План открытого урока литературы в 11 классе в рамках проведения Дня открытых дверей в образовательных учреждениях г.Москвы по теме "Медитативная лирика" Николая Заболоцкого. Совершенствование навыка анализа лирического произведения".
Цели урока:
- развитие представлений учащихся об общем литературном процессе,
- совершенствование навыка анализа лирического произведения на примере стихотворения "Голос в телефоне",
- развитие письменной и устной речи учащихся,
- обучение развёрнутой монологической речи учащихся,
- подготовка учащихся к экзамену по литературе как в традиционном виде, так и в новой форме,
- формирование эстетических взглядов у подростков.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, определяющее цели и задачи урока:
- Как вы понимаете название темы нашего урока?
(Примерный ответ сильного учащегося: Деление на "высокую" и "прочую литературу" существует со времени реформ М.В.Ломоносова. "Высокая" поэзия не реалистична (если под реализмом понимать фактографичность литературы). Прочая литература изображает то, что доступно взгляду, а "высокая" поэзия - земную природу в целом и человеческую душу, индивидуальное сознание. "Высокая" лирика чаще медитативна. Медитация предполагает не навязывание читателю готовых ответов на поставленные поэтом вопросы, а изображение самого процесса лирических размышлений. Поэтому медитативная лирика проецирует описание какого-либо жизненного явления на поэтическое "я": мы застаём поэта в момент активного познавания мира, но поэт, стремящийся к познанию внешних природных явлений, между тем познаёт самого себя, а в себе - человеческое вообще.)
Слово учителя:
Немного найдётся художников, которые в начале и конце своего пути представляли собой столь разительное несходство. Несмотря на это, в поэзии Заболоцкого ощущается цельность. Его опыт выходит за пределы искусства. Но и само искусство имеет в опыте Заболоцкого важное для себя оправдание. В стихотворении "Метаморфозы" сказано:
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мёртвых дел
Я отделил от собственного тела!
- Какова духовная судьба Николая Заболоцкого?
2. Реализация домашнего задания. Презентация о поэзии Заболоцкого начала 20-х годов и 50-х годов 20 века подготовленных учеников.
3. Лекция учителя с элементами беседы.
17 лет жизни Заболоцкого связаны с городом на Неве - городом Пушкина, Гоголя, Некрасова и Достоевского.
Новая литература возникала на глазах. И в поэзию и в прозу вливалось поколение молодых, ищущих, восприимчивых к "мировому гулу" талантов. Ни одна литературная эпоха не знала такого разнообразия стилей, такого обилия теоретических "платформ". Всё делалось как бы заново, как бы впервые: "его величество эксперимент" становится непременным условием хорошего литературного тона.
Заболоцкий примыкает к "крайне левой" партии тогдашнего искусства. Ни Блок, ни Ахматова, ни Мандельштам, ни даже сам Маяковский не увлекают юного поэта. Лишь В.Хлебников вызывает восхищение. Вместе с Д.Хармсом, А.Введенским и К.Вагиновым Заболоцкий возвестил об учреждении ОБЕРИУ - объединении реалистического искусства. В декларации обериутов самое употребительное слово - предмет, ":мы расширяем и углубляем смысл предмета", "конкретный предмет, очищенный от всякой литературной и обиходной шелухи", "посмотрите на предмет голыми глазами".
Предмет - слово, которым можно обозначить всё сущее, но которое само по себе ровно ничего не значит.
Художественная практика Заболоцкого оказалась намного интереснее его теории. Первые книга "Столбцы" (1929 г.) была замечена и вызвала "порядочный скандал".
4. Беседа по вопросам:
- Прочтите стихотворение "На лестницах". Не знакома ли вам интонация стихотворения? На что ориентирует Заболоцкий своим стихотворением?
- Почему Заболоцкий даёт название своей первой книге стихов "Столбцы"?
- Какую роль играет в книге стихов Заболоцкого смех?
(Примерный ответ учащегося:
Знаменитое "Прямые лысые мужья сидят, как выстрел из ружья" - не только образ, но и авторская оценка. Она вызывает немедленный смех. Смех играет в "Столбцах", как и в гоголевском "Ревизоре", роль положительного героя. Стихотворная речь, лишённая поэтического благообразия, становится не только средством осмеяния, но и его объектом. Стихотворная речь с нарушением ритма и метра, с исчезновением рифмы изобилует прозаизмами и канцеляризмами).
Беседа на восприятие содержания лирического произведения:
- В каких стихотворениях конца 20-х начале 30-х годов Заболоцкий обращается к изображению природы?
- Какой изображена природа в стихотворениях этого периода?
- Прочтите стихотворения "Искушение", "Меркнут знаки Зодиака", "Лицо коня". Что, по мнению поэта, может примирить человека с природой?
5. Обобщающее слово учителя:
Сказка, "вымысел, мечтанье, сонной мысли колыханье, безутешное страданье, - то, чего на свете нет". В стихах этого периода возникает ассоциация с Дон Кихотом, Рыцарем Печального Образа. Волшебная сказка всех времён и народов о сокровенном родстве и взаимопревращаемости всего сущего получает у Заболоцкого собственное поэтическое истолкование.
Позднее он разделит своё творчество на 2 периода - последний с 1947 года, во главе которого Заболоцкий поставит стихотворение "Я не ищу гармонии в природе". Теперь поэт говорит о неразделимости двух начал: добра и зла. Таков закон природы.
6. Сообщение подготовленного ученика о периоде 40-х-50-х гг.
7. Чтение по памяти стихотворений "Прохожий", "Журавли", "Лебедь в зоопарке", "Некрасивая девочка", "Последняя любовь", "Старая актриса", "Сон".
8. Работа с интерактивной доской. Анализ стихотворения "Голос в телефоне"
Вопросы к анализу лирического произведения:
- Обратите внимание на название стихотворения. Слово голос в тексте не употребляется ни разу, тем не менее эта ключевая тема проходит через весь текст. С помощью каких языковых средств это достигается?
- Какие части текста связаны между собой на основе контраста, противопоставления, а какие - на основе сходства, сопоставления, сравнения?
- Понаблюдайте за использованием в стихотворении такого средства выразительности, как сравнение.
- Существует мнение, что голос, интонация - это "мелодия души". Вспомните строки А.С. Пушкина: звучал мне долго голос нежный:Как эта тема воплощена в стихотворении Заболоцкого?
- Какова тема этого лирического стихотворения? О чём оно?
- Какова роль в тексте наречий раньше и потом? С помощью каких языковых средств выражается тема радости (радости души), того, что было раньше? А тема горя, боли? Какова роль прилагательного чёрный в последней строке текста?
- Сравните: "кричит душа моя от боли" - "крик души" - "душа болит". В чём особая выразительность использования глагола кричит в последнем предложении поэтического текста? Чему противопоставлен этот крик души? (":И молчит мой чёрный телефон").
Вывод, сделанный учащимися, записывается на доске:
Ключевая тема стихотворения Николая Заболоцкого "Голос в телефоне" - это голос поэтического вдохновения. Тема призыва к творчеству проходит через весь текст лирического произведения.
Интонация стихотворения - это "мелодия души", напоминающая строки Пушкина: "звучал мне тихо голос нежный":
Связь 1-й и 2-й строфы на основе контраста, противопоставления.
Связь 2-й и 3-й строфы на основе сходства, сопоставления, сравнения.
Особую выразительность стихотворению придаёт лексический повтор глагола кричит. Последняя фраза противопоставлена крику души художника. ("И молчит мой чёрный телефон")
Изменение настроения лирического героя, прошедшего через горнило страданий и бед, передано с помощью наречий "раньше" и "потом". Если раньше была "радость души", то "потом" только горе и боль, подчёркнутые прилагательным чёрный.
9. Заключительное слово учителя.
Послевоенная лирика Заболоцкого продолжает ранее избранное направление - выбор в искусстве добра. Добро всегда противостоит мировому хаосу; оно есть порядок в беспорядке, начало музыки, гармонии. Но изменился сам автор, прошедший через жизненные испытания. Его лирический герой знает нечто такое, о чём ещё недавно он не догадывался. Он принимает жизнь мужественно и спокойно: он знает человека, сострадает ему и уважает в нём человеческое достоинство. Литературный дар, помноженный на "талант души", делают стихи Заболоцкого неизъяснимо прекрасными.
10. Задание на дом: написать сочинение. Анализ лирического произведения (стихотворение Николая Заболоцкого "Голос в телефоне")