Цели урока: Дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А.Т. Твардовского, К.М. Симонова; развивать навыки анализа поэтического произведения; воспитывать патриотические чувства учеников.
Оборудование: видеофильм (презентация) “Великая Отечественная война”, портреты поэтов-фронтовиков, пионеров-героев, тексты стихотворений А.Т. Твардовского “Рассказ танкиста”, К.М. Симонова “Майор привез мальчишку на лафете”; видеомагнитофон (мультимедиапроектор, мультимедийная доска).
Формы и методы работы: слово учителя, презентация, устные выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста, беседа, создание творческих работ.
План урока:
Что мы знаем о войне? (Кадры, цифры – просмотр фрагментов художественных фильмов, презентация.)
Дети на войне. (Фотографии детей, переживших страшные годы, пионеров-героев, сообщения учеников.)
Подвиг ли это? (Как рассказали взрослые? Выразительное чтение стихотворений учащимися класса (реализация индивидуального домашнего задания).
Анализ услышанных историй, беседа по содержанию и построению стихотворений.
Краткие выводы. (Создание мини-сочинений, иллюстраций или письменного ответа на вопрос: “Жизнь детей на войне – почему это подвиг?”)
Ход урока
I. Организационный момент
1. Вступительное слово учителя.
II. Актуализация знаний
2. Просмотр фрагментов художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне.
III. Изучение нового материала
3. Беседа.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под тяжестью...
4. Сообщения заранее подготовленных учащихся о жизни и деятельности пионеров-героев. Демонстрация портретов. Маленькие герои большой войны.
(Валя Котик, Леня Голиков, Аркадий Каманин, Люся Герасименко, Валя Зенкина, Марат Казей, Валерий Волков, Юта Бондаровская, Вася Коробко и др.)
5. Размышления по поводу услышанного.
Необыкновенно трудной, невыносимой была жизнь детей в эти страшные годы, но они продолжали жить, наравне со взрослыми вынося тяготы выпавшего на их долю бремени. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Куле. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И взрослые не остались равнодушными к тем, кто был рядом, за кого они отвечали, кто им помогал. А поскольку в годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого, появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т Твардовский, К.М. Симонов, А.Л. Барто, С.Я. Маршак и другие. Сегодня мы поговорим о стихотворениях.
6. Слово о А.Т Твардовском. Сообщение учащегося. Чтение стихотворения “Рассказ танкиста”.
Беседа:
– Каким вы представляете себе этого мальчика?
– Можно ли его поступок считать геройским?
– Как рассказывает нам эту историю поэт? Что необычного в стихотворении? Анализ текста.
(Можно сказать – пятистопный ямб, сбивка ритма в конце пятой строфы на шестистопный передает особенности разговорной речи. Предложения короткие, диалог обходится без автора, много глаголов действия, ИВС – олицетворения: “пули свищут”, “душила гарь и копоть”; сравнения : “все нынче как спросонку”, “рубашонка пузырем”.)
7. Слово о К.М. Симонове. Сообщение учащегося.
“ Майор привез мальчишку на лафете”. Чтение стихотворения учителем. Словарная работа.
Беседа:
– Какие слова в тексте стихотворения вам не понятны?
– О чем и кому рассказал поэт?
– Можно ли определить, в какой момент войны встретились мальчик и рассказчик? Как вы об этом догадались?
– Какова композиция произведения?
(Две части: картина, которая потрясла фронтовика, объяснение того, почему солдат обязан выполнить свой воинский долг.)
8. Итоговая беседа. Подготовка к творческой работе.
– Какой вам представляется Великая Отечественная война?
– Зачем на войне стихотворения? Какова роль поэзии в годы Великой Отечественной войны?
– Можно ли опоэтизировать подвиг?
– Что нового вы узнали о поэзии военных лет?
IV. Закрепление
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в них трудно было бы поверить. Этого не могло быть. Но было. Это ли не подвиг? А что мы называем подвигом?
Не щадя себя
в огне войны,
Не жалея сил
во имя Родины,
Дети героической
страны
Были
настоящими
героями.
(Р.Рождественский)
9. Работа над созданием мини-сочинения, иллюстрации или письменного ответа на вопрос “Почему жизнь детей в годы Великой Отечественной войны можно назвать подвигом?”.
10. Подведение итогов урока.
Литература по теме
Бондар С.М. Пионеры-герои.
Симонов К.М. Майор привез мальчишку на лафете.
Твардовский А.Т. Рассказ танкиста.