Урок развития речи "Сказка "Снегурочка" А.Н. Островского в творчестве художников-миниатюристов"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  1. Прикоснуться к удивительному миру искусства лаковой миниатюры;
  2. Помочь ощутить теснейшую связь литературы и искусства;
  3. Сопоставить текст литературного произведения и сюжет миниатюры;
  4. Научить понимать язык миниатюрной живописи;
  5. Создать благоприятную почву для развития речи учащихся.

Форма работы: урок-лекция с последующим заданием.

Оборудование урока:

  1. Репродукции произведений миниатюрной живописи Н.И. Шишакова «Снегурочка», М.К. Дмитриевой «Весна в царстве берендеев»;
  2. Искусствоведческий материал: Б.И. Коромыслов «Лаковая миниатюра Мстёры», Н.Г. Дмитриев «Мстёра рукотворная».
  3. Текст сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

Ход урока

Ребята, мы прочитали немало народных и литературных сказок. Благодаря богатству и выразительности русского языка, мастерству рассказчика, автора, наше воображение живо рисовало картины быта, образы персонажей, чувства и переживания героев.. А иллюстрации, выполненные мастерами живописи, помогали нам в этом. Серьёзный художник, создавая композицию по литературному источнику, где сюжет уже определён писателем, работает как бы в соавторстве с ним. Он делает всё возможное, чтобы литературное повествование совпало с изобразительным. В арсенале у автора все богатства русской речи, в арсенале у художника кисти и краски. Именно с их помощью он старается донести до читателя и зрителя всю трогательную и эмоциональную суть сказочного образа. Как работает художник? Он внимательно, вдумчиво читает, и в его сознании множество линий, переплетаясь, создают художественную ткань изображаемого. Карандаш, кисть спешат за мыслью, за чувством, и вот перед нами произведение изобразительного искусства, которое не просто передаёт содержание сказки, а насыщает её новыми красками, дополняет важными деталями. И вот перед нами встаёт цельный, объёмный мир русской сказки.

Перед вами работа художника-миниатюриста, народного художника СССР Н.И. Шишакова «Снегурочка». В сложных многофигурных миниатюрах на пяти сторонах ларца Николай Иванович воссоздал светлый мир сказки А.Н. Островского «Снегурочка» - замечательнейшего произведения русской поэзии.

Рассмотрим одну из сторон ларца, где художник с помощью кисти и красок передал содержание пролога сказки. Действие происходит в стране берендеев в доисторические времена. Дочь Мороза и Весны – Снегурочка – дитя природы. Она хочет найти счастье в мире людей.

В левой части миниатюры сумрачный холодный лес. Жизнь замерла в этом царстве снега и льда. В глубине, в чаще леса, подальше от людских глаз, среди изумрудных елей стоит дворец Деда Мороза. Художник взял холодные краски, и …

…Печальный вид: под снежной пеленою
Лишённые живых, весёлых красок,
Лежат поля остылые…
… Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей…
… Под соснами сгустились
Холодные потёмки…

Посмотрите, как точно художник передал задуманное писателем. Он взял аквамарин, по нему чуть заметно прошёлся белилами, и вот перед нами верхушки вековых деревьев сияют на фоне застывшего зимнего неба. Цвет неба переходит из голубого в бирюзовый, из бирюзового в золотистый. Для чащи дремучего леса подобраны краски более тёмные, но не менее холодные. Именно здесь, в царстве льда и стужи, росла Снегурочка.

Мороз хоть и лют, но не всесилен. Ему противопоставлен мир людей. Столица берендеев с расписными теремами, с причудливой резьбой излучает тепло домашнего очага. В ней кипит жизнь. А снег у стен города не тёмно-синий или холодно-голубой, как во владениях Мороза, а охристо-розовый, тёплый. Он словно создан для игр и забавы детворы. У берендеев праздник – проводы зимы, проводы Масленицы. Вот они, одетые в праздничные яркие костюмы, везут в санях её чучело и напевают:

…прощай, Масленица!
Завезём тебя в лес подале,
Чтоб глаза не видали…
…Поезжай долой со двора,
Отошла твоя пора.
Телеги с повети,
Улья из клети.
На поветь санки,
Запоём веснянки!
Весна – Красна,
Наша Ладушка пришла!

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди.

В центральной части миниатюры, на Красной горке, художник поместил фигуры главных персонажей: Мороза, Весны и Снегурочки. Краплачные горки, пёстрый ковёр трав. Что за чудо среди зимы? Это Весна-Красна прилетела на крыльях журавлей. Вот она в самом центре жизнерадостная, жизнелюбивая, в окружении своей свиты: птиц и зверей. В её позе, костюме ощущается особая напевность, мягкость. Рядом Дед Мороз – угрюмый, неласковый. Ему бы только стужу да метели напускать на всё живое.

Спорят мать и отец о судьбе Снегурочки, спорят и краски. Алый узор на сарафане Весны противопоставлен снежно-голубому костюму Мороза. Он украшен замысловатым орнаментом из снежинок. Спорит мрак застывшей чащи с открытой для солнца и тепла долиной. Но что же главная героиня – Снегурочка? Фигурку девушки мастер расположил не в центре, а чуть в стороне не случайно. Её путь только начинается. От одиночества в ледяном тереме отца она шагает навстречу солнцу и жизни. И наряд Снегурочка выбрала себе соответственный. В тулупчике, красных сапожках, пёстрой юбке дочка Мороза больше похожа на мать. Чего же не хватало Снегурочке в ледяном дворце? Что заставило её покинуть родимый дом?

…Людские песни…
…С подружками по алую малину,
По чёрную смородину ходить,
Аукаться; а зорькою вечерней
Круги водить под песни, вот что мило
Снегурочке…

«Счастья найду иль нет, а поищу…» – говорит она Весне.

Это произведение выполнено в лучших традициях миниатюрной живописи. Всю плоскость заполняет сказочный пейзаж с бирюзовым небом, пряничными теремами, горками-лещадками. Художник очень точно, до мельчайших подробностей передаёт содержание сказки. Внимательный зритель найдёт в дупле дерева лешего, которому поручено оберегать Снегурочку. Весна собрала на цветущей поляне возле себя зверушек и птиц. Каждая деталь прописана тонко, мастерски. Цветовое построение этой миниатюры основано на контрасте, но нет чётких границ между отдельными сценами. Одна плавно переходит в другую, что даёт единство впечатления от миниатюры. По традиции работа заключена в рамку – орнамент в виде сплетения цветов и трав. Пишется такой орнамент золотом. Так с помощью тонкой кисти и пемперных красок передал художник-миниатюрист содержание удивительной сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Сказки о жизни, о любви, о поиске счастья.

Вопросы и задания.

  1. Какое впечатление произвела на вас эта миниатюра?
  2. Чем отличается она от других, уже знакомых вам, произведений живописи?
  3. Будете вы читать или перечитывать пьесу Островского после знакомства с миниатюрой Н.И. Шишакова?
  4. Какие новые слова, термины вы услышали сегодня?
  5. Перед вами произведение лаковой миниатюры «Весна в царстве берендеев». Она была написана в 1951 году М.К. Дмитриевой. Сейчас шкатулка находится в Музее народного искусства. Рассмотрите её и составьте несколько предложений с использованием новых слов.

Библиография:

  1. Б.И. Коромыслов. Лаковая миниатюра Мстёры.
  2. Н.Г. Дмитриев. Мстёра рукотворная.

Словарная работа.

  1. миниатюра – живописное произведение, отличающееся тонкостью рисунка, тщательностью отделки и небольшим размером.
  2. краплак – тёмно-красная краска, бордовая.
  3. темпера – краски, приготовленные на яичном желтке.