Литературно-музыкальная композиция

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Оформление. Плакат:

Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться!
М. Цветаева.

Звучит музыка Рахманинова. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

1-й ведущий: Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне посвящается.

1-й чтец.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

(Музыка Рахманинова звучит тихо на протяжении всего чтения стихотворения.)

2-й ведущий: Война… Что может быть ужаснее и нелепее войны? Война… Страшное слово. О войне много сказано и написано правды и неправды, хотя правда одна.

1-й ведущий: Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!

Не надо людям с людьми на земле бороться!

2-й чтец:

Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленах; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью... на шинели,
Спиною к дереву, лежал
Их капитан. Он умирал;
В груди его едва чернели
Две ранки; кровь его чуть-чуть
Сочилась. Но высоко грудь
И трудно подымалась, взоры
Бродили страшно, он шептал...
Спасите, братцы.– Тащат в торы.
Постойте – ранен генерал...
Не слышат... Долго он стонал,
Но все слабей и понемногу
Затих и душу отдал Богу;
На ружья опершись, кругом
Стояли усачи седые...
И тихо плакали... потом
Его остатки боевые
Накрыли бережно плащом
И понесли. Тоской томимый
Им вслед смотрел я недвижимый.
Меж тем товарищей, друзей
Со вздохом возле называли;
Но не нашел в душе моей
Я сожаленья, ни печали.

Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?

2-й ведущий: Война разрушает наш дом, нашу семью, нашу жизнь. Война враждебна жизни, любви, юности…

Инсценировка отрывка из рассказа И. Бунина “Холодная осень”.

(Молодой человек в шинели стоит в глубине сцены. В центре девушка. Звучит музыка Рахманинова.)

Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Он, приостановясь, обернулся к дому:
– Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...
– Как блестят глаза, – сказал он. – Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?
Я подумала: "А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок – ведь все в конце концов забывается?" И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: – Не говори так! Я не переживу твоей смерти!
Он, помолчав, медленно выговорил:
– Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.
Я горько заплакала...
Утром он уехал.
Убили его – какое странное слово! – через месяц, в Галиции…
Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, -– остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня -– с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. "Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне..." Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.

4-й чтец.

Не желудь по крыше, не мышь по стене,
но кто там крадется по краю?
– Родная, ты помнишь еще обо мне?
– Не знаю, родимый, не знаю.

– Я в топях сгорел на последней войне,
но я о тебе вспоминаю
все чаще и чаще. А ты обо мне?
– Не знаю, родимый, не знаю.

– Пока надо мною шуршат камыши,
я Богом тебя заклинаю:
забудь обо мне! Ты забыла, скажи? –
– Не знаю, родимый, не знаю.

Не знаю, не спрашивай, память худа,
лопатой ручной отписалось
твое письмецо, да и то никуда,
теперь-то зачем постучалось?

И бродит слепая свеча по углам,
по углям, где сестры и братья.
Забытые здесь и забытые там
последнего ищут объятья.

И в окнах дрожащих всю ночь напролет,
и во поле – свет негасимый:
Ты помнишь, родная? – неслышно зовет,
и плачет: – Не знаю, родимый…


5-й чтец.

О слёзы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!

О чёрная гора,
Затмившая – весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей

Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.

Звучит песня Б. Окуджавы “До свидания, мальчики” в исполнении группы учащихся под аккомпанемент гитары.

2-й ведущий: Они не вернулись, многие не вернулись… Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа.

Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в Победу – всё это под пером наших поэтов и писателей отлилось в неповторимые стихи, песни, рассказы, романы.

6-й чтец.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.


1-й ведущий: Да, война – это самое страшное, самое жестокое, что только возможно на свете. Она несет смерть, калечит судьбы миллионов людей, разбивает мечты и надежды. Но больше всего поражает то, что на войне юность и смерть, мечта и беда всегда вместе.

7-й чтец.

Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Разве не достаточно одному столько знать? Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не о любви говорю. Черт с ней, с любовью. Я согласен не любить. В конце концов, я уже любил. С меня хватит, если на то пошло. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Я еще нигде толком не побывал. Я, например, не был еще на Валдае. Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? Нужно? Кто-то ведь написал: "...И колокольчик – дар Валдая..." А я даже таких строчек написать не смогу. Помогите мне. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...

8-й чтец.

Всю войну под завязку я все к дому тянулся,
И хотя горячился, воевал делово.
Ну, а он торопился, как-то раз не пригнулся,
И в войне взад-вперед обернулся, за два года всего ничего.

Не слыхать его пульса с сорок третьей весны,
Ну, а я окунулся в довоенные сны,
И гляжу я, дурак, но дышу тяжело.
Он был лучше, добрее, ну, а мне повезло.

Я за пазухой не жил, не пил с Господом чая,
Я ни в тыл не просился, ни судьбе под подол,
Но мне женщины молча намекали, встречая:
Если б ты там навеки остался, может мой бы обратно пришел.

Для меня не загадка их печальный вопрос,
Мне ведь тоже не сладко, что у них не сбылось.
Мне ответ подвернулся:"Извините, что цел,
Я случайно вернулся, вернулся, ну, а он не сумел".

Он кричал напоследок в самолете сгорая:
"Ты живи, ты дотянешь", – доносилось сквозь гул.
Мы летали под богом, возле самого рая,
Он поднялся чуть выше и сел там, ну а я до земли дотянул,

Встретил летчика сухо райский аэродром,
Он садился на брюхо, но не ползал на нем,
Он уснул – не проснулся, он запел – не допел,
Так что я вот вернулся, вернулся, ну а он не сумел.

Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.
Но хотя мы живыми до конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть, у кого она есть.

Кто-то скупо и четко отсчитал нам часы
В нашей жизни короткой, как бетон полосы.
И на ней, кто разбился, кто взлетел навсегда.
Ну, а я приземлился, ну, а я приземлился, вот какая беда.

Звучит песня В. Высоцкого “ Он не вернулся из боя”.

2-й ведущий: Война жестока и бессмысленна. Самое большое потрясение на ней – гибель ближайших товарищей. Что же спасало? Что помогало выжить? Любовь к Отчизне, которую защищали. Помните, в “ Слове о полку Игореве” “ Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонену”. Спасало еще и то, что рядом были фронтовые товарищи.

Звучит песня Б. Окуджавы “ Бери шинель, пошли домой” в исполнении группы учащихся под аккомпанемент гитары.

9-й чтец.

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж
Своей прошедшей славою горды.
Где нашу землю посохом ни тронешь –
Повсюду есть минувшего следы.

Нас дарит кладами былое время:
Копни лопатой – и найдешь везде:
Тут – в Данциге откованное стремя,
А там – стрелу, каленную в Орде.

Зарыли в землю много ржавой стали
Все, кто у нас попировал в гостях!
Как памятник стоит на пьедестале,
Так встала Русь на вражеских костях.

К нам, древней славы неусыпным стражам
Взывает наше прошлое, веля,
Чтоб на заржавленном железе вражьем
И впредь стояла русская земля!

1-й ведущий: С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех. Кто встретил войну в 41, кто защищал Москву, Сталинград, Воронеж, кто “пол-Европы по-пластунски пропахал”…

10-й чтец.

Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли. чужая,
Вся в цветах иль в снегу...
Я вам жизнь завещаю, –
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое –
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

2-й ведущий: А у тех, кто остался, все чаще и чаще “Ночью раны болят, – так уж оно полагается, что ли, Чтоб другим не услышать, солдат, Как ты в ночи подвываешь от боли”

11-й чтец.

– Ну что с того, что я там был?
Я был давно, я всё забыл.
Не помню дней, не помню дат,
Ни тех форсированных рек.

– Я неопознанный солдат,
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолёт,
Я лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд,
Я в нём, как мушка в янтаре.

– Ну что с того, что я там был?
Я всё избыл, я всё забыл.
Не помню дат, не помню дней,
Названий вспомнить не могу.
 

– Я топот загнанных коней,
Я хриплый окрик на бегу,
Я миг непрожитого дня,
Я бой на дальнем рубеже,
Я пламя Вечного огня
И пламя гильзы в блиндаже.

– Ну что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть?
Я это всё почти забыл.
Я это всё хочу забыть.

Я не участвую в войне –
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить
От тех снегов, от той зимы.
Вдвоём – и с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить,
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
 Ну что с того, что я там был?!

1-й ведущий: Русский человек выдержал испытание тех страшных, испепеляющих лет. Он не стоял за ценой, добывая Победу, не считал, “ Кому память, кому слава, кому темная вода”

12-й чтец.

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно – вы с нами!..
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым
рядами –
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

2-й ведущий: Все народы хотят жить в мире. Война противоестественна для человека.

1-й ведущий: Так неужели же есть на свете то, что оправдало бы хоть одну человеческую жертву? Мне кажется, нет! Все люди должны понять это.

2-й ведущий: В истории человечества было много войн, горя, смертей, слез. Надо сделать всё, чтобы предотвратить новые войны. Война должна остаться в прошлом, она не должна соседствовать с мечтой и юностью.

1-й ведущий: “ Нужно суметь жить той высшей жизнью, которую нам безмолвно завещали мертвые, и тогда, ради их вечной памяти, надо исполнить все их надежды на земле. Чтобы их воля осуществилась и сердце их, перестав дышать, не было обмануто. Мертвым некому довериться, кроме живых, и нам надо жить… чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель”. Этими словами А. Платонова из рассказа “Взыскания погибших” мы заканчиваем нашу литературную композицию.

2-й ведущий: В ней прозвучали художественные произведения М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, О. Чухонцева, М. Цветаевой, Ю. Друниной, В.Высоцкого, Д. Кедрина, А. Твардовского, А. Ахматовой, Ю. Левитанского, Б. Окуджавы.