Программа курса "Речь и общение". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Содержание курса: “Речь и общение”.

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для работы по развитию связной речи учащихся в 6-м классе.
В ней предполагается сближение задач лингвистического и литературного образования школьников.

Основные направления работы с текстом:

  • формирование умения слушать и понимать текст;
  • развитие навыков комплексного анализа готового текста;
  • совершенствование умения воспринимать текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно выразительные особенности;
  • развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.

Дети, зачисленные в специальные (коррекционные) классы обучения, характеризуются ослабленным интеллектуальным и, следовательно, речевым развитием. У них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления (сравнения, обобщения, классификации явлений); они с трудом воспринимают переносное значение слова, нечувствительны к поэтическому слову, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок.

В силу этих особенностей курс русского языка строится на началах внутренней интеграции между языковым и речевым компонентами.
Система языка включает как собственно языковые понятия и факты, так и речеведческие.
Каждая тема двучленна: она включает основные понятия языка и речи, а также важнейшие виды речевой деятельности.
Такой подход позволяет обеспечить планомерное развитие видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) и на этой основе более успешное овладение теорией языка и речи.
В целом же представленная в программе содержание обучения ориентировано на реализацию государственного стандарта по русскому языку.
Как показал опыт работы по данной программе, такая задача в классах компенсирующего обучения выполнимо при условии пристального внимания к развитию основных видов речевой деятельности. Ни урока без чтения! Ежедневное упражнение в выработке правильной и богатой интонации! На каждом уроке систематическое проведение творческих работ в 30–50 слов. Внимание к устной речи.
Систематический контроль строго соответствует этапности в обучении. Так, например, при изучении правописания корня слов ошибки в письменных работах считаются только в пределах данной темы. Остальные ошибки исправляются, поясняются методом попутных объяснений, но не учитываются.
В работах самостоятельного характера упор делается на развитие способности ученика ответить на вопрос, переложить текст с сохранением его типологических и грамматических особенностей.
Работы же типа сочинений вводятся постепенно и носят характер наблюдения над жизненным материалом.

Программа: “Речь и общение”.

I. Речь. Техника и выразительность устной речи.

Речь. Повторение изученного в 5-м классе. Фонетические особенности лексики. Подвижное и неподвижное словесное ударение в разных частях речи.
Стихотворная речь. Зависимость произношения и ударения в слове. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
Интонация диалогической и монологической речи. Произносительные особенности речи персонажей как средство их речевой характеристики.

II. Слово.

Повторение изученного в 5-м классе.
Слово в языке и речи. Лексические средства связи предложений в тексте. Морфологические средства создания выразительности текста (сущ., прилаг., глаголы).
Стилистические нормы (лексические).
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, ирония, антитеза.
Справочный аппарат учебной и научно-популярной литературы.

III. Словосочетание и предложение.

Повторение изученного в 5-м классе.
Использование в процессе коммуникации разных по цели высказывания и интонации предложений.
Порядок слов в предложении, его зависимость от вида связи предложений в тексте.

IV. Текст.

Повторение изученного в 5-м классе.
Тема, основания мысль (идея) текста, единство его содержания и формы. Сложный план. Систематизация материала по теме.
Сжатое и выборочное изложение текста, изложение с изменением лица рассказчика.
Элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).
Стили речи: разговорный, книжный (худож., научный, научно-популярный, официально-деловой).
Роды и жанры художественной литературы (пейзажная зарисовка, юмористический рассказ, “страшный рассказ”, “рассказ в рассказе”, рассказ по сюжетным картинкам, рассказ по данному началу, рассказ от лица животного, этюд).
Формы работы с книгой (рассказ на основе иллюстрации к художественному произведению).
Сочинение – рассказ по литературному произведению и на основе жизненного опыта.
Характеристика литературного героя. Монолог, диалог, речевая характеристика.

V. Культура общения.

Повторение изученного в 5-м классе.
Общение с литературным героем.
Этюд “Мой Пушкин”. Понятие о трагическом и комическом персонажах. Литературные герои “во времени и пространстве”. Имя литературного героя. Псевдонимы писателей.

№ № Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны в ходе урока).
Всего Лекц. Практ
1 Повторение изученного о тексте и его частях. Лексич. средства связи. 1   1 Беседа. “Значение худож. лит. в жизни чел.?” – ответ на вопрос.
2 Стили и типы речи. 1   1 Работа с текстом. Описание пейзажа, зарисовка.
3 Понятие об офиц.-делов. стиле: особ., жанры, сфера употр. 1   1 Диалог с другом. Составление, заполнение деловых писем.
4 Деловой стиль “наоборот”. 1   1 Диспут по вопросам. Использование офиц.-дел. стиля для создания комич.ситуации.
5 Изложение адаптированного текста с послед. редактир. лексич. средств. 1   1 Вопрос-ответ. Составление плана.
6 Составление рассказа, в основе которого лежит фразеолог. оборот. 1   1 Обсуждение. Составление рассказа.
7 Сложный план. 1   1 Работа с текстом. Умение составлять план.
8 Сбор материала к сочинению. 1   1 Систематиз. собранного материала.
9 Словотворчество. 1   1 Диалог с писателем А.С.Пушкин “Станцион. смотритель”. Сочинение по картинкам.
10 Излож. повест. характера с элементами описания помещения в офиц.-дел. стиле. 1   1 Беседа. Изложение – описание помещения.
11 Сжатое изложение текста с элементами описания помещения в худ. стиле. 1   1 Диспут. Описание помещения у писателей.
12 Сочинение – описание помещения в худ. стиле. 1   1 Работа с текстом. Описание кабинета.
13 Сжатое изложение повест. текста с элементами описания пейзажа. 1   1 Вопрос-ответ. Собственное отношение к описываемому.
14 Выборочное изложение с элементами описания пейзажа. 1   1 Работа с текстом. Составление текста с помощью вспомог. слов описания бури.
15 Сочинение – описание пейзажа в худ. стиле. 1   1 Работа с пейзажами. Пейзажные зарисовки – описание бурана.
16 Сочинение – рассуждение на нравственно-этич. темы на основе прочит. в худ. стиле. 1   1 Работа с текстом. Сочинение – рассуждение на основе худ. произведения.
17 Сочинение – рассуждение в научном стиле. 1   1 Работа с текстом. Сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Уроки французского”.
18 Сочинение юмористического характера. 1 1 Работа с текстом М.Зощенко “Галоша”. Юмореска.
19 Сочинение “страшного” рассказа на основе увиденного . 1   1 Работа с текстом “Ночь перед Рождеством”. Сочинение на основе увиденного фильма “Ночь перед Рождеством”.
20 Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам. 1   1   Сочинение по картинкам “Ночь перед Рождеством”.
21 Сочинение-рассказ по данному началу в худ. стиле. 1   1 Работа с текстом В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. Сочинение в худ. стиле.
22 Составление отзыва о проч. Произведении. 1   1 Работа с текстом Пушкина. Написание отзыва.
23 Изложение повест. текста с измен. Лица. 1   1 Вопросы к тексту Н.Лесков “Левша”. Написание текста с измен. лица.
24 Составление монологов и диалогов. 1   1 Работа с текстом. Составление диалога Митраша и Насти.
25 Рассказ от лица животного. 1   1 Работа с текстом Сетон-Томпсона “Снап”. Написание рассказа с просьбой к жителям леса.
26 Анализ сочинений. 1   1   Редактирование морф. средств языка.
27 Способы создания комич. ситуаций на основе рассказа. 1   1 Рассказы А.П.Чехова, М.Зощенко. Написание текста к мультикам.
28 Сочинение рифмованного текста. 1   1 Работа со стихотвор. Создание стихотв. рифм.
29 Сочинение на основе фантастич. гипотезы. 1   1 Работа с текстом Р.Бредбери. Ответ на вопрос.
30 Этюд “Мой Пушкин”. 1   1 Стихи Пушкина. Анализ стихов.
31 Очерк о трагич. герое. 1   1 Чтение и анализ биографий. Вопросы к биографии.
32 Речевая характ. комич. персонажа. 1   1 Анализ текста А.П.Чехова. Выписать из текста речь героев.
33 Литературные герои среди нас. 1   1 Беседа. Описание литературного героя.
34 Кто скрывается под псевдонимом. 1   1 Беседа. Роль псевдонимов в жизни героев.

Список литературы для учащихся:

Рассказы А.С. Пушкина “Станционный смотритель”,
Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”,
В.Распутин “Уроки французского”,
М.Зощенко “Галоша”,
Н.Лесков “Левша”,
В.Астафьев “Конь с розовой гривой”,
М.Пришвин “Кладовая Солнца”,
Р.Брэдбери “Каникулы”,
А.П.Чехов “Толстый и тонкий”.

Список литературы для учителя:

  1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. М., 1995 г.
  2. Ивченко П.Ф. Обучающее изложение 5–9 кл. пособие для учителя. М., 1993 г.
  3. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1990 г.
  4. Розенталь Д.Э. “Занимательная стилистика”. М., 1995 г.
  5. Учебник Е.И. Никитина “Русская речь”. М., Просвещение, 1992 г.
  6. Методическое пособие для учителей-словесников по программе “Речь” 6 кл. Пенза, 1997 г.