончился смертью поэта.
4 вопрос. Как относится автор к своим героям?
Ответ. Герои произведения не просто действующие лица романа, они любимые друзья автора.
«Жёлтая дорожка». Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1 вопрос. Бэла, Мери или Вера. Выберите соответствующую портретную характеристику каждой героини из предложенных: «…она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами…»; «у нее такие бархатные глаза – именно бархатные»; «Что за глаза! Они так сверкали, будто два угля».
Ответ. Вера, Мери, Бэла.
2 вопрос. Раскройте взаимоотношения Григория Печорина с каждой из девушек.
Ответ.
Отношения с Бэлой. Азамат взамен
Карагёза (коня Казбича) отдаёт Бэлу Печорину.
Григорий держит её в крепости, закрытой
комнате, приставив татарку, которой приходилось
постоянно убеждать Бэлу, что она принадлежит
Печорину. Сам он каждый день делает ей подарки, от
которых героиня первое время гордо отказывается.
Мало-помалу Бэла начинает понимать по-русски,
между тем как Печорин учит татарский язык.
Постепенно он сломил волю девушки, более того –
она полюбила его, даже привязалась. Но вскоре
Бэла надоела Григорию, оказалась ему не нужна: он
обращался с ней холодно, по полдня проводил на
охоте. Её большие глаза потускнели.
Однажды Казбич выкрал Бэлу из крепости и в силу
определённых обстоятельств воткнул ей в спину
кинжал. Бэла прожила ещё два дня.
Отношение Печорина к Мери противоречиво.
Печорин уверяет себя в бестрепетности. «Из
жизненной бури, – говорит он Вернеру перед
дуэлью, – я вынес только несколько идей – и не
одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а
головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные
страсти и поступки с строгим любопытством, но без
участия». Казалось бы, отношения с Мери
совершенно подтверждают это представление
Печорина о себе и свидетельствуют о безжалостной
холодности, жесткости его игры. Но Печорин не так
бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он
чувствует себя увлеченным, даже взволнованным.
Пока Печорин видит в Мери светскую барышню,
избалованную поклонением, ему доставляет
удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере
того как в Мери проступает душа, способная
искренне страдать, а не играть в любовь,
отношение его к княжне становится иным. Страх
перед обыденным жребием, а не равнодушие
заставляет отвергнуть его чувство Мери. При
последнем объяснении с княжной он старается быть
спокойным и холодным, однако не притворное
страдание княжны трогает его. Печорин жестко
судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И
все-таки отвергает возможность любви. «Жалкая и
гадкая роль» Печорина в отношениях с Мери
осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть,
что при всем неблагородстве интриги Печорин
совершил удивительное: кукольная барышня стала
живым, хотя и страдающим, человеком.
Отношения с Верой подчеркивают, что
Печорин, вопреки своему убеждению, способен
«безумствовать под влиянием страсти». Героиня
входит в роман как напоминание о «благотворных
бурях» молодости Печорина и как жертва его
странного характера. «Глубокие и спокойные
глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так не
похожи на «бархатные глаза» еще ничем не
волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне.
«Упрек, глубокое отчаяние и пылкость» – вот
живое движение ее чувств на протяжении
нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И
Печорин, хотя он без гордости говорит, что
«никогда не делался рабом любимой женщины», с
удивлением замечает в себе трепет и боль.
Под влиянием встречи с Верой в Пятигорске
Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с
прежней беспечностью, – и я ее не обманул: она –
единственная женщина в мире, которую я не силах
был бы обмануть». Тем не менее Печорин признает и
глубину натуры Веры: «…это одна женщина, которая
меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими
слабостями, дурными страстями…». Вера видит не
только их: «…в твоей природе есть что-то
особенное, что-то гордое и таинственное… никто
не умеет лучше пользоваться своими
преимуществами, и никто не может быть так истинно
не счастлив, как ты, потому что никто столько не
старается уверить себя в противном».
3 вопрос. Назовите женщину, которую предпочёл Печорин всем остальным.
Ответ. Вера. «Орудием казни» он остается даже в отношениях с этой женщиной, которую – единственную – любит, хотя и разлучен с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны Мери романа с Верой, мы бы были убеждены в бездушии Печорина, в его неспособности любить.
«Красная дорожка». Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
1 вопрос. Восстановите последовательность путешествия Павла Чичикова к помещикам.
Ответ. Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.
2 вопрос. Каким образом восприняли данные персонажи господина Чичикова и его предложение приобрести у них мёртвые души?
Ответ. Несмотря на внешнюю простоту, характеры помещиков очень сложные, каждый из них по-своему парадоксален и непредсказуем.
Манилову свойственны: бесхарактерность, мечтательность, сентиментальность. Он был рад встрече с гостем, передал ему мёртвых душ совершенно безынтересно и взял купчую на себя.
Коробочке свойственны: дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность. Она отнеслась к Чичикову подозрительно и недоверчиво: никакие посулы и уговоры его на неё не действовали; но когда тот неожиданно упомянул, что берёт казённые подряды, старуха вдруг поверила ему и согласилась, написав доверенность на имя отца Кирилла на совершение купчей.
Ноздрёву свойственны следующие черты: безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм. Он слывёт за хорошего товарища, но всегда готов напакостить приятелю. У Ноздрёва, «разбитного малого» и бесшабашного кутилы, казалось, легче всего было заполучить мёртвые души, а между тем он единственный из помещиков, кто оставил Чичикова ни с чем.
Собакевичу свойственны: человеконенавистничество, мракобесие, грубость. При встрече с гостем он был хитёр и осторожен. Начался жестокий торг. Собакевич, как истинный делец, подавал свой товар не просто как умерших людей, а как, например, прекрасного сапожника, кирпичника и т.п., словно забыв, что их уже нет. Наконец они сошлись в цене и решили управиться с купчей.
Плюшкину свойственны: ненасытная жадность, скупость, крохоборство. Поторговавшись с Чичиковым, он продал ему 78 душ по тридцати копеек за каждую и тут же написал расписку. Степан нёс деньги «с такою осторожностью, как будто бы нёс какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её. Подошедши к бюро, он переглядел их ещё раз и уложил, тоже чрезвычайно осторожно, в один из ящиков….».
Таким образом, у Павла Ивановича Чичикова стало без малого четыреста душ.
III агон.
«Зелёная дорожка». Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
1 вопрос. Прочтите наизусть отрывок из письма Татьяны Евгению.
Ответ. Я к вам пишу – чего же боле?..
2 вопрос. Что является кульминацией романа А.С. Пушкина?
Ответ. Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя.
3 вопрос. Изменилась ли Татьяна Ларина с тех пор, как стала княгиней?
Ответ. Нет, она осталась «прежней Таней».
4 вопрос. Раскройте образ Евгения Онегина: его характер, натуру, поступки; назовите тип героя.
Ответ. Онегин – характер
действительный, в нём нет ничего мечтательного,
фантастического; герой больше чувствовал, нежели
говорил, и не всякому открывался. Ему наскучил
свет, он разочаровался в жизни, стал апатичным.
Дружил с Ленским «от делать нечего». Он не демон,
не гений, не великий человек, а просто – «добрый
малой, как вы да я, как целый свет», он «не был ни
холоден, ни сух», он светский человек. Онегин
преуспел в «науке страсти нежной», «но рано
чувства в нём остыли» и он «заболел русской
хандрой».
По натуре герой эгоист, но «эгоист поневоле,
страдающий эгоист» (В.Г. Белинский). В ситуации с
Татьяной Евгений повёл себя благородно:
объяснился с нею честно, не воспользовался
обстоятельствами и чувствами героини. Само имя
Евгений переводится с древнегреческого как
«благородный». Онегин не реализовался в жизни.
Это «лишний человек в той среде, где он находится,
не обладая нужной силой характера, чтобы
вырваться из неё» (А.И. Герцен).
«Жёлтая дорожка». Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1 вопрос. Раскрытию образа главного героя романа способствуют второстепенные персонажи. Назовите «двойников» Григория Печорина.
Ответ. Вернер и Грушницкий – тип холодного аналитика и пародийно сниженный вариант романтического изгнанника.
2 вопрос. В чём трагедия Печорина?
Ответ. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом и скептицизмом; в ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г. Белинский).
3 вопрос. Раскройте образ Григория Печорина: его характер, натуру, поступки; назовите тип героя.
Ответ. Печорин раскрывается в
отношениях с людьми с враждебной стороны. По
характеру он активный, но странный и
противоречивый. Постоянный разлад с окружающими
и невозможность посвятить свою жизнь высокой
цели искажают его натуру. Он эгоист. Герой не
признает дружбы, потому что она требует
самозабвения.
Печорин – это «Онегин наших дней» (В.Г.
Белинский), но в отличие от Евгения Григорий –
более активная личность с чертами демонизма.
«Быть для кого-нибудь причиной страданий и
радостей, не имея на то никакого положительного
права, – не самая ли это сладкая пища нашей
гордости?» – говорит герой Лермонтова.
Григорий преуспел в знании "русских
барышень": «...знакомясь с женщиной, я всегда
безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить...
Я никогда не делался рабом любимой женщины,
напротив, я всегда приобретал над их волей и
сердцем непобедимую власть...».
Ощущая «в душе силы необъятные», но совершенно
попусту растрачивая их, он осознаёт свою
бесполезность и ненужность обществу,
превращаясь в лишнего человека.
«Красная дорожка». Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
1 вопрос. Какую роль играет мотив дороги, проходящей через всё произведение Гоголя?
Ответ. Способствует усилению эмоциональности и динамичности поэмы.
2 вопрос. Раскройте образ Павла Ивановича Чичикова: его характер, натуру, поступки; назовите тип героя.
Ответ. Чичиков – человек, склонный к
аферам и авантюрам, беспринципный и цепкий как
хищник. Он колесил по свету, скупая мёртвых душ с
целью последующей наживы.
У Павлуши не было ни друга, ни товарища в детстве.
Особенных способностей в училище у него не
оказалось; отличился он больше прилежанием и
опрятностью; но зато оказался в нём большой ум со
стороны практической. Он всё время копил деньги,
зашивая их в мешочки. Слова и наставления отца
заронились глубоко ему в душу: «Смотри же,
Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше
всего угождай учителям и начальникам. Коли
будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не
успеешь и таланту Бог не дал, всё пойдёшь в ход и
всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя
добру не научат; а если уж пошло на то, так водись
с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли
быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай
никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали,
а больше всего береги и копи копейку: эта вещь
надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель
тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка
не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь
и всё прошибёшь на свете копейкой».
Нет, Чичиков не был человек уж совсем чёрств и
бессердечен, он умел чувствовать и жалость, и
сострадание – но только не трогая отложенных
денег. Экономия, жажда наживы и спекуляции – всё
это поработило главного героя поэмы. Он
реализовался в жизни с одной стороны. Он такой же
лишний человек в системе героев.
Финал.
Вопрос. Что объединяет все три произведения? В чём сходства героев?
Ответ. Все герои не смогли реализовать себя в жизни: не умели самозабвенно дружить, беззаветно любить, отдавать себя другим. Безусловно, Евгений и Григорий больше схожи между собой, чем с Павлом, но всех объединяет одно: они лишние люди. Их образы заключают в себе все разнообразие пороков, которые Пушкин, Лермонтов и Гоголь находили в своих современниках. Называя «героями» Онегина, Печорина и Чичикова, авторы иронизируют, тем самым они высмеивают все негативные качества, которыми «болело» общество I половины XIX столетия.
III. Рефлексия
– Ребята, как вы думаете: в наше время есть лишние люди? Какими пороками обладает современное общество? А вы хотели бы стать Онегиными, Печориными, Чичиковыми?.. Что нужно сделать, чтобы реализоваться в жизни? Задумайтесь над смыслом бытия и скоротечностью хода времени, расставьте приоритеты, выдвинете цели и не растрачивайте силы впустую. А самое главное – не забывайте, что вы люди и что другие люди окружают вас, пронесите гордое звание Человек через всю жизнь!
IV. Подведение итогов
– Таким образом, в игровой форме мы подвели итог изучению данных произведений, которые, безусловно, являются шедеврами не только русской, но и мировой литературы. Герои своего времени вошли в историю. Сегодня на уроке героями нашего времени стали именно вы, учащиеся 9-го класса, а будете ли вы ими в жизни – покажет время… Спасибо!
V. Церемония награждения