А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


На изучение в 9-м классе трагедии А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери” отводится немного времени. Работа по анализу текста усложняется необходимостью учитывать степень внимательности, сосредоточенности учеников, уровень читательского развития.

Но за урок можно выполнить результативную содержательную работу.

По объёму трагедия небольшая. Учащиеся прочитают её на уроке за 8-15 минут (учитывая скорость чтения слабых учеников).

В учебнике “Литература. 9 кл.” Ч.1/ ( авт.-сост. В.Я. Коровина и др.) на с. 214 дается задание: постарайтесь дать характеристику каждому герою, цитируя пушкинский текст.

Предлагаю учащимся выполнить задание. Сильным учащимся необходимо составить сравнительную характеристику героев. Им неплохо бы напомнить о приёмах создания образа-персонажа: мысли, поступки, косвенные характеристики, речь.

Со сравнительной характеристикой Сальери и Моцарта учащимся, занимающимся на “хорошо”, можно работать по готовому листу-опоре. Заполнить лист цитатами из трагедии, потом озвучить, то есть дать сравнительную характеристику каждому герою, цитируя текст.

Работать только с одной какой-либо характеристикой предлагаю слабоуспевающим.

Сальери

  1. Наделен любовью к искусству
  2. Способен к искреннему наслаждению музыки
  3. Упорным трудом достиг вершины мастерства
  4. Чтобы стать музыкантом, презрел жизнь
  5. Отделил музыку от жизни, таким образом, разрушает гармонию. Поэтому вдохновение к нему приходит нечасто.
  6. Постиг “тайны”, технические приемы в муз. искусстве, поэтому ОН служитель музыки, она предназначена ИМ – жрецам. Не желает посторонних впускать в храм муз. искусства.
  7. Понимает, что в его жизни наступил перелом.
  8. Страсть овладела, надо исполнить тяжкий долг
  9. Кто же Сальери?

Моцарт

Моцарт-человек Моцарт-гений
1. Как человек, отец
а) играет с ребенком
б) слушает исполнение нищего скрипача томила, и в голову
в) в шутку принимает слова Сальери о Моцарте-боге
1.
2.
3.

(Приложение 1 – Цитатная характеристика)

Учащиеся, познавая сущность характера, создают образ героя: что он себе воображает, каким слывёт и что в действительности представляет. Постигают науку человеческих взаимоотношений.

Сопоставляя отдельные черты в характерах, поведении персонажей, типы мировосприятия, учащиеся приумножают навыки более глубокого проникновения в текст. Образы, созданные А.С.Пушкиным, становятся средством познания проблемы “гения и злодейства”.