Цель:
- приобщить учащихся к прекрасному миру поэзии Серебряного века,
- формировать навыки вдумчивого, эмоционального прочтения лирических произведений,
- создать ситуацию реализации творческих способностей учащихся,
- воспитывать уважительное отношение к слову,
- вызвать эмоциональный отклик на предмет разговора.
Обоудование: тексты лирических произведений, сочинения-эссе, презентация, музыка (М.Таривердиев “Обещание любви” , Бетховен “лунная соната”, Лист “Грезы любви”).
Сoпровождение: овокальные номера и хореографические миниатюры в исполнении учащихся.
Начало
Экран слайд 1.
Символ свечи и сердца с названием.
Музыка …..
Ученик (Чернышов) читает стих “Гамлет” Б.Пастернака.
Звучит “Лунная соната”. Остановка музыки по концу стихотворения.
ГАМЛЕТ - 1 мин.
Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Слайд 2
По мере прочтения появляются портреты Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой.
Музыка М.Таривердиева
Учитель - 1,5 мин
Потрясающей силы строки этого стихотворения мы привычно соотносим с его автором- Борисом Пастернаком. Это глубинное философское размышление о жизни и смерти, о путях культуры, судьбе художника, тайнах творчества, отклик на события истории, раздумье о времени и вечности. Но за этими строками мы видим не только самого автора. Рядом с ним встают такие же равновеликие фигуры цариц русской поэзии крупнейшей поэтической эпохи – эпохи Серебряного века Марины Цветаевой и А.Ахматовой. Строки этого стихотворения соединяют всех троих трагической судьбой в не менее трагической эпохе, но безмерным величием своего таланта.
Слайд 3
Экран появление поэтических листков со строками
Чтение отрывков из стихотворений.
Чуйкина
Моим стихам, как драгоценным винам
Наступит свой черед.
Дмитриев С
Быть знаменитым некрасиво
Но это подымает ввысь.
Скубрий В
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи,
Не ведая стыда…
Майзик А
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Иванив В
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась
Пермина А
Я научила женщин говорить,
Но, боже, как их замолчать заставить!
Учитель:
Сегодня ваши сердца, уважаемые старшеклассники, откликнутся на мир прекрасного этих поэтов, то есть сегодня прозвучит то, с чем вы пойдете по жизни. Какие –то строки будут вашим жизненным, девизом, какие-то единственным утешением в трудную минуту, а какие – то путеводной звездой.
Слайд 4. фрагменты из в/ф об А.Ахматовой… И.Бродского
Время с 0-56 до 1-01;
до 2-18 (до слов Бродского)
2-58 до 4-18 итого: 3 мин
Слайд 5 портрет М.Цветаевой
Ведущий (Мастюкова Н) - 1 мин
Марина Ивановна Цветаев. Это имя навсегда вошло в мое сердце. Вызывает чувство гордости и уважения происхождение Марины Цветаевой. Как и многие яркие представители эпохи Серебряного(А.Блок, Н.Гумилев),Марина Цветаева родилась в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Мать - Мария Мейн - происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. В 1906 году она умерла, когда Марине было только 14 лет.
Пианистка, ученица Рубинштейна, мать как чувствовала раннюю смерть и спешила дать дочерям, Марине и Асе, лучшее образование, привила любовь к музыке, к языкам и литературе. “После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом”, - скажет Марина Цветаева после.
Красивая эпоха. Красивые имена. Гордость за то, что такие имена серебрятся и сверкают в русской литературе.
Слайд 7-6 портрет Цветаевой на фоне морской волны
Звучит стихотворение “Кто создан из камня” Мартьянова К - 1 мин
Кто создан из камня, кто создан из глины,
- А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти
-Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?
-Земною не сделаешь солью.Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена
-Высокая пена морская!
Слайд 8. портрет А.Ахматовой №1
Скубрий В - 1 мин
Для меня интересным и определяющим кажется факт биографии А.Ахматовой, связанный с Царским Селом. Годовалым ребенком она была перевезена на север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. В автобиографии “Коротко о себе” она пишет: “Мои воспоминания -царские: зеленое сырое великолепие парков, липы –немые свидетели шалостей молодого Пушкина, воздух, которым он дышал, грусть озер”.
Смуглый отрок бродил по аллеям.
У озерных грустил берегов.
И столетия мы лелеем еле
слышный шелест шагов.
Потрясающие строки потрясающего отношения к национальной гордости русского народа – к имени А.С.Пушкина. А.Ахматова – хранительница русской культуры. Как не учиться у нее такому уважительному отношению к культуре своего народа!
Слайд 9. портрет А.Ахматовой №4
Макарова О - 1-10 мин
Ей были подвластны все секреты и тайны поэзии.
Поэту Анне Ахматовой, обладавшей несравненным поэтическим даром, великим талантом. Став знаменитой в 18 лет, она прожила долгую, трудную жизнь, бескорыстно служа литературе, никогда, даже в самые сложные моменты, не переставая писать стихи, не зная от них спасенья. Вся ее жизнь - восхождение к вершинам творческим, священного ремесла - Поэзии.
Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером ходить,
чтоб утолить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи,
о жизни тленной, тленной и прекрасной.
Более просто и более мудро говорить о самом житейском и в то же время самом прекрасном могла только А.Ахматова.
Для меня жить по А.Ахматовой – жить просто, уметь видеть прекрасное, всегда находить в себе силы жить.
Учитель.
Сегодня мы называем имена этих поэтов обязательно в сочетании с эпитетами: великие, гениальные.
А как определяли их популярность их современники?
Слайд10. портрет Б.Пастернака.
Кошелева Н - 1 мин
Из воспоминаний о Б.Пастернаке.
Отрывок из книги О. Ивинской “У времени в плену”.
Я работала в редакции “Нового мира”. Стихи Б. Пастернака я знала и любила давно. Но разве можно даже мечтать о встрече с ним? Он... он велик, недосягаем, он - небожитель!! И вдруг однажды... (Я помню, это был октябрь 1946 года. Обычный серый октябрьский день.) В нашу комнату вошёл Пастернак! Зинаида Николаевна, моя начальница, кокетливо выгибая руку для поцелуя, сказала:
- Я, Борис Леонидович, сейчас познакомлю вас с одной из горячих ваших поклонниц. - и что-то ещё в этом духе.
И вот он возле моего столика у окна. - Тот самый щедрый человек на свете, кому было дано право говорить от имени облаков, звёзд и ветра, нашедший такие вечные слова о мужской страсти и женской слабости.
Какое же счастье, ужас и сумятицу принёс мне этот человек!..
Слайд 11. фрагмент из в/ф Бродского песня “Свеча”
Время:15-54-18мин итого:3 мин
Дмитирев С - 2 мин
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства.
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только — до конца.
Что можно добавить к такому стихотворению? Трудно выделить отдельное слово или строку. Это настоящая программа жизни. Жить достойно по Пастернаку – жить, следуя этому стихотворению.
Учитель:
Слайд 12. Портреты Цветаевой в эмиграции ( Цветаева и С.Эфрон с сыном, А.Ахматова и Н.Гумилев, Нобелевская премия Пастернака) - 1-30
Из воспоминаний А.Ахматовой:
“Поэт – это тот, кому нечего дать и у кого ничего нельзя взять”. У этих поэтов забрали все: право на свободу творчества, признание, мужей, детей, друзей, право на Нобелевскую премию. Не смогли отнять только одного – талант любить, творить, любить родину. Удивительно только одно: они слышали друг друга всегда, все трое. Это была на воздушных путях перекличка.
Музыка исполнение дуэтом - 3 мин
Марина Цветаева (Иванив В) Молитва с 1- 08 Христос и Бог! Я жажду чуда 1909 |
А.Майзик до 1-08 Во всем мне хочется дойти |
Она:
Сердце не может быть равнодушным при чтении этих строк. Поэты разные, но как созвучны последние строки! Какое острое чувство пророчества!
Он:
У каждого из них по-своему безумная, драматичная жизнь.
Но какое стремление не сломаться, выдержать, какое стремление наполнить жизнь содержанием!
Учитель: и такая же красивая до безумия любовь, похожая на лебединую песню.
Слайд 13. фрагмент из в/ф Бродского. Песня “Как бы нас с тобой судьба свела”
Время: 7-54 до 9-02 - 2 мин.
СЛАЙД14. “Любовь и замужество” М.Цветаева и С.Эфрон
Инсценирование. Выступление пары – чтецов Дмитриев и Чуйкина
М.Таривердиев ( умножить на 4)
(На ее фоне - диалог пары С.Эфрона и М.Цветаевой в Коктебеле. - 3 мин
Выходят на сцену из разных сторон и идут навстречу друг другу.
Цветаева: Юный прелестный XX век! Период 10-х годов в моей был освещен праздничной шумной атмосферой дома Максимилиана Волошина в Крыму, в Коктебеле. Именно здесь я познакомилась со своим будущим мужем -Сергеем Эфроном. Это была любовь с первого взгляда...
Эфрон Это была любовь с первого взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали „ кольцами, милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза - широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой, будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан.
(берет героиню за руку):
Она
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны!
-Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена
-Слагают стансы - и идут на плаху.
Он
Любовь! Любовь!
И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь
- смущусь - рванусь,
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном - с тобою не прощусь!
И если все ж - плеча, крыла, колена
Сжав - на погост дала себя увезть, -
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать - иль розаном расцвесть!
(Уходят вместе)
Пермина А - 1-10
Сергей Эфрон стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт, потом в Турцию. Четыре года разлуки с ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди за хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это горе не горе по сравнению с потерей младшей дочери, которая умирает от малярии в приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ей ночами.
Именно этот факт биографии Марины Цветаевой останется в моем сердце.
Откуда брала она силы жить, надеяться? А самое главное – писать, творить! И несмотря ни на что продолжать любить,любить одного его.
Любить по Цветаевой – любить до конца, со стоном в груди, с воплем на всю вселенную, но любить. Любовь по Цветаевой – Голгофа. Это заставляет думать.
Учитель: - 1мин
М.Цветаева всю жизнь шла за своей любовью, шла по зову своего сердца. А.Ахматова мудро и просто говорила о ней, настолько просто, что , читая ее стихи, чувствуешь, как замирает сердце от напряжения, от обнаженности страсти. Пастернак погружал в нежное кружево недосказанности чувства в его тайну. Но есть то, что их объединяет, что заставляет брать в руки томики их стихов и вновь и вновь по зову сердца замирать над любимыми строками.
Слайд 15. фрагмент из в/ф Бродского время:29-32 итого:3 мин
Учитель:
Мир прекрасного этих поэтов раскрывается пред нами в разных жанрах: стихи, музыкальное исполнение. А как бы вы попробовали выразить себя в поэтическом мире этих поэтов?
Слайд 16-17
Хореографическая композиция “О жизнь без завтрашнего дня..” - 2 мин
Скубрий В. Прядченко И.
Учитель: отметьте, что же объединяет этих поэтов любовной лирике.
Кошелева Н
В 1924 году напишет поэмы: "Поэма Горы", "Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов", работает над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха" и другие многочисленные стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое - песня.
Исполнение под гитару “Мне нравится, что вы больны не мной…”- 3 мин
Дмитриев С и Кошелева Н
Учитель:
Мы уже упомянули о том, что у этих поэтов, несмотря на на их отдельные кратковременные встречи, всегда происходила голосов перекличка. Сегодня мы попробовали услышать эти голоса и раскрыть свои сердца навстречу их миру. Давайте попробуем теперь обобщить все, что кажется дорогим вашему сердцу, что положите вы в свою духовную копилку.
Ответы учеников.
А теперь давайте попробуем написать синквейн на тему нашего разговора.
Звучит мелодия Таривердиева.
На экране слайд 1. “Сердце и свеча”.
Ученики читают синквейны. На экране появляются по мере чтения сердечки.