(По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
ЦЕЛИ: выяснить смысл названия повести, путём беседы определить её основную проблему; воспитывать у учащихся чувства добра, милосердия, сострадания
ОФОРМЛЕНИЕ: портрет писателя, выставка его книг, иллюстрации учащихся к повести, презентация (приложение).
НА ДОСКЕ: эпиграф к уроку, синонимический ряд слов (милосердие, сострадание, гуманизм, сочувствие, доброта, отзывчивость, благотворительность)
Беда и радость ходят рядом
Вечно –
Людей спасает только человечность
Пимен Панченко, народный поэт БССР
ХОД УРОКА
– Сегодня мы проводим необычный урок – телемарафон. Прежде всего, выясним значение слова «марафон» (состязание лыжников, конькобежцев и т.п. в беге на длинные дистанции). Нас интересует, конечно же, переносное значение этого слова – длительное состязание в доброте, сострадании, сочувствии, отзывчивости, обращенное к тем, кто нуждается в помощи и защите от «скверн» мира. Все мы – гости телестудии, я – ведущая телемарафона. Среди гостей – писатель В.Г. Короленко. Он ждет ваших вопросов, касающихся появления в свет повести «В дурном обществе» (1885г.), вариантом которой являются популярные «Дети подземелья». Вместе с В.Г. Короленко на встречу пришли представители благотворительного общества с его председателем (фамилия ученицы) и секретарем (фамилия ученика), а также сотрудники различных газет, художники, просто читатели - одним словом, люди, знающие, что такое доброта, сочувствие, сострадание…
ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ:
– Действительно, беда и радость ходят рядом вечно. В беду попали герои В.Г. Короленко, совсем еще дети, нищие дети, «дети подземелья». Где искал своих героев В.Г. Короленко?
– СЛОВО ПИСАТЕЛЮ (Объяснение смысла названия произведения: «Дурное общество» – общество, в котором бытуют жестокие законы социального неравенства, общество, обрекшее бедняков на беспросветное существование и гибель. Жертвы такого общества – люди, подобные Тыбурцию и его детям. Особое внимание в тексте уделено детям – представителям двух миров: миру нищих и миру обеспеченных, богатых.
Писатель показал, что в жизни человека бывает не только горе, страдание, но и радость, которую приносят сочувствие, сострадание, дружеская привязанность – все прекрасные и благородные чувства, способные осветить самые темные углы подземелья.
– СЛОВО благотворительной комиссии, ее секретарю (Секретарь дает толкование словам, записанным на доске). Член благотворительной комиссии (фамилия ученика) познакомит нас с актом обследования жизненных условий детей п. Тыбурция («Серые камни, высосавшие из девочки веселье, жизнь»).
– Подобному «дурному обществу» выносит свое обвинение и художник (фамилия ученицы). (Звучит краткий рассказ по иллюстрациям, подготовленным учеником к уроку).
– О СВОИХ ДРУЗЬЯХ рассказывает друг Валека и Маруси Вася. (Именно дружба с детьми подземелья помогла Васе почувствовать уверенность в жизни, понять, что он нужен другим, а затем обрести доверие и уважение отца).
– Преданность и любовь Васи к нищим детям, в свою очередь, были крайне необходимы и этим людям в период тяжелых жизненных испытаний. Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба с Васей была большой радостью жизни).
– Для Валека Вася стал настоящим братом, дружескую руку которого он чувствовал в особо тяжелое для семьи время.
–ОБРАЩЕНИЕ к рубрике учебника «Живое слово» («Чем бы я помог обездоленным, будь я на месте Васи?»)
– МИКРОФОН 1 блоку (Учащиеся высказывают свои соображения, приводят случаи, аналогичные ситуации, описанной в повести, из книг, жизни).
– МИКРОФОН 2 блоку (Учащиеся по очереди выступают со своими сообщениями).
– СЛОВО предоставляется председателю благотворительного общества:
–ПИСАТЕЛЬ – ГУМАНИСТ ВЗЫВАЛ К МИЛОСЕРДИЮ, СОСТРАДАНИЮ.
–Когда вам хотелось плакать, читая повесть?
–Слово корреспонденту газеты «Рославльская правда» (В сочувственном авторском отношении – нищие, воры, бродяги, Ведь они тоже люди, В каком же обществе живем мы с вами, разве рядом нет таких же «Валеков и Марусь»?)
–ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
–Что конкретно может сделать для нуждающихся в помощи каждый из нас?
– МИКРОФОН 2 блоку
–В заключение звучит обращение к людям 21 века, написанное учениками 6В класса средней школы №10:
–Мы, учащиеся с. школы №10, призываем всех, взрослых и детей, проявлять друг к другу милосердие, сострадание, не проходить мимо чьей-то беды, не бросать сирот на произвол судьбы, не оставаться равнодушными, видя страдания окружающих…
–ОБОБЩЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (Что бы я себе поставил за работу на уроке? Что на меня произвело самое сильное впечатление?)
ДОМ. ЗАДАНИЕ:
- 1 вар. – какую клятву дали Вася и Соня на могиле Маруси?
- 2 вар. – сочинение-миниатюра «Спешите делать добрые дела»
ЗВУЧИТ ПОЭТИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ «Еще раз о доброте…»
- Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
НА ЗЕМЛЕ ДРУЗЕЙ НЕ ТАК УЖ МНОГО – опасайтесь потерять друзей! - Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо,
Идет Доброта по земле,
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле…
Ю. Друнина - Не оскудеет рука дающего…
(Из Библии) - Счастлив тот, кто сделал счастливыми наибольшее число людей.
(Л. ван Бетховен) - Лишь то слово взойдет в сердцах людей, которое с душою посеяно.
(В. Борисов) - Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
(Ф. Тютчев)
– В ФИНАЛЕ УРОКА ЗВУЧИТ ОБРАЩЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ – ГУМАНИСТА В.Г. КОРОЛЕНКО (подготовленный ученик) К ДЕТЯМ 21 ВЕКА:
«Наверное, кто-то из вас, ребята, помогал поскользнувшемуся встать, переводил через дорогу незрячего, ходил за лекарством в аптеку для больной соседки, заступался за обиженного, добрым словом поддерживал оказавшегося в беде человека… И все эти люди были благодарны тем, кто проявил к ним сострадание, милосердие, заботу.
А кто-то из вас выхаживал подбитую птицу или одичавшую, голодную собаку, спасал от разорения птичьи гнезда? Этим вы тоже проявили чувство милости, жалости к более слабому существу, которому без вашей помощи было бы плохо.
Милосердие – первое и главное слово Библии. И это вовсе не слабость, как думают некоторые, а сила, потому что милосердие свойственно людям, которые не скупятся на добрые дела и слова. Ибо способность сопереживать, сострадать – это признак духовной зрелости человека, ведь он и стал-то человеком только тогда, когда в нем появилась жалость не только к своему близкому, товарищу, но и… к совсем незнакомому, будь тот из другой местности или страны.
Ни при каких условиях не озлобляйтесь, не становитесь жестокими, это не украшает человека. Помните: «словом можно убить…». Зло сжигает человека, отталкивает от окружающих. Будьте терпимее, человечнее друг к другу – это сохранит вам и здоровье, и бодрость духа на долгие годы. Ваше доброе слово, чуткое и внимательное отношение к родителям – бальзам на их души.
Главное – «спешите делать добрые дела!» Пусть маленькие, но добрые. Всем свои существованием облегчайте людям жизнь и не будьте жестоки и равнодушны к чужой боли».