Урок в 6-м классе "Полна чудес могучая природа" (По творчеству А.Ахматовой и С.Есенина)

Разделы: Литература


Цель урока:

  • Oбучение детей умению анализировать стихотворения А.Ахматовой и С.Есенина, посвященных теме природе. На конкретных примерах показать применение различных литературных приемов.
  • Воспитание любви к родной природе, ко всему тому, что нас окружает.

Оборудование урока: тексты стихотворений, портреты поэтов.

Эпиграф урока: Природа и есть тот источник красоты, которого достает на всех, из которого всякий черпает по мере разумения. (К.Т.Тимирязев)

Ход урока

Организационный момент.

Основная часть.

а) Вступительное слово учителя.

Природа:Как часто мы произносим это слово. Но всегда ли мы задумываемся, что означает оно, что стоит за ним. Всегда ли мы умеем видеть, услышать и понять её, которая необычайно хороша и своими дождями, и нежными серебристыми снегами, и яркими резными листьями, и маленькими ручейками тающей воды. Зачастую мы на это просто не обращаем внимания. А ведь это просто необходимо. В.Распутин в одной из повестей устами своего героя говорит: " Почему мы так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?"Именно в общении с природой человек в полной мере обретает такие качества ,как доброта, чуткость, отзывчивость.

Но мы еще должны помнить о том, что природа "не бездушный лик", что "в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык". Произнося эти слова Ф.Тютчев говорит об окружающем мире, как о живом человеке. Вот и сегодня постараемся увидеть лицо природы, её поведение, внутреннее состояние. А может быть это и есть чудо!

Сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству С.Есенина и А.Ахматовой.

На доске портреты поэтов.

Уч-ль: С каким поэтом мы уже встречались на уроках, с чьими стихами уже знакомы? (С.Есенин)

Уч-ль: С творчеством Есенина мы уже встречались, читали его стихотворения. Сейчас продолжим знакомство с этим удивительным человеком. Но прежде, чем перейти к основной части,давайте вспомним, что такое олицетворение? (Ответ ученика)

б) Ученик выразительно читает стихотворение "Поет зима-аукай"

Работа с текстом. Вопросы:

  1. Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Нарисуйте устную иллюстрацию к каждой. Каково состояние природы в 1 части, в последующих?
  2. Что помогло нам увидеть эту картину? (Олицетворения: поет зима, аукает; баюкает; вьюга с ревом бешенным стучит и злится).
  3. Перед вами картина Д.Я.Александрова "Зимняя сказка". На сколько она отражает содержание стихотворения. Подтвердите текстом.
  4. Почему автор дает такую концовку?

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и силу природы.

И действительно, читая каждое стихотворение или даже отдельную строчку, мы с вами сразу окунаемся в мир неповторимой красоты.

Перед вами еще одно стихотворение. Вслушайтесь в эти строки и допишите последнее слово, доказывая признаки именно этого времени года.

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы.
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен ВЕСНОЙ.

В стихах Есенина природа находится постоянно в движении, в бесконечном развитии. Покажите на примере 2-х стихотворений, как автор показывает изменения, происходящие в природе.

(Сопоставительный анализ 2-х стихотворений)

С.Есенин не только показывает различные времена года, но и умело подмечал все тонкости состояния деревьев, травы, листьев, неба. И поэтому автор часто прибегает к приему олицетворения.

в) Задание: из четверостиший выбрать олицетворения и высказать свое мнение - для чего использует поэт в своих стихотворениях, какую роль играют?

Туча в кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме над навесом
Слышу шепот сосняка.

За темной прядью перелесиц.
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый - месяц
Гуляет в голубой траве.

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Природа у Есенина не застывший пейзаж: она живет, действует, реагирует на судьбы людей, события истории . Она - любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Перед вами текст стихотворения "Отговорила роща золотая", внимательно вслушайтесь в каждое слово, но уже романса, который сейчас прозвучит.

(Звучит романс. После звучания небольшая пауза. Что вы чувствуете?)

г) На доске картины трех периодов осени:

- Осенев Н.И. "Осень",

- Левитан "Октябрь",

- Герасимов С.В. "Ива цветет",

- Остроухов И.С. "Золотая осень".

Работа над текстом стихотворения.

  1. Какая иллюстрация отражает содержание стихотворения? Какими словами автора можно доказать это?
  2. Как вы понимаете первые и последние 2 строки?
  3. А что значит язык осени?
  4. Мы уже сказали, что природа у Есенина неотделима от человека, как это отразилось в данном стихотворении? В чем сходство?
  5. Что вы взяли для себя из поэзии Есенина? Какие строки стали для вас близкими?

А следующую часть урока я хотела бы посвятить знакомству с женщиной-поэтессой А.А.Ахматовой. И главное - постараться увидеть то, как она показывает эту вечную тему - природа.

А вначале несколько слов ее биографии.

Ахматова - псевдоним, Горенко - настоящая фамилия.

Родилась Ахматова на юге России, в Одессе, в июне 1889г. В семье отставного инженера-механика флота, но вскоре ее родители переехали в Царское Село, где она росла и занималась в гимназии.

Первое стихотворение она написала в 11-летнем возрасте. Она знала французский язык, читала в подлиннике произведения. Первыми из русских поэтов она узнала Державина, Некрасова. Потом уже открылся Пушкин.

Жизнь Ахматовой проходила в суровое время. Много бед ей пришлось пережить, но все это она умела перенести стойко.

Все это, несомненно, отразилось и в поэзии. Первое стихотворение "Три осени".

Перед чтением словарная работа:

Фимиам - благовонное вещество для курения. Курить фимиам кому - льстиво восхвалять кого-нибудь.

Твердь - твердое основание, опора чего-нибудь (зеленая, небесная).

Ладан - ароматическая смола, употребляется для курения при богослужении.

Работа с текстом:

  1. Озаглавьте стихотворение.
  2. Что больше всего привлекло ваше внимание?
  3. Нарисуйте устные иллюстрации к каждому периоду осени, используя текст. (Каждую часть прочитать).

Праздничный беспорядок:

А) листья летят, как клочья тетрадок - много листьев летит;

Б) все влажно, пестро и светло - яркие краски, первые осенние дожди, светлое небо;

В) и первыми в танец вступают березы - березы первыми начинают желтеть;

Г) мимолетные слезы - редкие дожди, капли стряхивает.

Мрачна, как воздушный полет.

Картина меняется, все начинает бледнеть и стареть, нет уже летного уюта.

Рванул ветер, распахнул.

Ахматова даже не называет третью осенью, а смертью.

Какой период осени отражен на какой картине?

С первого стихотворения мы увидели необычность ее поэзии, не похожую на других. Входя постепенно в поэтический мир Анны Ахматовой давайте проследим за каждым словом, каждой фразой, потому что за ним стоит грусть этой удивительной женщины.

Стихотворение "Сосны"

Словарная работа: рулады - пение.

Не здороваются, не рады!
А всю зиму стояли тут,
Охраняли снежные клады,
Вьюг подслушивали рулады,
Создавая смертный уют.

Работа с текстом:

  1. Как ведут себя сосны? Чем интересны эти слова?
  2. Какие 2 слова нельзя было бы употребить вмести? (Смертный уют)
  3. Какое настроение создает это стихотворение ?

Красоту природы люди понимают каждый по-своему. В образе кого увидела Ахматова?

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит:
Перебирая мужнины слова.
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой:

Работа над текстом:

1. Как вы понимаете это стихотворение?

2. Устная иллюстрация к стихотворению.

3. Где уже такое сравнение осени с вдовой видели вы? (И.Бунин "Листопад")

4. Какой прием использует поэтесса при создании данного произведения?(Олицетворения)

5. Какое впечатление на вас произвела поэзия Ахматовой? Выскажите свое мнение. Сопоставьте с поэзией Есенина. Найдите отличительные особенности каждого.

Вот и подходит к концу наша короткая встреча с удивительной поэзией С.Есенина и А Ахматовой. Они жили и создавали свои произведения в одно время, и поэтому не случайно мы увидели много общего. Но главное то, что они показали по-своему красоту окружающего нас мира природы. Еще раз хотелось бы произнести слова Тимирязева. (Звучит эпиграф). А мы с вами должны сохранить эту красоту.

Уходят люди, ведавшие совесть,
Творившие добро и красоту!
Чем мне заполнить эту пустоту?
Как дописать оборванную повесть?

Друзья мои, я обращаюсь к вам!
Глазами ясными тепло на мир взгляните,
Не дайте пересохнуть родникам,
Водой живою траву напоите.

3.Рефлексия.

4. Домашнее задание: выписать олицетворения из стихотворений учебника.