Литература
-
Учись быть читателем. 7-й класс 2011
Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. Автор передает обучающимся определённое количество информации о книге, учит правильно воспринимать её, а главное – самостоятельно добывать знания, уметь выбирать художественное произведение, понимать читаемое, воспитывать в себе культурного и грамотного читателя, ведь, по словам К.Д.Ушинского, "ученик – не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь".
-
Гуманизм повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Общечеловеческая тема "блудных детей". 8-й класс 2011
Урок способствует формированию личностной точки зрения на примере судьбы Самсона Вырина и блудного сына из библейской "Притчи о блудном сыне". Задача урока – показать влияние великой русской литературы на надуманное безнравственное деление людей на "маленьких" и "больших".
-
Роль учителя-словесника в формировании гражданина 2011
Одной из продуктивных форм, создающих определенные условия для формирования гражданских качеств у школьников, является исследовательская работа. Благодатным материалом для исследовательской работы обучающихся является русская поэзия.
-
А.В. Кольцов и его эпоха в стихотворении "Песня пахаря" (Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе) 2011
На занятии используется проектно-исследовательская технология. Работа учащихся в группах под руководством учителя позволяет утвердиться в детском коллективе за счет выполнения общей задачи и развивает интерес ребят к предметам социально-гуманитарного профиля, который функционирует на старшей ступени обучения.
-
Оценка романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в русской критике (метод кейс-стади) 2011
Цели урока: обобщение знаний, полученных при изучении произведения; выявление позиции критиков о романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", об образе Евгения Базарова; формирование умения анализировать текст критической статьи.
-
"Ох, нелегкий труд – чтение". 10–11-й класс 2011
Язык художественной литературы состоит из огромного множества средств языковой выразительности, но основой его является литературный язык. Урок воспитывает внимательность и вдумчивость.
-
Авторская образовательная программа "Истоки" по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка 2011
Представленная авторская образовательная программа "Истоки" направлена на создание условий для социализации личности ребенка через приобщение его к культурным традициям донского казачества. Ее создание продиктовано потребностью юных дончан больше знать о своем родном крае. Программа апробирована в работе кружка краеведческого направления.
-
"Житие Сергия Радонежского". Способы создания характера в житии 2011
Автор знакомит учащихся с жанром "житие". Развивает навыки анализа текста. Формирует понятие о христианской нравственности.
-
Образ Владимира Дубровского (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") 2011
Урок помогает учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского. Автор показывает, как изображаются автором чувства, переживания героя. Ученики выясняют мотивы поступков героев; развивают навыки анализа текста.
-
Урок-игра по творчеству А.П. Чехова 2011
Урок построен по типу передачи "Своя игра". В ходе игры закрепляются биографические сведения Чехова, различные ситуации в содержании рассказов, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся к более детальному изучению произведений русского писателя.
-
Образ весны в русской поэзии XIX века, в живописи и музыке. Урок литературы в 5-м классе 2011
Урок по программе под редакцией В.Я. Коровиной направлен на связь поэзии, живописи и музыки. Задания предполагают чтение наизусть, анализ стихотворений; развивают логическое мышление, речь, прививают любовь и бережное отношение к природе.
-
Рождение метафоры. 5-й класс 2011
Урок проводится в 5-м классе. Задания продуманы так, что учитель в доступной форме может объяснить обучающимся сложный литературоведческий материал. Урок позволяет активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи; организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом тексте; показать красоту и выразительные возможности этого тропа; организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.
-
Подвиг и предательство. Закономерность или случайность? (Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба") 2011
Урок помогает учащимся ответить на главный вопрос урока, привлечь внимание к вечным проблемам бытия человека: долг, честь, любовь, Родина.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Дети и война" (по рассказу А.Геращенко "Бельчонок") 2011
Предлагаемый урок помогает закрепить умения и навыки анализа художественного текста на основе прозаического произведения; способствует патриотическому, нравственному и духовному воспитанию учащихся, воспитанию милосердия и чувства сострадания к жертвам, погибшим в Великой Отечественной войне.
-
Урок с элементами НЛП-технологии "Антитеза" 2011
Урок может использоваться как на уроке словесности в классе с расширенным (углубленным) изучением предметов гуманитарного цикла, так и на уроке литературы. В разработке урока использованы некоторые приемы НЛП-технологии (нейро-лингвистического программирования), которые помогают сделать его более интересным, зрелищным, вовлечь ребят в учебный процесс.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Тебе, о Родина сложил я песню ту…" 2011
Литературно-музыкальная гостиная проводилась к 115-летию со дня рождения русского поэта Сергея Есенина. Цель мероприятия: приобщение учащихся к творчеству поэта, показать красоту есенинской поэзии, как она мелодична.
-
Литературно-музыкальная композиция "Украденное детство, или Ужасы той войны" 2011
Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднованию 65-летней годовщины Победы русского народа в Великой Отечественной войне, направлена на воспитание у учащихся чувства патриотизма, пробуждение интереса к истории страны. Для мероприятия подобраны самые трогательные художественные и музыкальные произведения, повествующие о событиях ВОВ.
-
Истоки подвига генерала Раевского. 8-й класс 2011
В центре внимания урока духовно-нравственные ценности, утверждаемые автором, воспитывающие любовь к семье, отчему дому, родной стране. Урок позволяет увидеть истоки подвига генерала Н.Н. Раевского, учит беречь духовные богатства наших предков.
-
Шекспир для нас не одно только громкое имя 2011
Представлен интегрированный урок (литература и английский язык) с использованием презентации, направленный на более близкое знакомство с великим мастером и формирование интереса к английской литературе.
-
В гостях у Дубровского 2011
На уроке ученики вспомнят содержание произведения, обсудят лучшие эскизы обложки романа, поразмышляют о том , что значит быть талантливым читателем, побудут в роли главных героев. Ребята будут брать интервью у героя. Перевоплощения помогут детям проникнуться чувствами пушкинских героев.
-
Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка" 2011
Данный урок построен по технологии моделирования. Прием моделирования обеспечивает наглядность скрытых от прямого наблюдения образов, символов, деталей, на которые необходимо обращать внимание при анализе художественного текста. Учащиеся принимают участие в формулировании образной картины исследуемого текста и составлении модели. Таким образом они постигают смысл художественного текста.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) по теме "В чем секрет успеха Бориса Пастернака?" 2011
Представлен интегрированный урок литературы и английского языка, посвященный творчеству Б.Пастернака.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Поэт в России – больше, чем поэт?" 2011
Работа представляет материалы к изучению творчества Осипа Эмильевича Мандельштама. Главная цель работы – показать, что поэт должен иметь свободу творчества, оставаясь при этом внутренне свободным человеком. Осип Мандельштам остался образцом человека, мужественно исполнившего свой долг и не утратившего чувство собственного достоинства.
-
Жизненный и творческий путь Б.Л. Пастернака 2011
Работа знакомит учащихся с жизнью и творчеством Бориса Леонидовича Пастернака. Заставляет прикоснуться к поэзии и прозе автора и задуматься над понятием ВРЕМЯ – ЛИЧНОСТЬ - ПИСАТЕЛЬ – ТОТАЛИТАРНАЯ ВЛАСТЬ.
-
Интегрированный урок по теме "Живопись и музыка в поэзии Николая Рубцова" 2011
Интегрированный урок-обобщение по творчеству Николая Михайловича Рубцова содержит материал, позволяющий проследить музыкальные и живописные мотивы в лирике известного русского поэта, выстроить ассоциативный ряд «поэзия-живопись». Материал можно использовать на уроках поэзии в 8–11-x классах, а также во внеурочной работе – на классных часах, в форме литературной гостиной или литературно-музыкальной композиции.
-
Деятельностный подход к обучению на уроках литературы. Урок внеклассного чтения по роману А.К. Толстого "Князь Серебряный" 2011
Цель урока: показать определяющее влияние эпохи на судьбу и характер человека на примере романа А.К. Толстого "Князь Серебряный".
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 2011
Автор, рассматривая роль уроков литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся, предлагает вариант проведения "мастерской ценностных ориентаций" по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда» в 5-м классе.
-
Урок – литературное кабаре "Бродячая собака". 11-й класс 2011
Серебряным веком принято называть период на рубеже XIX–XX веков, отличительными чертами которого стали взлёт русской культуры, появление «поэтического и художественного ренессанса». Представленный урок поможет окунуться в увлекательную атмосферу «поэтического ренессанса», прикоснуться к миру ярких талантов и творческих индивидуальностей, побывать в одном из самых известных литературно-артистических кабаре г. Петербурга «Бродячая собака».
-
Творческая мастерская. И.А. Бунин. Рассказы о любви 2011
Творческая мастерская по изучению творчества И.А. Бунина в разделе «Русская литература начала XX века», реально отражает учебный план и оптимально соответствует программе. На уроке учащиеся знакомятся с рассказами о любви («Митина любовь», «Натали», «Темные аллеи»), пытаются раскрыть и понять духовный потенциал рассказов Бунина.
-
Сценарий лингвистического вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры 2011
В рамках Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси» мы предлагаем сценарий лингвистического вечера, который может быть использован для театрализованного представления в 5–11-х кл., посвященного деятелям славянской культуры, просвещения и образования Кириллу и Мефодию, к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Предложенный сценарий является только основой будущего лингвистического вечера, который может быть организован как театрализованное представление.