Литература
-
Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса". 10-й класс 2011
Целью урока является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.
-
Урок по теме "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого" 2011
Разработанный урок проводится с учащимися 10-го класса при изучении жизни и творчества великого русского писателя Л.Н. Толстого. Урок проводится с использованием интерактивных методов. Вид урока – урок – виртуальная экскурсия по историческим местам.
-
Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. Сказка "Бременские музыканты" 2011
Цели урока: продолжить знакомство с творчеством немецких сказочников братьев Гримм, жанром и видом сказки; обучать сознательному, выразительному чтению произведения; формировать навыки анализа поступков героев; развивать связную речь.
-
"Своя игра" по литературе 2011
Задачи урока: обобщить ранее изученный материал по творчеству Н.В. Гоголя; создать условия для развития мыслительной деятельности, быстроты реакции; содействовать формированию интереса к литературе.
-
"Весь мир разбужен и озвучен…" (5-й класс) 2011
Автор показывает учащимся весенние изменения в природе через знакомство с творчеством русских поэтов.
-
Война глазами женщин 2011
Одной из самых малоисследованных в современной литературе является тема женщины и войны. О войне написано тысячи книг, сложены песни, сняты фильмы. В особом ряду стоят сегодня художественная и документальная проза и поэзия о женщинах-воинах. Должна ли участвовать женщина в войне? Женское ли это дело? Женщины Чувашии на всех участках работы показывали образцы трудового героизма. Женщины обвиняют фашизм вчерашний, сегодняшний и будущий.
-
"Разрешите представиться – Маяковский" 2011
Автор знакомит учащихся с художественным миром писателя, помогает увидеть незаурядность творческой личности. В ходе урока идет обращение к фрагментам фильма В.Маяковского "Барышня и хулиган", к песням современных музыкантов на слова В.Маяковского. Учащиеся работают в группах. Каждая из групп определяет, в какой роли они себя видят: представители СМИ, творческая интеллигенция, учительское сообщество, гимназисты 11-го класса.
-
Обобщение деятельности учителя "Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы" 2011
В предлагаемой работе автор рассматривает формы и методы объяснения нового материала с использованием исследовательского метода, лекционного метода, объяснительно-иллюстративного метода, проблемного метода, частично-поискового метода обучения, практического метода, приемы триз-педагогики. Ребенок не станет учиться, если ему непонятно или неинтересно. Поэтому автор предлагает изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения.
-
Поговорим о поэзии модернизма 2011
Цель урока: закрепление и обобщение знаний о поэзии модернизма. Представленный урок является одним из условий реализации системного подхода при закреплении и обобщении представлений о философских и эстетических принципах, о художественной специфике модернистских течений.
-
Урок-диспут «Прошлое, настоящее и будущее России в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"» 2011
На уроке показывается мастерство Н.В. Гоголя в изображении мира человеческих чувств; дети учатся отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; обращается внимание на актуальность и вневременную ценность поэмы.
-
Конспект урока "Санькя" по роману З.Прилепина. 11-й класс 2011
Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений актуальна для современной России. Значение романа Прилепина как раз в том, что он хорошо показал мир молодого парня, парня, примкнувшего к революционерам, которых сейчас в России много.
-
"И все-таки узнают голос мой". Творческая судьба А.А. Ахматовой. 11-й класс 2011
Цели урока: познакомить учащихся с биографическими фактами А.Ахматовой; творческой судьбой, ее сборниками стихов; свершенствовать умение составлять план лекции учителя, читать стихотворения наизусть; самостоятельно готовить материал к уроку.
-
Конспект урока "А тем временем где-то" по повести А.Алексина. 8-й класс 2011
Произведения А.Г. Алексина говорят о редких людях, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, хотелось бы, чтобы эти уроки не забывались. Поэтому я каждый год обращаюсь на уроках литературы к творчеству Анатолия Алексина, которое неоправданно забыто в программах. Произведения его современны, словно о нас.
-
Опережающие задания на уроках русской литературы в старших классах 2011
Современные программы для старших классов предусматривают изучение сложного систематического курса литературы, который базируется на текстуальном изучении художественных произведений, их анализе. Основная функция текущего учета знаний – обучающая. Вопросы и задания направлены на закрепление и повторение пройденной темы.
-
"Здравствуй, честная госпожа Масленица!" 2011
В статье представлено одно из занятий факультатива «Русский фольклор Кузбасса», предназначено для обучающихся 5-го класса. В материалах используется региональный компонент: масленая неделя в Сибири. Занятие предполагает большую подготовительную работу, самостоятельный поиск информации обучающимися, привлечение родителей. Особое внимание уделяется атмосфере праздника. Материалы занятия могут быть использованы во внеклассной работе.
-
Экскурсия "На родине Виктора Петровича Астафьева" 2011
В рамках регионального компонента изучается творчество писателей и поэтов родного края. Знакомство с творчеством В.П. Астафьева начиналось с экскурсии на его родину, в деревню Овсянка. Ребята побывали в доме бабушки Виктора Петровича, в доме самого писателя, послушали лекцию о его жизни, о быте сибирской довоенной деревни, посетили библиотеку и церковь, построенные на средства Астафьева, возложили цветы на его могилу.
-
Анализ лирического произведения 2011
Урок литературы в 6-м классе по теме «Анализ лирического произведения» является итоговым уроком, демонстрирующим умение учащихся анализировать лирическое произведение, приобретенное в процессе постепенного усвоения этапов анализа текста, особенностей филологического анализа поэтического текста.
-
Интегрированный урок (музыка + литература) "Музыка в поэзии Н.Некрасова" 2011
Представлен интегрированный урок с целью отражения взаимосвязи музыкального и литературного искусств. Тема способствует воспитанию любви к русской классической музыке и литературе XIX века, воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова. Формирует нравственно-эстетические и эмоциональные переживания у учащихся.
-
М.Ю. Лермонтов. "Мцыри" 2011
Урок литературы в 8-м классе посвящен поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Данный урок – подготовительный этап для постановки спектакля, назначение которого – передать настроение всего произведения. В течение урока учащиеся работают группой над собственными заданиями.
-
Урок внеклассного чтения "Первое добро в жизни" (по рассказу А.Платонова "Июльская гроза") 2011
Основной целью урока является формирование личностного отношения к прочитанному, осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
-
"Забыть мы не имеем права" 2011
Разработка данного урока посвящена теме Великой Отечественной войны. Время все дальше отдаляет нас от тех событий. Но подрастающее поколение должно знать историю своего народа, своей страны. Знакомство с трагической судьбой поэта М.Джалиля позволит школьникам задуматься о прошлом и настоящем нашей Родины. Урок направлен на углубление патриотических чувств. Идея урока состоит в том, чтобы пробудить у учащихся чувство уважения к тем, кому обязаны своим счастьем жить на земле.
-
Мальчики – герои рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" 2011
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С. Тургенева; выяснить соответствие территориальных единиц, существовавших в XIX веке, с сегодняшним разделением.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс 2011
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе.
-
Фантастический и реальный мир сказок. 5-й класс 2011
Урок внеклассного чтения. В течение занятия ребята знакомятся с западноевропейскими мифами и сопоставляют их со славянской мифологией. Прослеживается путь постижения жизни через сказки.
-
Обзор журнала "Русский язык в школе" и приложения к нему "Русский язык в школе и дома" 2011
Статья предназначена для работы с учащимися разного возраста и способностями. Материалы, используемые на факультативных занятиях и на уроках литературы при работе над языком произведения, а также такие, которые можно брать на обычные уроки и в классы ККО.
-
Интегрированный урок по литературному чтению и художественному труду во 2-м классе по теме "Н.Носов «Живая шляпа»" 2011
Цели урока: развитие умения определять эмоциональную окрашенность произведения; выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев; передавать их внутреннее состояние при чтении по ролям; пересказывать произведение от лица одного из персонажей; соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; обучение осознанному, плавному чтению целыми словами; формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки.
-
"Мой край родной задумчивых берез". 9-й класс 2011
Внеклассное мероприятие по литературе «Мой край родной задумчивых берёз…» посвящено изображению берёзы в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке. Цель урока – патриотическое воспитание, развитие эстетического восприятия произведений искусства.
-
"И помнит мир спасенный…" 2011
Данный материал может быть использован для выступлений в конкурсах, посвященных победе в Великой Отечественной войне, а также на классных часах, уроках литературы. Целесообразнее готовить литературно-музыкальную композицию с учащимися 9–11-х классов.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Венок сонетов" 2011
Мероприятие рассчитано на учащихся старших классов. Может быть проведено как итоговое внутри одного класса, так и внутри параллели; или как открытое – в рамках предметной декады. Его цель – познакомить учащихся с поэтическим жанром "сонет", рассказать историю жанра, проследить его эволюцию. Необходима опережающая работа – распределение ролей среди учащихся, репетиция выразительного чтения . Роль автора учитель может оставить за собой.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Слово о полку Игореве". 8-й класс 2011
Интегрированный урок литературы и истории в 8-м классе с применением мультимедиа по подготовке к восприятию памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».