Пояснительная записка к уроку
В современных условиях школьного образования на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
Проблема духовно-нравственного возрождения человека в общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда такие ценные качества личности, как бескорыстие, доброта, милосердие, патриотизм, стали немодными, является приоритетной и во многом определяющей будущее нашей страны.
Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской классики является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе.
Важные личностные качества человека формируются в детстве, поэтому не случайно этой теме на страницах художественных произведений отводится особое место. В какой атмосфере воспитывается ребенок, кто его окружает, кто непосредственно влияет на подростка, какова жизненная позиция взрослых и их нравственные ценности, как воспитывать ребенка (как друга, господина или раба) - эти и многие другие вопросы волнуют в жизни и поднимаются на страницах книг.
Необходимо акцентировать внимание школьников на том, как перекликаются события, темы, проблемы художественного произведения с жизнью, современной действительность; важно приобщить к сотворчеству, к совместному поиску правильного выхода из сложившейся ситуации; показать в ходе сравнительного анализа преимущества нравственного здорового человека; учить прогнозировать свое будущее на примере жизни литературных героев и их реальных прототипов, дать возможность каждому школьнику почувствовать важность его участия в процессе урока, что в конечном итоге даст положительные результаты.
Считаю, что технологии личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, используемые на уроках литературы при анализе текстов художественных произведений, способствуют совершенствованию культуры межличностных отношений, социализации подростка, воспитанию духовно-нравственной личности.
Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения; продолжить работу по совершенствованию культуры межличностных отношений в коллективе.
Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения, определить идейную направленность и проблематику повести, активизировать работу обучающихся на поиск соответствующих параллелей в жизни и других произведениях, учить понимать авторскую позицию, высказывать собственное мнение, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.
Воспитательные задачи: воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала
Оборудование урока:
- текст автобиографической повести А.М. Горького “Детство”,
- отрывок из сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок”,
- фрагмент рассказа Ю. Яковлева “Большой красивый человек”;
- портрет А.М. Горького; иллюстрации (в том числе выполненные учениками);
- электронное приложение к уроку; мультимедийная установка;
- тетради по литературе.
Нравственные уроки детства.
В недрах старого, отмирающего мира зарождается
новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это
новое прекрасно.
А.М. Горький
Ход урока
Номер слайда | Этапы урока и их содержание. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Оргмомент. Учитель проверяет наличие у класса необходимого раздаточного материала (текстов художественных произведений), устанавливает электронное приложение к уроку. | Обучающиеся готовят учебники литературы, предметные тетради, тексты художественных произведений, письменные принадлежности. | |
Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 |
2. Вступительное слово учителя. Вход в
тему. В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. Вы знаете о нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом детстве. Но, несмотря на трудности и лишения, он многого добился в жизни. В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Теме детства посвящали свои произведения и многие другие известные вам писатели. |
|
Назовите произведения на тему детства, которые вы читали. | Л.Н. Толстой “Детство” И.А. Бунин “Цифры” В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”, “Фотография, на которой меня нет” В. Г. Распутин “Уроки французского” и др. |
|
Каждый из названных вами писателей
по-своему раскрывает эту тему, но все они
задаются важными вопросами. Подумайте, какие
проблемы решают писатели? Эти и многие другие вопросы ставит автор повести “Детство”. И проблемы эти значимы для современного поколения, в частности, для вас. Нет готового алгоритма поведения подростка в современном мире. Жизнь намного разнообразнее и шире правил и формул. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения, возможно, для себя вы извлечете полезные уроки. |
- Какие личностные качества необходимо
сформировать в детские годы, чтобы подготовить
подростков к преодолению жизненных трудностей? - Проблема взаимоотношений взрослых и детей решается на страницах произведений. - Как помочь подросткам адаптироваться в обществе? - Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания. |
|
Слайд №4 | 3.Объявление темы урока, определение
его целей и задач. Учитель объявляет тему урока и предлагает обучающимся сформулировать его цели и задачи. |
Обучающиеся записывают в тетради тему и предлагают свою формулировку целей и задач урока (важно, чтобы были названы основные обучающие, развивающие и воспитательные цели, а также сформулированы задачи, способствующие реализации целей). |
4. Чтение и анализ отрывка из
сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок”.
- Предлагаю вам прочитать отрывок из сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок” и подумать над тем, какое отношение этот фрагмент имеет к повести А.М. Горького “Детство”.
Вопросы для обсуждения: - в каких условиях рос цветок? - как трудности закалили его характер? - изменился ли цветок? Подтвердите текстом. - благодаря чему он “стал настоящим цветком”? - раскройте смысл заключительной фразы: “И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его было видно даже в темную ночь”. - на чью судьбу похожа жизнь этого цветка-человека? |
Обучающиеся читают отрывок из
сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок”: Однажды упало одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и глину и стало расти. Нечем было питаться ему; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил, рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели т росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев. В середине лета цветок распустил венчик. До этого он был похож на траву, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его было видно даже в темную ночь. Обучающиеся отмечают, что в тексте использована аллегория. Цветок-человек под влиянием жизненных испытаний стал сильным, выносливым, от него исходит свет, он несет радость и добро другим. Его судьба сходна с судьбой А.М. Горького и героя его повести “Детство”. |
|
Слайд №5 Слайд №6 |
5. Анализ повести А.М. Горького
“Детство”. А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера?” - какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца? - расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных. |
Вопрос записывается в тетрадях и на
доске.
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, используя текст произведения, и приходят к выводу, что Алеша оказался в семье, где родственники враждовали из-за наследства, издевались над слепым Григорием, применяли физические наказания. Трудно было мальчику жить в таких условиях. |
В становлении характера человека
многое зависит от того, в какое окружение
попадает он. - Кто оказал влияние на формирование характера Алеши? |
Бабушка Акулина Ивановна, дедушка Василий Каширин, Цыганок, постоялец Хорошее Дело, дядья и двоюродные братья, уличные ребята. | |
Слайд №7 |
Работа в группах. 1 группа. - какое влияние на Алешу оказала бабушка Акулина Ивановна? Как она воспитывала мальчика? - в каких эпизодах повести наиболее ярко раскрывается ее характер? - раскройте позицию автора по отношению к бабушке. |
Бабушка Акулина Ивановна много времени проводила с Алешей. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Мальчик наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию. Алеша восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком. Она учила его быть добрым, смелым, терпеливым… |
Слайд №8 |
2 группа. - в каких эпизодах повести наиболее ярко раскрывается характер деда? - как и под влиянием чего меняется отношение Алеши к деду? - какую роль сыграл дед Каширин в воспитании внука? |
Школьники анализируют сцену пожара, болезни Алеши, обучения грамоте и формулируют вывод о роли деда Каширина в воспитании внука. |
Слайд №9 |
3 группа. - какое влияние на формирование характера Алеши оказали Цыганок и постоялец Хорошее Дело? |
Хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир науки. Общаясь с Цыганком, Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка и трудолюбие. |
4 группа. - какие важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами? - как автор объясняет, почему надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”? |
Важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами: - научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение. М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять (ответ подтверждается цитатой из текста повести). |
|
- Оцените работу групп, ответы одноклассников. | Обучающиеся дополняют ответы одноклассников, оценивают работу каждой группы. | |
Слайды №7-9 | 6. Работа над иллюстрациями к повести. - рассмотрите иллюстрации Б. Дехтерева к повести “Детство”. Удалось ли художнику передать характеры горьковских героев? |
Обучающиеся рассматривают иллюстрации Б. Дехтерева к слайдам 8-11 и отвечают на поставленный вопрос |
- Сформулируйте вывод по результатам
анализа. Какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера? |
Обучающиеся формулируют вывод по результатам анализа художественного произведения (перечисляют основные черты характера Алеши; называют героев, которые оказали влияние на мальчика, отмечают наиболее важные фрагменты). На доске и в тетрадях записываются черты характера Алеши, которые были сформированы под влиянием жизненных испытаний. | |
- Как вы считаете, нужны ли эти качества
вам, современным школьникам? - Какие, на ваш взгляд, являются наиболее важными? Почему? - Приведите примеры жизненных ситуаций, когда эти качества вам помогли. |
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на собственный опыт и используя конкретные жизненные ситуации. | |
Чем заканчивается повесть “Детство”? | Повесть завершается эпизодом, когда дед Каширин отправляет Алешу “в люди”. | |
Слайд №10 | 7. Рефлексия. - прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе? - что в его характере для этого есть? - как вы понимаете смысл эпиграфа? |
В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”. |
-Как решается проблема воспитания в
повести А.М. Горького “Детство”? - В каких произведениях о детстве решается та же проблема? Раскройте позицию автора. Совпадает ли ваше мнение с позицией автора? |
Уберечь подростка от негативных сторон
жизни, от трудностей, от ошибок невозможно.
Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет
не готов к жизни. Трудности закаляют подростка,
способствуют формированию важных личностных
качеств. Многое зависит от правильного поведения взрослых. Именно благодаря мудрости бабушки, герой из рассказа В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” усвоил жизненные уроки: - поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок; - очень трудно признаться в содеянном; - душевное раскаяние мучительно и невыносимо; - раскаяние приносит облегчение. Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и не превратились их отношения в противостояние. Тогда подросток не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире. |
|
Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева “Большой красивый человек” | Обучающиеся читают отрывок из рассказа
Ю. Яковлева “Большой красивый человек”: По земле идет большой красивый человек. Перешагивает через реки, перемахивает через горные хребты, а если пускается вплавь, то никакие волны его не остановят. Большой красивый человек знает тайны, о которых ученые наших дней только догадываются. Даже солнцу задал он работу: оно вырабатывает электричество. Вместе с тем именно большой красивый человек многого не знает. Он не знает, что такое ложь и обман. Он не умеет огорчать людей и причинять им боль. Не встречал ли ты его где-нибудь? Никого он тебе не напоминает? |
|
Вопросы: - кто же для вас этот “большой красивый человек”? Пусть каждый для себя решит, какие цели перед собой надо поставить, чтобы стать “большим красивым человеком”. Я уверена, что все у вас получится. |
Обучающиеся рассказывают о близких и дорогих людях, которые помогли им или их знакомым в трудных ситуациях. | |
|
- полезен ли для вас был этот урок? - какие выводы сделали для себя? |
|
Предлагаю вам составить синквейн по теме урока. | Примерный синквейн:
|
|
8. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение. Как решается проблема воспитания в произведениях русских писателей? (на примере одного-двух произведений). Совпадает ли ваше мнение с позицией автора? |