Учебный предмет: математика, русский язык, литература.
Место урока в разделе: внеклассное мероприятие по предметам.
Вид мероприятия: деловая игра.
Цели и задачи: Школьный интеллектуальный марафон – это многопредметное интеллектуальное соревнование школьников, это внутришкольная учебно-воспитательная работа, которая направлена на развитие личности каждого ученика. Он является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, а именно: участвуя в марафоне, обучающийся проявляет стремление к самореализации; у него формируется навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию ученика адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
Участники марафона: Все желающие учащиеся 5-11-х классов.
Структура марафона.
- подготовка заданий для учащихся;
- объяснение учащимся порядка и правил проведения марафона;
- обработка полученных результатов;
- подведение и освещение результатов и итогов марафона;
- награждение победителей на общешкольной линейке.
Условия игры: Игра провидится с группами обучающихся. В результате отборочного тура выделяются школьники непосредственно участвующие в ходе игры. Каждые два вопроса оцениваются одним баллом.
Ход игры
I. Отборочный тур
Найди лишнее
- Цветаева М.И., Пифагор С., Маяковский В.В., Есенин С.А.
- Синонимы, антонимы, омонимы, рассуждение
- сложение, медиана, вычитание, деление
- прямоугольник, куб, треугольник, луч
II. Основной тур
Вопросы на выбор (презентация)
1. Вопросы раздела «математика»
- 5 класс
3 б. Когда делимое и частное равны между собой? (При делении на 1)
4 б. Что больше полкилограмма железа или две четверти килограмма ваты? (одинаково)
5 б. В одной семье два отца и два сына. Сколько в семье человек? (3 ч.)
- 6 класс
3 б. Произведение, каких чисел всегда дает единицу? (взаимно обратных чисел)
4 б. Сколько делителей у простого числа, и какие? (2 делителя, само число и единица)
5 б. На какое число надо умножить, чтобы получить число меньше первого множителя? (на число меньше единицы)
- 7 класс
3 б. Кто впервые описал науку геометрию, как Начало? (Евклид)
4 б. Как называется отрезок, который делит сторону треугольника пополам (медиана)
5 б. Предложение, не требуемое доказательств (аксиома)
- 8 класс
3 б. Назовите Египетские числа и обоснуйте их условия (3, 4, 5 стороны прямоугольного треугольника)
4 б. (?-2в)(?+?)=9а2 -? Восстановите равенство (3-2в)(3+2в)=9а2 – в2
5 б. Отрезок, который имеет направление, называют … (вектор)
- 9 класс
3 б. Сколько прямых можно построить через точку параллельно данной? (одну)
4 б. Не решая уравнения, определите знак корней уравнения х2-25х+37=0 (положительный)
5 б. Кто вывел формулу для нахождения площади произвольного треугольника по трем известным сторонам? (Герон Александрийский )
- 10 класс
3 б. Из гнезда вылетело 3 скворца. Могут ли они лететь в одной плоскости? (да)
4 б. Найдите корень уравнения:(3)
5 б. Что такое апофема? ( Высота, проведенная в боковой поверхности пирамид)
- 11 класс
3 б. Кто впервые вывел формулу нахождения определенного интеграла? (одновременно Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц)
4 б. Какой угол имеет одинаковое значение синуса и косинуса? (45 градусов)
5 б. Почему теорему Пифагора иногда называют «пифагоровы штаны»? (Сам Пифагор доказал ее достроив, к сторонам квадраты и тем самым создал штаны)
2. Вопросы раздела «русский язык»
- 5 класс
3 б. Детей зовут Сева, Сеня, Кеша. Как будут их звать, когда они вырастут? (Севастьян, Семен, Иннокентий)
4 б. Первое – нота, второе – тоже, а целое – на горох похоже (фа-саль)
5 б. Без м – в лесу мне красоваться, а с м – суда меня боятся (ель-мель)
- 6 класс
3 б. О каком существительном идет речь? Ее слагают и рассказывают, она о ком-нибудь или о чем-нибудь ходит (легенда)
4 б. Мой корень – родственник сраженью, приставка – в слове заявление, в наборщике есть суффикс мой, а весь – тружусь я под землей (за-бой-щик)
5 б. Как название буквы превратить в муху? (це-це)
- 7 класс
3 б. В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалось совсем простым занятием, почти бездельем. Так в русском языке появился фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает? «Бить баклуши»
4 б. Как с помощью одних личных местоимений можно назвать чистые фрукты? (вы-мы-ты)
5 б. Как называется часть речи, которая образуется от глагола, но отвечает на вопрос «какой»? (причастие)
- 8 класс
3 б. Даны слова из языка неизвестного племени грибарей. Подберите русский перевод этих слов. Как по-грибарски будет подосиновик, береза.
Крумозорча – березовый
Кулорды – осиновый
Мозорды – осина
Кулорт – подберезовик
(Береза – мозорт, подберезовик – крукулорча)
4 б. Определите лишнее в каждой строчке:
А) Метафора, метонимия, сравнение, эпитет
Б) Очерк, эссе , рецензия, рассуждение
В) Тема, проблема, идея, композиция
(эпитет, рассуждение, композиция)
5 б. Объясните степени родства.
а) Свекор, б) теща, в) деверь, г) свояк, д) золовка,
а) свекор – отец мужа; б) теща – мать жены; в) деверь – брат мужа; г) свояк - муж сестры жены; д) золовка – сестра мужа;
- 9 класс
3 б. Найдите слова-омографы: я – травянистое растение c цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету
4 б. По данному описанию отгадайте букву русского алфавита: Букву на плече носил, на лугу траву косил (буква Г)
5 б. Какое явление лингвистики объясняет придуманная академиком Щербой фраза: гокая куздра штеко болданула бокра и кудрячит бокренка (грамматическое значение частей речи)
- 10 класс
3 б. Объясните фразеологизм «метать бисер перед свиньями». (общаться с людьми, не стоящими этого)
4 б. Как измерить расстояние нотами? (ми-ля-ми )
5 б. По данному описанию, определите знак препинания:
Всегда услышать норовят
То, что другие говорят. (кавычки)
- 11 класс
3 б. Вместо вопроса поставьте слово так, чтобы получились правильные равенства
брег - берег = прах - ? (порох)
4 б. Отгадайте зашифрованное словосочетание.
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
И одежда станет чище.
(щётка платяная)
5 б. Расшифруйте высказывание лингвиста А.М. Кондратова
(Передача смысла, значения – вот цель нашего общения, главная задача человеческого языка.)
3. Вопросы раздела «Литература»
- 5 класс
3 б. Определить героя по описанию: Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…» (Черт. «Ночь перед рождеством», Гоголь Н.В.)
4 б. Кто были первые русские святые? (Князья Борис и Глеб)
5 б. Назовите героев, изображенных на иллюстрации. Назвать произведение и его автора
(А.П. Чехов «Каштанка», столяр Лука Александрыч и Каштанка)
- 6 класс
3 б. Как называется короткий текст перед произведением или его частью, который выражает идейный смысл произведения? (Эпиграф)
4 б. Как известно, великая Троянская война началась из-за того, что три богини Гера, Афина и Афродита не поделили яблоко. Какая была надпись? («Прекраснейшей»)
5 б. Определите стихотворный размер отрывка.
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она. (ямб)
- 7 класс
3 б. Назвать героя и произведение по описанию: …весь был он создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава…Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне…Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. (Тарас Бульба. Повесть « Тарас Бульба»)
4 б. О чем идет речь? Последовательное описание исторических событий их свидетелем или участником; древнейший вид повествовательной древнерусской литературы; записи важнейших исторических событий по годам. (летопись)
5 б. В каком произведении его герои думали, что булочки в том самом виде на деревьях растут, как их с кофеем утром подают? (“Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин М.Е.)
- 8 класс
3 б. В каком произведении герой “жалует заячий тулуп со своего плеча и нисколько об этом не жалеет”. («Капитанская дочка» А.С. Пушкин)
4 б. Литературное направление, название которого восходит к латинскому слову “образцовый”. (Классицизм)
5 б. Какими цветами торговала Лиза, героиня повести Карамзина? (Ландышами)
- 9 класс
3 б. Назовите прозвище А.С. Пушкина в литературном обществе Арзамас (Сверчок)
4 б. Куда ходили Вяземский и Пушкин в период жестокой цензуры, чтобы поговорить спокойно: в баню, в Летний сад, катались по Неве(в баню)
5 б. Продолжите фразу из романа «Евгений Онегин» «Чем меньше женщину мы любим, тем …» (больше нравимся мы ей)
- 10 класс
3 б. Назовите русского писателя, чье имение называлось Спасское-Лутовиново? (И.С. Тургенев)
4 б. Какое знаменитое произведение русского искусства «оживил» А.С. Пушкин в своем творчестве? (памятник Петру I в поэме «Медный всадник»)
5 б. Восстановите четверостишье А.С. Пушкина
Воды глубокие
Плавно текут
Люди премудрые
… живут (тихо)
- 11 класс
3 б. С именами, каких писателей связаны географические названия: Багдади, Константиново. (В.В. Маяковский, С.А. Есенин)
4 б. Какому автору принадлежит стихотворный цикл «Конквистадоры» (Н. Гумилев)
5 б. Виды комического:
А) сатира, юмор, гротеск;
Б )ирония, юмор, гротеск;
В) сатира, юмор, гипербола. (А)
III. Заключительный этап.
Подведение итогов, награждение победителей.