Тема: Психология любви (по творчеству Л.Н. Толстого и А.И. Куприна).
Цель: Развитие навыков конструктивного взаимодействия в межличностных отношениях.
Задачи.
- Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся.
- Активизировать рефлексивное мышление.
- Формировать навыки позитивного мышления, способствующего достижению успешности в образовательной деятельности.
Форма: кооперативная деятельность, творческая лаборатория.
Оборудование: шары в виде сердец шести цветов (по видам любви), музыкальная композиция, гуашь, кисти, бумага, тексты художественных произведений, мини-сборник эпиграфов.
Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства, расчеты и
компромиссы не должны ее касаться.
А.И. Куприн “Гранатовый браслет”
Ход урока
№ п/п | Этапы | Деятельность | |
Педагоги | Участники лаборатории | ||
I | Выступление | Сообщение об истории интеграции (Е.В. Ковалева) | Активное слушание, определение актуальности типа урока. |
II | Актуализация темы на фоне музыкального сопровождения | Определение темы урока, цели, задач. (Вслушайтесь в звучание музыки, почувствуйте ее, определите тему, которая и будет темой урока) (Е.В. Ковалева) | Определение темы, выявление актуальности в современном мире. Запись темы и эпиграфа в тетрадь. |
III | Работа творческой лаборатории | Определение вида деятельности в микрогруппах (Т.Н. Загребельная). Оказание консультационной помощи (Е.В. Ковалева, Т.Н. Загребельная). | Работа в микрогруппах по плану (см. Приложение 1) с использованием дополнительной информации (см. Приложение 2, 3). |
IV | Защита проектов. Обсуждение представленных работ. | Создание атмосферы взаимодействия; создание проблемной ситуации (почему в литературе любовь – чаще трагедия?). Роль эпиграфа (Т.Н. Загребельная) | Защита своих проектов. Высказывание и отстаивание своей позиции, ответы на вопросы |
V | Вывод | Любовь – это личностный рост (Е.В. Ковалева) | |
VI | Рефлексия | Определение значимости поднятой проблемы (Т.Н. Загребельная, Е.В. Ковалева). | Размышление “вслух” по уроку (см. Приложение 4) |
VII | Домашнее задание | Сформировать примерно по 10 правил, которым надо и не надо следовать в любви. |
Ответы учащихся:
10 правил о любви
Надо | Не надо |
|
|
Приложение 1
План работы творческой лаборатории
Используя высказывания о любви “Проиграть” возможные судьбы героев произведений.
На примере произведений:
Л.Н. Толстого “Война и мир”
А.Н. Куприна “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”
И.С. Тургенев “Отцы и дети”
Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”
Приложение 2
Высказывание великих о любви
1. Еще люблю, еще томлюсь
Перед всемирною красою. А. Фет
2. Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца… Н. Некрасов
3. Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела… Ф.И. Тютчев
4. Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни. И. Бунин
5. Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя. Ф.И. Тютчев
6. Человек создан для счастья, как птица для
полета…
Только счастье не всегда создано для человека. В.Г.
Короленко
7. Только влюбленный имеет право на звание человек. А. Блок
8. Уважение имеет границы, а любовь – никаких. М.Ю. Лермонтов
9. Любовь сильнее смерти и страха смерти, только любовью держится и движется жизнь. И.С. Тургенев
10. Когда любишь, то такое богатство открывается в себе, столько нежности, ласковости, даже не вериться, что так умеешь любить. А.П. Чехов
11. Последствия любви всегда одни и те же – новый человек! Я говорю не о ребенке, а о людях, которые любят, ведь это чувство обновляет душу, делает людей новыми, лучше, красивее. М. Горький
Приложение 3
Виды любви
№ п/п | Виды любви | Примеры |
1 | АГП – романтическая, платоническая, ничего не требующая в замен | |
2 | Эрос – яркая, насыщенная, самопожертвованная | |
3 | Модус – многопартнерство – кажется, что любишь всех, за разные качества | |
4 | Строгге – дружба, спокойная, ровная, понимание | |
5 | Прагма – любовь по расчету | |
6 | Мания – любовь – зависимость с психологическим и физическим унижением |
Приложение 4
Рефлексия
Сегодня на уроке
Я поняла __________________________________________________
Я осознала _________________________________________________
Я почувствовала ____________________________________________
Продолжите высказывания
Любовь – это _______________________________________________
___________________________________________________________
Жизнь – это _________________________________________________
____________________________________________________________
Музыка – это ________________________________________________
____________________________________________________________
Человеческие чувства – это ____________________________________
____________________________________________________________
Отношение между людьми – это ________________________________
____________________________________________________________
Определите по баллам
Ваша включенность на уроке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Практическая значимость урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Влияние урока на Вашу самооценку | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Интеграцию на уроке педагогов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ваше настроение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пожалуйста, напишите свои пожелания и замечания.
_____________________________________________