Литература
-
Конспект урока по литературе в 6-м классе по теме "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»" 2011
Данный урок проводится в 6-м классе после того, как обучающиеся познакомятся с биографическими сведениями о Н.В. Гоголе, с историей создания повести «Ночь перед Рождеством» и прочитают первые главы произведения. Ученики учатся анализировать характеры героев, обогащают свой словарный запас, знакомятся с понятием «юмор». Использование различных методических приемов, а также презентации активизирует работу школьников на уроке.
-
Урок-экскурсия "М.Ю. Лермонтов. Тарханы" 2011
В своей работе автор стремится познакомить учащихся с жизнью М.Ю. Лермонтова в Тарханах, показать необычность его судьбы с детства, его рано проявившуюся гениальность, воспитываать любовь к русской поэзии.
-
Ночное в творчестве русских писателей XIX века 2011
Это второй урок по теме "Ночное в творчестве русских писателей XIX века". На уроке учащиеся знакомятся с основными этапами жизни и творчества Ивана Захаровича Сурикова; учатся сопоставлять тексты разных жанров (проза, лирика, живопись) по теме и основной мысли. К уроку подготовлена презентация.
-
Нет возможности никому отойти в сторону. 11-й класс 2011
Урок внеклассного чтения в 11-м классе проводился в канун 20-летия вывода войск из Афганистана. Это урок-диалог. Школьники зачитывали отрывки из книги. Отвечали на вопросы, сами задавали вопросы, читали стихи. Органично влился в урок документальный фильм "Война матерей". Урок был интересен одиннадцатиклассникам и имел большое воспитательное значение.
-
Урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". 10-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с первой главой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"; выделить главные образы первой главы; определить черты сходства и различия между Евгением Онегиным и лирическим героем романа (автором); познакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения; формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала
-
Путешествие в мир Андерсена. 5-й класс 2011
Урок-путешествие знакомит с биографией великого сказочника Х.К. Андерсена, чертами его характера, мотивами произведений, позволяет учащимся задуматься над секретами мастерства известного писателя.
-
Перевод романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на якутский язык". 9-й класс 2011
Материал урока-исследования по литературе формирует знания учащихся о значении поэзии А.С. Пушкина в развитии якутской литературы; знакомит с историей перевода романа «Евгений Онегин» на якутский, с системой требований к профессиональному переводчику; учит навыкам сопоставительного анализа отрывков текста-оригинала и текста-перевода.
-
Творческая мастерская "Путешествие навстречу рифме" 2011
Занятия в творческой мастерской литературного клуба проводятся с учащимися 5–7-х классов. В ходе работы раскрывается литературный талант школьников, развиваются творческие способности. Путешествуя по поэтической тропе, дети на практике знакомятся с понятием «рифма», учатся рифмовать слова, строки, сочинять простые стихи. Создавая поэтический текст по сюжетной картинке, школьники развивают ассоциативное мышление.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2011
Учащиеся прослеживают историю происхождения и развития жанра басни и путём анализа идейно-художественных особенностей басен И.А. Крылова выявляют, какие традиции русской басни XVIII века нашли свое отражение в его басенном творчестве, каково значение творчества И.А. Крылова для развития русской литературы в целом. Рассматривается идейный смысл басен И.А. Крылова.
-
Учебно-методическая разработка по литературе с применением информационно-компьютерных средств. Система уроков: "Судьба страны в поэме А.Т. Твардовского "За далью - даль". 8-й класс 2011
Предлагаемая учебно-методическая разработка представляет собой систему уроков по литературе для 8-го класса к учебнику С.Г. Меркина (М.: Русское слово). Входящие в нее конспекты уроков с применением информационно-компьютерных средств не только содержат анализ поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль», но и иллюстрируют возможности современных методических приемов и способов их внедрения в структуру урока.
-
Лики любви в поэзии Л.А. Никоновой 2011
Данный урок разработан на основе творчества кузбасской поэтессы Л.А. Никоновой. Основной целью урока является формирование у детей представлений об истинном назначении поэзии: учить добру, милосердию, состраданию и просто любви.
-
Г.Сенкевич. "Янко-музыкант" 2011
Урок служит созданию условий для формирования системы знаний, ознакомлению учащихся с новым рассказом, учит понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества.
-
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории 2011
В разработке урока использована технология «критическое мышление», реализован метапредметный подход. С помощью художественного текста учащиеся решают конкретную жизненную проблему, анализируя имеющуюся информацию. Развитие личности, формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроке происходит через полилог и работу в парах. Для наглядности и подведения промежуточных выводов использована ИКТ. Межпредметные связи позволяют дать целостную картину мира.
-
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 2011
Цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, приблизить учащихся к философскому мировосприятию поэтов.
-
Тема юношеской дружбы в лирике А.С. Пушкина 2011
Цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики поэта, приблизить учащихся к философскому мировосприятию А.С. Пушкина.
-
Педагогическая мастерская "О милосердии". 8-й класс 2011
Милосердие – та нравственная категория, без которой человечество просто погибнет. Занятие простроено по технологии педагогической мастерской, использованы методы проблемного обучения, ИКТ и групповая технология. Проведение мастерской уместно на классном часе и на уроках литературы (например, перед или после изучения повести Н.В. Гоголя «Шинель» в 8-м классе).
-
Сравнение басни Эзопа "Ворон и лисица" и И.А. Крылова "Ворона и лисица" 2011
На примере басен И.А. Крылова учащиеся определяют басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность) находят мораль в произведении; отрабатывают навыки выразительного чтения.
-
Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2011
Интегрированный урок – литература, ботаника и природоведение. Цель урока: прививать детям любовь к природе через литературное произведение; закрепить и расширить знания по ботанике и природоведению; осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.
-
Жизнеспособность или обреченность праведников в современном мире. А.Солженицын. "Матренин двор" 2011
Цели урока: обучение приемам ведения дискуссии; развитие навыков аналитического чтения, монологической речи, ассоциативного мышления; воспитание определенных нравственных качеств: сопереживания, доброты, сострадания.
-
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс 2011
Представленный урок – культурологический анализ – обзор лирики А.А. Ахматовой 1911–1914 годов, когда ее талант развивался в естественном течении жизни, а на творчество не наложила сурового отпечатка трагическая эпоха. Цели урока – постижение глубокого психологизма лирики Ахматовой.
-
Проект "Организация и проведение литературного вечера «Няне А.С. Пушкина посвящается…»" 2011
Cтатья представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции «Няне Пушкина посвящается…» и презентацию к нему.
-
Лирика А.В. Кольцова. Содружество муз. 5-й класс 2011
Цель занятия: развивать способность учащихся к пониманию своеобразия художественной манеры поэта на примере анализа отдельного стихотворения. Урок проходит в форме творческой мастерской, где учащиеся составляют «партитуру чувств» стихотворения, учатся видеть эмоциональное соответствие между стихотворениями поэта, картинами А.Г. Венецианова и музыкой А.Л. Гурилева.
-
Урок-портрет "Анна Ахматова" 2011
Цели урока – помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; познакомить с живописными портретами поэтессы, показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке, используя прием синквейна.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Вновь я посетил…" 2011
Урок по исследованию творчества А.С. Пушкина разработан на основе компетентностного подхода с целью развития учебно-информационных умений учащихся на основе учебных текстов.
-
Добро, Истина, Красота в стихах Н.А. Заболоцкого 2011
В начале урока дается краткий обзор жизни поэта. В целом урок посвящен подробному анализу трех стихов поэта: "Журавли", "Не позволяй душе лениться", "Одинокий дуб". Учащиеся также вспоминают отличие стихов от прозы, размышляют о роли стихов в жизни человека, находят изобразительно-выразительные средства, повторяют размеры стиха и виды рифм по расположению в строке. Завершается урок написанием сочинения-миниатюры на тему "Какое стихотворение поэта особенно взволновало вас?"
-
Внеклассное мероприятие "Романса свежее дыханье" 2011
Представлен сценарий урока, посвященный русскому романсу.
-
Бинарный урок (литература + музыка) "Дороги, которые мы выбираем". 7-й класс 2011
Бинарный урок литература + музыка в 7-м классе, посвященный теме декабризма и Отечественной войны 1812 года, по произведениям Ю.Н. Куранова «Ода генералу Раевскому» и опере С.С. Прокофьева «Война и мир». В центре внимания на уроке – проблема нравственного выбора в жизни героев, сохранение высоких идеалов наших дедов и прадедов, что особенно актуально в период подготовки к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
-
Круг чтения Татьяны Лариной. 9-й класс 2011
В методическая разработке перед учениками ставится важный вопрос: «Какую роль в формировании личности Татьяны Лариной и Евгения Онегина сыграли прочитанные ими книги?» Работа в этом направлении дает возможность учащимся представить мировой литературный процесс, увидеть взаимовлияние русской и зарубежной литературы. Мультимедийная презентация к уроку является его каркасом, а «знаковые картинки», используемые регулярно на уроках литературы в презентациях, подсказывают учащимся тип работы.
-
Вечер по творчеству испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки 2011
Разработка литературного вечера, посвященного творчеству великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, которую можно использовать на интегрированном уроке по мировой художественной культуре. В программу вечера включено многое для живого восприятия: испанские танцы, музыка, апельсины, бросаемые участниками в конце спектакля в зал; оформление с автопортретом Лорки и его рисунками и многое другое.
-
И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица". 4–5-й классы 2011
Рассмотрение и анализ басни Крылова. Знакомство с основными фактами из жизни баснописца.