Урок-путешествие в мир поэта Николая Заболоцкого

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами биографии поэта, дать обзор его поэзии, помочь увидеть своеобразие художественного мышления Заболоцкого, постичь нравственно-эстетические искания поэта;
  2. Развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные навыки (анализ лирического произведения, выразительное чтение, исследовательская деятельность, отбор необходимой информации, обобщение, вывод );
  3. Воспитывать гражданственность, нравственность, эстетический вкус.

Эпиграф:

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово…
Н.Заболоцкий

Оборудование: презентация “Николай Заболоцкий” (Приложение 1), компьютеры, сборники стихов поэта, тетради, аудиозапись стихотворения “Завещание”, песня на стихи “Очарована, околдована”

Основное содержание урока:

I. Побуждение. Стихотворение “Завещание” (аудиозапись запускается по гиперссылке, Слайд 1).

Аудиозапись - Очарованна, околдована...

Каким вы представляете человека, написавшего эти строки? (Философ, очень ценит жизнь, любит её, считает себя частью большого мира – макрокосмоса, утверждает, что смерти нет, думает о том, что он оставит потомкам.)

II. Реализация.

– Знакомство с основными вехами биографии Н.Заболоцкого (Слайд 3–8).

– Своеобразие художественного мира поэта. Индивидуальные сообщения учащихся, чтение стихотворений:

  • философская лирика 40–50-х годов (Слайд 9). Выразительное чтение стихотворений “Утренняя песня”, “Ночной сад”, “Одинокий дуб”
  • человек и природа в лирике Заболоцкого (Слайд 10). Выразительное чтение стихотворений “Бетховен”, “Сентябрь”, “Осень”
  • нравственно-этическая проблематика в стихотворениях 50-х годов (Слайд 11, 12, 14–18). Выразительное чтение стихотворений “Портрет”, “Некрасивая девочка”, “О красоте человеческих лиц”, “Старая актриса”, “Это было давно”, “Можжевеловый куст”.

– Работа в группах. Анализ стихотворений. Защита.

I-я группа. Составьте план – партитуру стихотворения “Журавли”. (Слайд 20, 21).

(Приложение 2.)

Таблица 1.

Картинный план Движение чувств Художественные средства
“Вел вожак…”
“Черное зияющее дуло…”
“Луч огня ударил…”
“Журавли рванулись…”
“Им природа…”
“А вожак… погружался…”

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Не только о журавлях это стихотворение, но и добре и зле, о памяти, о преемственности поколений, какие бы испытания не выпали на долю, надо оставаться сильным, мужественным, стойким.)

II-я группа. Составьте план – партитуру стихотворения “Сентябрь”. (Слайд 22, 23).

(Приложение 3.)

Таблица 2.

Картинный план Движение чувств Художественные средства
“Сыплет дождик…”    
“Первый луч летит…”    
“Орешина засияла…”    
“Нарисуй эту девушку…”    

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Природа и человек неразрывно связаны, здесь торжество жизни, красоты, хотя эта красота и мгновенна, ее надо успеть увидеть, почувствовать и передать другим в виде картины.)

III-я группа Сравните стихотворения Н.Заболоцкого “Гроза” и Ф.Тютчева “Весенняя гроза”. (Слайд 24, 25).

  1. Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
  2. Как вы понимаете символический образ “светлоокой девы”? В чем смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях?
  3. Какими художественными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?

(И в том и в другом стихотворениях авторы показали ощущение мира в стихии и буре.)

Авторы одинаково выражают своё отношение к происходящему.

Тютчев:
Люблю грозу в начале мая…

Заболоцкий:
Я люблю это сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья…

В обоих стихотворениях мы видим родственные художественно-изобразительные средства. Так у Тютчева и Заболоцкого присутствуют сравнения.

Природа, как у Тютчева, так и у Заболоцкого одушевлена, поэтому в стихотворениях так часто употребляются олицетворения. Например, у Тютчева: “солнце нити золотит”, гам лесной и шум нагорный вторят весело громам; у Заболоцкого: “человеческий шорох травы”, “травы падают в обморок”, “дождь рвётся”.

В обоих стихотворениях мы видим наличие аллитерации, с помощью которой авторы передают звуковое состояние грозы.

У Тютчева:

Гром,/ Как бы резвяся и играя,/ Грохочет в небе голубом…
Гремят раскаты молодые…

У Заболоцкого преобладание звонких согласных в строке (“Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница”) также передаёт раскаты грома, а глухих и шипящих (“Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке”) – порывы ветра и шуршание травы.

В своём стихотворении Заболоцкий предстаёт и как благодарный ученик, но и, подойдя вплотную к Тютчеву, он показывает пример того, как можно достичь самобытности, оставаясь в пределах традиции. Он просто продолжил мысль на прочном тютчевском фундаменте.

Чем же отличается “Гроза” Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

В первую очередь бросается в глаза разница в размере стиха, который используют авторы.

У Тютчева это – четырёхстопный ямб, который помогает передать движение, лёгкость, энергию.

У Заболоцкого строки гораздо длиннее. Это пяти-шестистопный анапест. И от этого стихотворение весомое, тяжёлое, что подчёркивает торжественность и величие происходящего.

Тютчевская “Гроза” существует объективно, вне времени, вне человека, из века в век совершая свой “громокипящий” праздник. Гроза – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Её за то и любят, что в ней есть игра природы.

У Заболоцкого человек любит грозу за то, что она творит. Тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения (“молния мысли”), и реальная картина, пейзаж выражает творческий процесс. Красота грозы создаётся в творческих муках – “содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница” – в процессе творчества; она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства.

Вывод: Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни.

III. Рефлексия.

Какое слово доминирует в лирике Н.Заболоцкого? (“душа”: душа природы, душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание/)

О душе и одно из последних стихотворений Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Воспринимается оно как завещание. Это стихотворение-заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой.

Чтение стихотворения “Не позволяй душе лениться”. (Слайд 3, 26).

Итак, ребята, ваша исследовательская работа помогла раскрыть своеобразие художественного мышления одного из самых удивительных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

IV. Домашнее задание:

  1. Написать эссе “Мое открытие поэта Н.Заболоцкого”.
  2. Выучить наизусть стихотворение по выбору.