Тема: Философия жизни и смерти в художественной литературе.
Цель: Развитие рефлексивного мышления как составляющего аспекта личностного становления студента.
Задачи.
- Создать условия для формирования нравственных ценностей.
- Активизировать рефлексивное мышление.
- Повысить мотивацию к изучению предметов.
- Выявить особенности гендерного восприятия учащихся, поднятой проблемы.
Форма: круглый стол, творческая мастерская.
Оборудование: музыкальная композиция, гуашь, кисти, бумага, репродукции, тексты художественных произведений, мини-сборник эпиграфов.
Планируемый результат: выработка жизненных принципов современной молодежи.
Жизнь даётся
Человеку один раз…
И её надо прожить…
(по Н. Островскому)
Ход урока
№ п/п |
Этапы | Деятельность | |
Преподаватели | Участники мастерской | ||
1 | Оргмомент | Слово педагога. Актуализация урока. Форма урока. |
Активное слушание. Решение проблемной ситуации. |
2 | Целеполагание | Формулировка темы, цели, задач. | Чтение стихотворения “Зачем живем?”. Определение цели. Запись темы и эпиграфы. |
3 | Круглый стол. Обсуждение проблемных вопросов. |
Сопровождение учащихся в
процессе поиска ответов на вопросы: 1. Может ли человек одновременно быть живым и мертвым? 2. Имеет ли право человек распоряжаться своей жизнью? 3. Можно ли оправдать убийство человека человеком? 4. Каждый ли человек достоин жизни? (Маньяк, убийца). 5. Как вы считаете, есть ли необходимость ученым работать над поисками формулы “вечной жизни”? |
Ответы на вопросы. Аргументация. Отстаивание своей точки зрения. |
4 |
Работа творческой мастерской. (Арттерапевти-ческий этап) | Создание атмосферы взаимодействия. Оказание помощи. Консультации. Редактирование. | 1. Создание проекта “Философия
жизни и смерти глазами подростка”.
Использование эпиграфа. 2. Выработка не < 5 жизненных принципов, способствующих развитию личности в современных условиях. |
5 |
Защита проектов. | Наводящие вопросы. Организация процедуры защиты проектов. | Групповая защита. Ответы на
вопросы.
|
6 |
Итог | Создание проблемной ситуации. Итак, зачем человеку дается жизнь? | Определение смысла эпиграфа. Чтение стихотворения “А я умру”. |
7 |
Рефлексия | Определение значимости поднятой проблемы лично для каждого. | Определение своей роли на уроке. Выработка жизненных устоев. |
8 |
Домашнее задание | Обсудить тему в семье и
написать свои размышления. 1. Вы – Катерина, стоящая на обрыве… Ваши действия. 2. Вы – Анна Каренина, стоящая на перроне… 3. Ваш друг – наркоман… Ваши действия. |
Приложение № 1
Рефлексия
Сегодня на уроке:
Я поняла ___________________________________________________
Я осознала __________________________________________________
Я почувствовала _____________________________________________
Продолжите высказывание:
- Жизнь дана…
- Я в этот мир пришла…
- Смерть – это…
- Жизнь и смерть – это…
- Моя жизнь на весах жизни (можно в процентах):
а) моей семьи –
б) моих друзей –
в) общества –
Определите по баллам
Ваша включенность на уроке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Практическая значимость урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Влияние урока на Вашу самооценку | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Интеграцию на уроке педагогов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ваше настроение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пожалуйста, напишите свои пожелания и замечания.
_______________________________________________