Содержание курса: “Речь и общение”.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для работы по развитию связной речи учащихся в
6-м классе.
В ней предполагается сближение задач лингвистического и литературного
образования школьников.
Основные направления работы с текстом:
- формирование умения слушать и понимать текст;
- развитие навыков комплексного анализа готового текста;
- совершенствование умения воспринимать текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно выразительные особенности;
- развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.
Дети, зачисленные в специальные (коррекционные) классы обучения, характеризуются ослабленным интеллектуальным и, следовательно, речевым развитием. У них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления (сравнения, обобщения, классификации явлений); они с трудом воспринимают переносное значение слова, нечувствительны к поэтическому слову, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок.
В силу этих особенностей курс русского языка строится на началах внутренней
интеграции между языковым и речевым компонентами.
Система языка включает как собственно языковые понятия и факты, так и
речеведческие.
Каждая тема двучленна: она включает основные понятия языка и речи, а также
важнейшие виды речевой деятельности.
Такой подход позволяет обеспечить планомерное развитие видов речевой
деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) и на этой основе более
успешное овладение теорией языка и речи.
В целом же представленная в программе содержание обучения ориентировано на
реализацию государственного стандарта по русскому языку.
Как показал опыт работы по данной программе, такая задача в классах
компенсирующего обучения выполнимо при условии пристального внимания к развитию
основных видов речевой деятельности. Ни урока без чтения! Ежедневное упражнение
в выработке правильной и богатой интонации! На каждом уроке систематическое
проведение творческих работ в 30–50 слов. Внимание к устной речи.
Систематический контроль строго соответствует этапности в обучении. Так,
например, при изучении правописания корня слов ошибки в письменных работах
считаются только в пределах данной темы. Остальные ошибки исправляются,
поясняются методом попутных объяснений, но не учитываются.
В работах самостоятельного характера упор делается на развитие способности
ученика ответить на вопрос, переложить текст с сохранением его типологических и
грамматических особенностей.
Работы же типа сочинений вводятся постепенно и носят характер наблюдения над
жизненным материалом.
Программа: “Речь и общение”.
I. Речь. Техника и выразительность устной речи.
Речь. Повторение изученного в 5-м классе. Фонетические особенности лексики.
Подвижное и неподвижное словесное ударение в разных частях речи.
Стихотворная речь. Зависимость произношения и ударения в слове. Интонация как
средство выражения поэтической идеи.
Интонация диалогической и монологической речи. Произносительные особенности речи
персонажей как средство их речевой характеристики.
II. Слово.
Повторение изученного в 5-м классе.
Слово в языке и речи. Лексические средства связи предложений в тексте.
Морфологические средства создания выразительности текста (сущ., прилаг.,
глаголы).
Стилистические нормы (лексические).
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение, гипербола, ирония, антитеза.
Справочный аппарат учебной и научно-популярной литературы.
III. Словосочетание и предложение.
Повторение изученного в 5-м классе.
Использование в процессе коммуникации разных по цели высказывания и интонации
предложений.
Порядок слов в предложении, его зависимость от вида связи предложений в тексте.
IV. Текст.
Повторение изученного в 5-м классе.
Тема, основания мысль (идея) текста, единство его содержания и формы. Сложный
план. Систематизация материала по теме.
Сжатое и выборочное изложение текста, изложение с изменением лица рассказчика.
Элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
Стили речи: разговорный, книжный (худож., научный, научно-популярный,
официально-деловой).
Роды и жанры художественной литературы (пейзажная зарисовка, юмористический
рассказ, “страшный рассказ”, “рассказ в рассказе”, рассказ по сюжетным
картинкам, рассказ по данному началу, рассказ от лица животного, этюд).
Формы работы с книгой (рассказ на основе иллюстрации к художественному
произведению).
Сочинение – рассказ по литературному произведению и на основе жизненного опыта.
Характеристика литературного героя. Монолог, диалог, речевая характеристика.
V. Культура общения.
Повторение изученного в 5-м классе.
Общение с литературным героем.
Этюд “Мой Пушкин”. Понятие о трагическом и комическом персонажах. Литературные
герои “во времени и пространстве”. Имя литературного героя. Псевдонимы
писателей.
№ № | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны в ходе урока). | ||
Всего | Лекц. | Практ | ||||
1 | Повторение изученного о тексте и его частях. Лексич. средства связи. | 1 | 1 | Беседа. | “Значение худож. лит. в жизни чел.?” – ответ на вопрос. | |
2 | Стили и типы речи. | 1 | 1 | Работа с текстом. | Описание пейзажа, зарисовка. | |
3 | Понятие об офиц.-делов. стиле: особ., жанры, сфера употр. | 1 | 1 | Диалог с другом. | Составление, заполнение деловых писем. | |
4 | Деловой стиль “наоборот”. | 1 | 1 | Диспут по вопросам. | Использование офиц.-дел. стиля для создания комич.ситуации. | |
5 | Изложение адаптированного текста с послед. редактир. лексич. средств. | 1 | 1 | Вопрос-ответ. | Составление плана. | |
6 | Составление рассказа, в основе которого лежит фразеолог. оборот. | 1 | 1 | Обсуждение. | Составление рассказа. | |
7 | Сложный план. | 1 | 1 | Работа с текстом. | Умение составлять план. | |
8 | Сбор материала к сочинению. | 1 | 1 | Систематиз. собранного материала. | ||
9 | Словотворчество. | 1 | 1 | Диалог с писателем А.С.Пушкин “Станцион. смотритель”. | Сочинение по картинкам. | |
10 | Излож. повест. характера с элементами описания помещения в офиц.-дел. стиле. | 1 | 1 | Беседа. | Изложение – описание помещения. | |
11 | Сжатое изложение текста с элементами описания помещения в худ. стиле. | 1 | 1 | Диспут. | Описание помещения у писателей. | |
12 | Сочинение – описание помещения в худ. стиле. | 1 | 1 | Работа с текстом. | Описание кабинета. | |
13 | Сжатое изложение повест. текста с элементами описания пейзажа. | 1 | 1 | Вопрос-ответ. | Собственное отношение к описываемому. | |
14 | Выборочное изложение с элементами описания пейзажа. | 1 | 1 | Работа с текстом. | Составление текста с помощью вспомог. слов описания бури. | |
15 | Сочинение – описание пейзажа в худ. стиле. | 1 | 1 | Работа с пейзажами. | Пейзажные зарисовки – описание бурана. | |
16 | Сочинение – рассуждение на нравственно-этич. темы на основе прочит. в худ. стиле. | 1 | 1 | Работа с текстом. | Сочинение – рассуждение на основе худ. произведения. | |
17 | Сочинение – рассуждение в научном стиле. | 1 | 1 | Работа с текстом. | Сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Уроки французского”. | |
18 | Сочинение юмористического характера. | 1 | 1 | Работа с текстом М.Зощенко “Галоша”. | Юмореска. | |
19 | Сочинение “страшного” рассказа на основе увиденного . | 1 | 1 | Работа с текстом “Ночь перед Рождеством”. | Сочинение на основе увиденного фильма “Ночь перед Рождеством”. | |
20 | Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам. | 1 | 1 | Сочинение по картинкам “Ночь перед Рождеством”. | ||
21 | Сочинение-рассказ по данному началу в худ. стиле. | 1 | 1 | Работа с текстом В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. | Сочинение в худ. стиле. | |
22 | Составление отзыва о проч. Произведении. | 1 | 1 | Работа с текстом Пушкина. | Написание отзыва. | |
23 | Изложение повест. текста с измен. Лица. | 1 | 1 | Вопросы к тексту Н.Лесков “Левша”. | Написание текста с измен. лица. | |
24 | Составление монологов и диалогов. | 1 | 1 | Работа с текстом. | Составление диалога Митраша и Насти. | |
25 | Рассказ от лица животного. | 1 | 1 | Работа с текстом Сетон-Томпсона “Снап”. | Написание рассказа с просьбой к жителям леса. | |
26 | Анализ сочинений. | 1 | 1 | Редактирование морф. средств языка. | ||
27 | Способы создания комич. ситуаций на основе рассказа. | 1 | 1 | Рассказы А.П.Чехова, М.Зощенко. | Написание текста к мультикам. | |
28 | Сочинение рифмованного текста. | 1 | 1 | Работа со стихотвор. | Создание стихотв. рифм. | |
29 | Сочинение на основе фантастич. гипотезы. | 1 | 1 | Работа с текстом Р.Бредбери. | Ответ на вопрос. | |
30 | Этюд “Мой Пушкин”. | 1 | 1 | Стихи Пушкина. | Анализ стихов. | |
31 | Очерк о трагич. герое. | 1 | 1 | Чтение и анализ биографий. | Вопросы к биографии. | |
32 | Речевая характ. комич. персонажа. | 1 | 1 | Анализ текста А.П.Чехова. | Выписать из текста речь героев. | |
33 | Литературные герои среди нас. | 1 | 1 | Беседа. | Описание литературного героя. | |
34 | Кто скрывается под псевдонимом. | 1 | 1 | Беседа. | Роль псевдонимов в жизни героев. |
Список литературы для учащихся:
Рассказы А.С. Пушкина “Станционный смотритель”,
Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”,
В.Распутин “Уроки французского”,
М.Зощенко “Галоша”,
Н.Лесков “Левша”,
В.Астафьев “Конь с розовой гривой”,
М.Пришвин “Кладовая Солнца”,
Р.Брэдбери “Каникулы”,
А.П.Чехов “Толстый и тонкий”.
Список литературы для учителя:
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. М., 1995 г.
- Ивченко П.Ф. Обучающее изложение 5–9 кл. пособие для учителя. М., 1993 г.
- Речь. Речь. Речь: Книга для учителя под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1990 г.
- Розенталь Д.Э. “Занимательная стилистика”. М., 1995 г.
- Учебник Е.И. Никитина “Русская речь”. М., Просвещение, 1992 г.
- Методическое пособие для учителей-словесников по программе “Речь” 6 кл. Пенза, 1997 г.