Цель урока:
- Oбучение детей умению анализировать стихотворения А.Ахматовой и С.Есенина, посвященных теме природе. На конкретных примерах показать применение различных литературных приемов.
- Воспитание любви к родной природе, ко всему тому, что нас окружает.
Оборудование урока: тексты стихотворений, портреты поэтов.
Эпиграф урока: Природа и есть тот источник красоты, которого достает на всех, из которого всякий черпает по мере разумения. (К.Т.Тимирязев)
Ход урока
Организационный момент.
Основная часть.
а) Вступительное слово учителя.
Природа:Как часто мы произносим это слово. Но всегда ли мы задумываемся, что означает оно, что стоит за ним. Всегда ли мы умеем видеть, услышать и понять её, которая необычайно хороша и своими дождями, и нежными серебристыми снегами, и яркими резными листьями, и маленькими ручейками тающей воды. Зачастую мы на это просто не обращаем внимания. А ведь это просто необходимо. В.Распутин в одной из повестей устами своего героя говорит: " Почему мы так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?"Именно в общении с природой человек в полной мере обретает такие качества ,как доброта, чуткость, отзывчивость.
Но мы еще должны помнить о том, что природа "не бездушный лик", что "в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык". Произнося эти слова Ф.Тютчев говорит об окружающем мире, как о живом человеке. Вот и сегодня постараемся увидеть лицо природы, её поведение, внутреннее состояние. А может быть это и есть чудо!
Сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству С.Есенина и А.Ахматовой.
На доске портреты поэтов.
Уч-ль: С каким поэтом мы уже встречались на уроках, с чьими стихами уже знакомы? (С.Есенин)
Уч-ль: С творчеством Есенина мы уже встречались, читали его стихотворения. Сейчас продолжим знакомство с этим удивительным человеком. Но прежде, чем перейти к основной части,давайте вспомним, что такое олицетворение? (Ответ ученика)
б) Ученик выразительно читает стихотворение "Поет зима-аукай"
Работа с текстом. Вопросы:
- Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Нарисуйте устную иллюстрацию к каждой. Каково состояние природы в 1 части, в последующих?
- Что помогло нам увидеть эту картину? (Олицетворения: поет зима, аукает; баюкает; вьюга с ревом бешенным стучит и злится).
- Перед вами картина Д.Я.Александрова "Зимняя сказка". На сколько она отражает содержание стихотворения. Подтвердите текстом.
- Почему автор дает такую концовку?
Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и силу природы.
И действительно, читая каждое стихотворение или даже отдельную строчку, мы с вами сразу окунаемся в мир неповторимой красоты.
Перед вами еще одно стихотворение. Вслушайтесь в эти строки и допишите последнее слово, доказывая признаки именно этого времени года.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.Никнут шелковые травы.
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен ВЕСНОЙ.
В стихах Есенина природа находится постоянно в движении, в бесконечном развитии. Покажите на примере 2-х стихотворений, как автор показывает изменения, происходящие в природе.
(Сопоставительный анализ 2-х стихотворений)
С.Есенин не только показывает различные времена года, но и умело подмечал все тонкости состояния деревьев, травы, листьев, неба. И поэтому автор часто прибегает к приему олицетворения.
в) Задание: из четверостиший выбрать олицетворения и высказать свое мнение - для чего использует поэт в своих стихотворениях, какую роль играют?
Туча в кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме над навесом
Слышу шепот сосняка.
За темной прядью перелесиц.
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый - месяц
Гуляет в голубой траве.Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Природа у Есенина не застывший пейзаж: она живет, действует, реагирует на судьбы людей, события истории . Она - любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.
Перед вами текст стихотворения "Отговорила роща золотая", внимательно вслушайтесь в каждое слово, но уже романса, который сейчас прозвучит.
(Звучит романс. После звучания небольшая пауза. Что вы чувствуете?)
г) На доске картины трех периодов осени:
- Осенев Н.И. "Осень",
- Левитан "Октябрь",
- Герасимов С.В. "Ива цветет",
- Остроухов И.С. "Золотая осень".
Работа над текстом стихотворения.
- Какая иллюстрация отражает содержание стихотворения? Какими словами автора можно доказать это?
- Как вы понимаете первые и последние 2 строки?
- А что значит язык осени?
- Мы уже сказали, что природа у Есенина неотделима от человека, как это отразилось в данном стихотворении? В чем сходство?
- Что вы взяли для себя из поэзии Есенина? Какие строки стали для вас близкими?
А следующую часть урока я хотела бы посвятить знакомству с женщиной-поэтессой А.А.Ахматовой. И главное - постараться увидеть то, как она показывает эту вечную тему - природа.
А вначале несколько слов ее биографии.
Ахматова - псевдоним, Горенко - настоящая фамилия.
Родилась Ахматова на юге России, в Одессе, в июне 1889г. В семье отставного инженера-механика флота, но вскоре ее родители переехали в Царское Село, где она росла и занималась в гимназии.
Первое стихотворение она написала в 11-летнем возрасте. Она знала французский язык, читала в подлиннике произведения. Первыми из русских поэтов она узнала Державина, Некрасова. Потом уже открылся Пушкин.
Жизнь Ахматовой проходила в суровое время. Много бед ей пришлось пережить, но все это она умела перенести стойко.
Все это, несомненно, отразилось и в поэзии. Первое стихотворение "Три осени".
Перед чтением словарная работа:
Фимиам - благовонное вещество для курения. Курить фимиам кому - льстиво восхвалять кого-нибудь.
Твердь - твердое основание, опора чего-нибудь (зеленая, небесная).
Ладан - ароматическая смола, употребляется для курения при богослужении.
Работа с текстом:
- Озаглавьте стихотворение.
- Что больше всего привлекло ваше внимание?
- Нарисуйте устные иллюстрации к каждому периоду осени, используя текст. (Каждую часть прочитать).
Праздничный беспорядок:
А) листья летят, как клочья тетрадок - много листьев летит;
Б) все влажно, пестро и светло - яркие краски, первые осенние дожди, светлое небо;
В) и первыми в танец вступают березы - березы первыми начинают желтеть;
Г) мимолетные слезы - редкие дожди, капли стряхивает.
Мрачна, как воздушный полет.
Картина меняется, все начинает бледнеть и стареть, нет уже летного уюта.
Рванул ветер, распахнул.
Ахматова даже не называет третью осенью, а смертью.
Какой период осени отражен на какой картине?
С первого стихотворения мы увидели необычность ее поэзии, не похожую на других. Входя постепенно в поэтический мир Анны Ахматовой давайте проследим за каждым словом, каждой фразой, потому что за ним стоит грусть этой удивительной женщины.
Стихотворение "Сосны"
Словарная работа: рулады - пение.
Не здороваются, не рады!
А всю зиму стояли тут,
Охраняли снежные клады,
Вьюг подслушивали рулады,
Создавая смертный уют.
Работа с текстом:
- Как ведут себя сосны? Чем интересны эти слова?
- Какие 2 слова нельзя было бы употребить вмести? (Смертный уют)
- Какое настроение создает это стихотворение ?
Красоту природы люди понимают каждый по-своему. В образе кого увидела Ахматова?
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит:
Перебирая мужнины слова.
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой:
Работа над текстом:
1. Как вы понимаете это стихотворение?
2. Устная иллюстрация к стихотворению.
3. Где уже такое сравнение осени с вдовой видели вы? (И.Бунин "Листопад")
4. Какой прием использует поэтесса при создании данного произведения?(Олицетворения)
5. Какое впечатление на вас произвела поэзия Ахматовой? Выскажите свое мнение. Сопоставьте с поэзией Есенина. Найдите отличительные особенности каждого.
Вот и подходит к концу наша короткая встреча с удивительной поэзией С.Есенина и А Ахматовой. Они жили и создавали свои произведения в одно время, и поэтому не случайно мы увидели много общего. Но главное то, что они показали по-своему красоту окружающего нас мира природы. Еще раз хотелось бы произнести слова Тимирязева. (Звучит эпиграф). А мы с вами должны сохранить эту красоту.
Уходят люди, ведавшие совесть,
Творившие добро и красоту!
Чем мне заполнить эту пустоту?
Как дописать оборванную повесть?
Друзья мои, я обращаюсь к вам!
Глазами ясными тепло на мир взгляните,
Не дайте пересохнуть родникам,
Водой живою траву напоите.
3.Рефлексия.
4. Домашнее задание: выписать олицетворения из стихотворений учебника.