Цели: развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет.
Оборудование: портрет С.А.Есенина; выставка книг; таблички со словами; выставка рисунков; ромашки и “ поле”; жетоны; карточки со стихами, в которых пропущены прилагательные; мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объявление темы урока
Учитель: Сегодня у нас немного необычный
урок – урок мастерская. Он посвящён творчеству
известного вам поэта Сергея Александровича
Есенина. Ученик (читает стихотворение):
– Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы с вами увидеть, услышать, почувствовать мир, созданный поэтом. |
3. Сведения о поэте и его творчестве
– Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Как вам кажется, каким он был? О чём писал свои стихи?
Ответы детей.
– В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края. А Родина для С.Есенина – это село Константиново под Рязанью.
Демонстрируется видеоролик о селе Константиново. Ученик читает стихотворение.
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрылся сереньким ситцем\
Этих северных бедных небес.
– Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают ассоциации, когда слышите слово “Родина”?
По ходу высказывания ответы детей
фиксируются на доске.
Звучит запись “С чего начинается Родина” в
исполнении М.Бернеса.
4. Творческая работа детей
“Чувство Родины – основное в моём творчестве”, – писал Сергей Есенин.
Рязанское село Константиново было началом его начал, источником, где он черпал силы и вдохновение.
Какой же видел и какой любил свою родину Сергей Есенин? В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи Есенина.
Выставка рисунков детей.
– Найдите строки, созвучные рисункам.
Дети читают стихи Есенина.
– Если вы внимательно читали и слушали стихи, то наверное заметили, что они наполнены удивительными красками. Цветовая гамма в поэзии Есенина разнообразная.
Давайте составим ромашковый букет, раскрасив каждый лепесток в любимый есенинский цвет.
С помощью жетонов дети делятся на 3 группы по
5-6 человек. Под инструментальную музыку
раскрашивают ромашки.
После выполнения задания.
Поговорите с ромашкой, докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.
Белый – “Белая берёза под моим окном…”
Голубой – “Я покинул родимый дом, голубую
оставив Русь…”
Синий – “Стелется синею рясой с поля ночной
холодок…”
Зелёный – “Шелестят зелёные серёжки…”
Красный (малиновый) – “Подымалась красна
зорюшка…” “Огоньки-лучи багровые…”
Жёлтый (золотой) – “Ветки золотистые, что кудри
завила…” “Задремали звёзды золотые…”
Серебристый – “И горят серебряные росы…”
– Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов Есенина.
Раскрашенные детьми ромашки вывешиваются на “поляну”.
– А теперь попробуем хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно.
Группы получают карточки с пропущенными прилагательными, обозначающими цвет, которые нужно правильно вставить в текст стихотворения.
№ 1.
(Синее) небо, (цветная) радуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым у (малиновых) сёл,
Свадьба ворон облегла частокол.
№ 2.
Снова я вижу знакомый обрыв
С (красною) глиной и сучьями ив,
Грезит над озером (рыжий) овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос.
№ 3.
Закружилась листва (золотая)
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
№ 4.
(Синий) май. Заревая полынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в (белой) накидке.
№ 5.
(Синий) туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный (жёлтый) свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
№ 6.
Гаснут (красные) крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя (белая) хата,
Что опять мы остались одни.
– Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Какими же звуками наполнена поэзия Есенина? Докажите стихотворными строчками.
Дети зачитывают четверостишия, где есть эти словосочетания (звон ручья, шелест листьев, шёпот трав, звуки песни, звуки тишины…)
– А я слышу в поэзии Есенина особый звон. И может быть, этот звон всколыхнул душу современного поэта и композитора Олега Погудина. Послушайте песню на стихи С.Есенина в его исполнении.
Звучит песня “Отговорила роща золотая”.
– Стихи Есенина наполнены особым ароматом. Букет из каких цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите строками из стихотворений.
Дети зачитывают строчки их стихотворений Есенина.
Черёмуха – “Черёмуха душистая…”
Ромашка – “Пахнет ромашкой и мёдом от ос…”
Ландыш – “Я по первому снегу бреду в сердце
ландыши вспыхнувших сил…”
Яблоня – “Словно яблоневый цвет седина у отца
пролилась в голове…”
Колокольчик – “Ах, колокольчик! Твой ли пыл мне в
душу песней позвонил…”
Василёк – “И рассказал, что васильки очей
любимых далеки…”
– Вот какой замечательный букет у нас получился. Я думаю, он бы очень понравился поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений С.Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.
А сейчас мне бы хотелось услышать ваше отношение к поэзии Есенина. Все свои мысли выскажите, пожалуйста, в творческой работе “Я и стихи Есенина”. Не забудьте про слова вижу, слышу, чувствую.
Под музыку “К Элизе” Бетховена дети выполняют письменную работу. Некоторые из мини-сочинений зачитываются вслух.
5. Итог урока
– В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить всех за работу. И я надеюсь, что вы ещё не раз в своей жизни откроете томик стихов С.А.Есенина, чтобы насладиться поэтической красотой.