Литература
-
Жизнь и фантастика в сказке. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2011
Автор формирует умения лингвистического анализа художественного текста, выявляет художественные возможности произведения, активизирует познавательные, исследовательские деятельности учащихся. Прививает любовь к художественному слову, прививает любовь к произведениям А.С. Пушкина. Развивает культуру речи, умения сравнивать литературную сказку и народную, речевой этикет.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2011
Программа научно-исследовательской ориентации учащихся нацелена на выявление и последующее развитие склонности учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков исследовательской работы и умения претворять свою идею в новый интеллектуальный продукт.
-
Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". "Так вот она, Сечь!" 7-й класс 2011
Представленный урок – третий в системе уроков по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 7-м классе по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Цель урока: создать условия для изучения исторической повести «Тарас Бульба»; показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ; учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.
-
Подведение итогов изученного раздела "Я и мое детство". 7-й класс 2011
Представленный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа–2100". Посредством литературы формируется понимание, что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, и как влияют поступки каждого из нас на судьбу других людей, какова должна быть позиция человека по отношению ко всему человечеству.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2011
Статья знакомит учителей русского языка и литературы с различными видами проектов, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. Автор приводит примеры проектов, которые были использованы в собственной практике.
-
Программа элективного курса "Фразеологизмы как средства выразительности речи" 2011
Любой человек при желании может преодолеть барьер «молчания» и научиться выразительно, образно говорить. Для этого требуется знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает нашу речь красочной, яркой, стройной, образной. Цель педагога – помочь ребятам воспользоваться богатством русского языка и приобрести необходимые специфические знания и умения, составляющие коммуникативную компетентность.
-
"Литература родного края". Программа элективного курса 2011
В программе элективного курса "Литература родного края" предполагается многожанровое теоретико-литературное изучение материалов творчества поэтов и писателей Белгородчины. Встречи с ныне живущими писателями и поэтами оставляют у учащихся неизгладимые впечатления и формируют чувство гордости за малую родину. Также это благодатная почва для того, чтобы быть в курсе литературных новинок, а школьников, которые склонны к литературному творчеству, вдохновляет на свершения.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся 2011
Работа представляет собой педагогический проект (от латинского projectus – брошенный вперед – разработанный план, замысел) на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся. Педагогический проект в наши дни необыкновенно популярен, так как позволяет педагогу вести исследовательскую деятельность, дает возможность продемонстрировать свою профессиональную компетентность, является одной из форм аттестации учителя.
-
Обучение грамоте 2011
Автор знакомит учащихся с печатными буквами А, а. Воспитывает интерес к предмету, к сказкам.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Загадки" в технологии РКМЧП 2011
Предлагаемый урок изучения нового материала проводится в рамках программы Г.И. Беленького и Ю.С. Лыссого с учетом деятельностного подхода к обучению. В качестве дидактического материала используется современный фольклорный материал Пермского края. Приемы работы на уроке способствуют развитию критического мышления у учащихся.
-
Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса". 10-й класс 2011
Целью урока является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.
-
Урок по теме "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого" 2011
Разработанный урок проводится с учащимися 10-го класса при изучении жизни и творчества великого русского писателя Л.Н. Толстого. Урок проводится с использованием интерактивных методов. Вид урока – урок – виртуальная экскурсия по историческим местам.
-
Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. Сказка "Бременские музыканты" 2011
Цели урока: продолжить знакомство с творчеством немецких сказочников братьев Гримм, жанром и видом сказки; обучать сознательному, выразительному чтению произведения; формировать навыки анализа поступков героев; развивать связную речь.
-
"Своя игра" по литературе 2011
Задачи урока: обобщить ранее изученный материал по творчеству Н.В. Гоголя; создать условия для развития мыслительной деятельности, быстроты реакции; содействовать формированию интереса к литературе.
-
"Весь мир разбужен и озвучен…" (5-й класс) 2011
Автор показывает учащимся весенние изменения в природе через знакомство с творчеством русских поэтов.
-
Война глазами женщин 2011
Одной из самых малоисследованных в современной литературе является тема женщины и войны. О войне написано тысячи книг, сложены песни, сняты фильмы. В особом ряду стоят сегодня художественная и документальная проза и поэзия о женщинах-воинах. Должна ли участвовать женщина в войне? Женское ли это дело? Женщины Чувашии на всех участках работы показывали образцы трудового героизма. Женщины обвиняют фашизм вчерашний, сегодняшний и будущий.
-
"Разрешите представиться – Маяковский" 2011
Автор знакомит учащихся с художественным миром писателя, помогает увидеть незаурядность творческой личности. В ходе урока идет обращение к фрагментам фильма В.Маяковского "Барышня и хулиган", к песням современных музыкантов на слова В.Маяковского. Учащиеся работают в группах. Каждая из групп определяет, в какой роли они себя видят: представители СМИ, творческая интеллигенция, учительское сообщество, гимназисты 11-го класса.
-
Обобщение деятельности учителя "Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы" 2011
В предлагаемой работе автор рассматривает формы и методы объяснения нового материала с использованием исследовательского метода, лекционного метода, объяснительно-иллюстративного метода, проблемного метода, частично-поискового метода обучения, практического метода, приемы триз-педагогики. Ребенок не станет учиться, если ему непонятно или неинтересно. Поэтому автор предлагает изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения.
-
Поговорим о поэзии модернизма 2011
Цель урока: закрепление и обобщение знаний о поэзии модернизма. Представленный урок является одним из условий реализации системного подхода при закреплении и обобщении представлений о философских и эстетических принципах, о художественной специфике модернистских течений.
-
Урок-диспут «Прошлое, настоящее и будущее России в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"» 2011
На уроке показывается мастерство Н.В. Гоголя в изображении мира человеческих чувств; дети учатся отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; обращается внимание на актуальность и вневременную ценность поэмы.
-
Конспект урока "Санькя" по роману З.Прилепина. 11-й класс 2011
Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений актуальна для современной России. Значение романа Прилепина как раз в том, что он хорошо показал мир молодого парня, парня, примкнувшего к революционерам, которых сейчас в России много.
-
"И все-таки узнают голос мой". Творческая судьба А.А. Ахматовой. 11-й класс 2011
Цели урока: познакомить учащихся с биографическими фактами А.Ахматовой; творческой судьбой, ее сборниками стихов; свершенствовать умение составлять план лекции учителя, читать стихотворения наизусть; самостоятельно готовить материал к уроку.
-
Конспект урока "А тем временем где-то" по повести А.Алексина. 8-й класс 2011
Произведения А.Г. Алексина говорят о редких людях, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, хотелось бы, чтобы эти уроки не забывались. Поэтому я каждый год обращаюсь на уроках литературы к творчеству Анатолия Алексина, которое неоправданно забыто в программах. Произведения его современны, словно о нас.
-
Опережающие задания на уроках русской литературы в старших классах 2011
Современные программы для старших классов предусматривают изучение сложного систематического курса литературы, который базируется на текстуальном изучении художественных произведений, их анализе. Основная функция текущего учета знаний – обучающая. Вопросы и задания направлены на закрепление и повторение пройденной темы.
-
"Здравствуй, честная госпожа Масленица!" 2011
В статье представлено одно из занятий факультатива «Русский фольклор Кузбасса», предназначено для обучающихся 5-го класса. В материалах используется региональный компонент: масленая неделя в Сибири. Занятие предполагает большую подготовительную работу, самостоятельный поиск информации обучающимися, привлечение родителей. Особое внимание уделяется атмосфере праздника. Материалы занятия могут быть использованы во внеклассной работе.
-
Экскурсия "На родине Виктора Петровича Астафьева" 2011
В рамках регионального компонента изучается творчество писателей и поэтов родного края. Знакомство с творчеством В.П. Астафьева начиналось с экскурсии на его родину, в деревню Овсянка. Ребята побывали в доме бабушки Виктора Петровича, в доме самого писателя, послушали лекцию о его жизни, о быте сибирской довоенной деревни, посетили библиотеку и церковь, построенные на средства Астафьева, возложили цветы на его могилу.
-
Анализ лирического произведения 2011
Урок литературы в 6-м классе по теме «Анализ лирического произведения» является итоговым уроком, демонстрирующим умение учащихся анализировать лирическое произведение, приобретенное в процессе постепенного усвоения этапов анализа текста, особенностей филологического анализа поэтического текста.
-
Интегрированный урок (музыка + литература) "Музыка в поэзии Н.Некрасова" 2011
Представлен интегрированный урок с целью отражения взаимосвязи музыкального и литературного искусств. Тема способствует воспитанию любви к русской классической музыке и литературе XIX века, воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова. Формирует нравственно-эстетические и эмоциональные переживания у учащихся.
-
М.Ю. Лермонтов. "Мцыри" 2011
Урок литературы в 8-м классе посвящен поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Данный урок – подготовительный этап для постановки спектакля, назначение которого – передать настроение всего произведения. В течение урока учащиеся работают группой над собственными заданиями.
-
Урок внеклассного чтения "Первое добро в жизни" (по рассказу А.Платонова "Июльская гроза") 2011
Основной целью урока является формирование личностного отношения к прочитанному, осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.