Литература
-
Урок литературного чтения в 3-м классе 2011
Урок литературного чтения является обобщающим в разделе "Природа летом". Урок спланирован так, что все дети включены в учебную деятельность, использована индивидуальная, фронтальная формы опроса на этапе актуализации знаний.
-
Имена существительные собственные и нарицательные 2011
Урок знакомит учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные с помощью карточек, самостоятельной работы, интерактивной доски и т.д. При объяснении нового материала используется поисковый метод.
-
Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации 2011
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности.
-
Из сказок жизни 2011
Каждый человек должен ощущать свою принадлежность к религии, даже если он не религиозный человек. Духовное возрождение должно начинаться с семьи. На уроке учащиеся знакомятся с рассказом Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика". Рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику Тимофею Осиповичу и как научен был мужик устроить в своем сердце ясли для рожденного на земле Христа.
-
Итоговое произведение в творчестве А.П. Чехова "Черный монах" 2011
В работе предпринята попытка анализа рассказа «Чёрный монах». Высказан ряд предположений, некоторые из которых текстуально подтверждены. Выдвинут тезис о том, что «Чёрный монах» - итоговое произведение в жизни и творчестве А.П. Чехова. Собраны воедино некоторые мотивы его произведений, художественные и авторские детали.
-
Итоговое занятие по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2011
Работа представляет разработку урока «Итоговое занятие по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» по литературе в 9-м классе. Основные цели урока: продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения; выявление степени усвоения учащимися пройденного материала.
-
"И близких всех душа не позабудет…" В.П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет". 8-й класс 2011
Урок знакомит с творчеством В.П. Астафьева. У учащихся формируются навыки анализа текста; развиваются навыки выразительного чтения.
-
Особенность поэтического таланта А.Фета. 9-й класс 2011
Урок на тему «Особенность поэтического таланта А.Фета» – интегрированный урок, цель которого – нахождение связей между фактами, которые подтверждают и углубляют выводы, наблюдения учащихся в области литературы, музыки и живописи.
-
Игра "Как стать миллионером?" (Внеклассное мероприятие в рамках декады словесности) 2011
Внеклассное мероприятие может быть проведено в рамках декады словесности и рассчитано на пятиклассников, у которых вызывает неизменный интерес. Правила и ход заимствованы из телевизионной версии. Вопросы касаются не только преподавания русского языка и литературы (источники - "Русский медвежонок" прошлых лет, игра "О, счастливчик!"). Основа – презентация, поэтому обязательным условием является наличие мультимедийного проектора или интерактивной доски, чтобы заинтересовать и "зрителей".
-
Конспект урока по литературе в 6-м классе по теме "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»" 2011
Данный урок проводится в 6-м классе после того, как обучающиеся познакомятся с биографическими сведениями о Н.В. Гоголе, с историей создания повести «Ночь перед Рождеством» и прочитают первые главы произведения. Ученики учатся анализировать характеры героев, обогащают свой словарный запас, знакомятся с понятием «юмор». Использование различных методических приемов, а также презентации активизирует работу школьников на уроке.
-
Урок-экскурсия "М.Ю. Лермонтов. Тарханы" 2011
В своей работе автор стремится познакомить учащихся с жизнью М.Ю. Лермонтова в Тарханах, показать необычность его судьбы с детства, его рано проявившуюся гениальность, воспитываать любовь к русской поэзии.
-
Ночное в творчестве русских писателей XIX века 2011
Это второй урок по теме "Ночное в творчестве русских писателей XIX века". На уроке учащиеся знакомятся с основными этапами жизни и творчества Ивана Захаровича Сурикова; учатся сопоставлять тексты разных жанров (проза, лирика, живопись) по теме и основной мысли. К уроку подготовлена презентация.
-
Нет возможности никому отойти в сторону. 11-й класс 2011
Урок внеклассного чтения в 11-м классе проводился в канун 20-летия вывода войск из Афганистана. Это урок-диалог. Школьники зачитывали отрывки из книги. Отвечали на вопросы, сами задавали вопросы, читали стихи. Органично влился в урок документальный фильм "Война матерей". Урок был интересен одиннадцатиклассникам и имел большое воспитательное значение.
-
Урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". 10-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с первой главой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"; выделить главные образы первой главы; определить черты сходства и различия между Евгением Онегиным и лирическим героем романа (автором); познакомить учащихся с приемами анализа лиро-эпического произведения; формировать навыки синтеза и анализа литературно-художественного материала
-
Путешествие в мир Андерсена. 5-й класс 2011
Урок-путешествие знакомит с биографией великого сказочника Х.К. Андерсена, чертами его характера, мотивами произведений, позволяет учащимся задуматься над секретами мастерства известного писателя.
-
Перевод романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" на якутский язык". 9-й класс 2011
Материал урока-исследования по литературе формирует знания учащихся о значении поэзии А.С. Пушкина в развитии якутской литературы; знакомит с историей перевода романа «Евгений Онегин» на якутский, с системой требований к профессиональному переводчику; учит навыкам сопоставительного анализа отрывков текста-оригинала и текста-перевода.
-
Творческая мастерская "Путешествие навстречу рифме" 2011
Занятия в творческой мастерской литературного клуба проводятся с учащимися 5–7-х классов. В ходе работы раскрывается литературный талант школьников, развиваются творческие способности. Путешествуя по поэтической тропе, дети на практике знакомятся с понятием «рифма», учатся рифмовать слова, строки, сочинять простые стихи. Создавая поэтический текст по сюжетной картинке, школьники развивают ассоциативное мышление.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2011
Учащиеся прослеживают историю происхождения и развития жанра басни и путём анализа идейно-художественных особенностей басен И.А. Крылова выявляют, какие традиции русской басни XVIII века нашли свое отражение в его басенном творчестве, каково значение творчества И.А. Крылова для развития русской литературы в целом. Рассматривается идейный смысл басен И.А. Крылова.
-
Учебно-методическая разработка по литературе с применением информационно-компьютерных средств. Система уроков: "Судьба страны в поэме А.Т. Твардовского "За далью - даль". 8-й класс 2011
Предлагаемая учебно-методическая разработка представляет собой систему уроков по литературе для 8-го класса к учебнику С.Г. Меркина (М.: Русское слово). Входящие в нее конспекты уроков с применением информационно-компьютерных средств не только содержат анализ поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль», но и иллюстрируют возможности современных методических приемов и способов их внедрения в структуру урока.
-
Лики любви в поэзии Л.А. Никоновой 2011
Данный урок разработан на основе творчества кузбасской поэтессы Л.А. Никоновой. Основной целью урока является формирование у детей представлений об истинном назначении поэзии: учить добру, милосердию, состраданию и просто любви.
-
Г.Сенкевич. "Янко-музыкант" 2011
Урок служит созданию условий для формирования системы знаний, ознакомлению учащихся с новым рассказом, учит понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества.
-
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории 2011
В разработке урока использована технология «критическое мышление», реализован метапредметный подход. С помощью художественного текста учащиеся решают конкретную жизненную проблему, анализируя имеющуюся информацию. Развитие личности, формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроке происходит через полилог и работу в парах. Для наглядности и подведения промежуточных выводов использована ИКТ. Межпредметные связи позволяют дать целостную картину мира.
-
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 2011
Цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, приблизить учащихся к философскому мировосприятию поэтов.
-
Тема юношеской дружбы в лирике А.С. Пушкина 2011
Цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики поэта, приблизить учащихся к философскому мировосприятию А.С. Пушкина.
-
Педагогическая мастерская "О милосердии". 8-й класс 2011
Милосердие – та нравственная категория, без которой человечество просто погибнет. Занятие простроено по технологии педагогической мастерской, использованы методы проблемного обучения, ИКТ и групповая технология. Проведение мастерской уместно на классном часе и на уроках литературы (например, перед или после изучения повести Н.В. Гоголя «Шинель» в 8-м классе).
-
Сравнение басни Эзопа "Ворон и лисица" и И.А. Крылова "Ворона и лисица" 2011
На примере басен И.А. Крылова учащиеся определяют басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность) находят мораль в произведении; отрабатывают навыки выразительного чтения.
-
Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2011
Интегрированный урок – литература, ботаника и природоведение. Цель урока: прививать детям любовь к природе через литературное произведение; закрепить и расширить знания по ботанике и природоведению; осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.
-
Жизнеспособность или обреченность праведников в современном мире. А.Солженицын. "Матренин двор" 2011
Цели урока: обучение приемам ведения дискуссии; развитие навыков аналитического чтения, монологической речи, ассоциативного мышления; воспитание определенных нравственных качеств: сопереживания, доброты, сострадания.
-
А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс 2011
Представленный урок – культурологический анализ – обзор лирики А.А. Ахматовой 1911–1914 годов, когда ее талант развивался в естественном течении жизни, а на творчество не наложила сурового отпечатка трагическая эпоха. Цели урока – постижение глубокого психологизма лирики Ахматовой.
-
Проект "Организация и проведение литературного вечера «Няне А.С. Пушкина посвящается…»" 2011
Cтатья представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции «Няне Пушкина посвящается…» и презентацию к нему.