Воспитание толерантности на уроках литературы

Разделы: Литература


В наше время, на мой взгляд, одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, особенно в Сургуте и в Сургутском районе, где проживают люди самых разных наций. Вспоминается притча.

Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: “Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова”. Верблюд думает: “И как обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?”

Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать друг друга. В классах, где я работаю, собран весь бывший СССР: учу и армян, и украинцев, и киргизов, и русских. Да и вера у детей разная. И приходится разрешать их конфликты.

Исторически сложившийся менталитет российских граждан, как, впрочем, и граждан других стран, предполагает бинарность отношения: “свой – чужой”, “черное – белое”, “хорошее – плохое”. Кризисная социальная ситуация в многонациональном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта. Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое государство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принципа общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа “Я”, безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. По свидетельствам ученых, личность представителя авторитарного общества коренным образом отличается от личности представителя демократического общества. С психологической точки зрения, толерантность предполагает, с одной стороны, отсутствие авторитарного синдрома – эгоцентричных претензий на “последние истины”, упрощенного, линейного мышления, “черно- белого” восприятия, склонности к агрессивному поведению, нежелания принимать на себя ответственность за решения, делать выбор и т. д. С другой стороны – наличие высокого уровня уважения и принятия самого себя в сочетании с уважением и принятием других, осознание глубинной экзистенциальной общности людей, способность к договору, кооперации, сотрудничеству.

Кто поможет подростку преодолеть период интолерантности, воспитает перечисленные выше качества?

Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. И в профессиональной прессе, и в методических изданиях в последнее время часто встречаются призывы гуманизировать образование, приспособить его к развитию демократической личности нового общества. Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка. То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений остаются лишь декларируемыми.

Культура ненасилия в повседневной жизни может стать реальностью только при решении проблемы перехода к педагогике ненасилия и освобождений взаимоотношений взрослых и детей от любых форм насилия. Иными словами, речь идет о переходе к более гуманной педагогике, которая поддерживает, оберегает и развивает, прежде всего, “человеческое в человеке”, о принципиальной смене приоритетов в образовании и движении “от культуры полезности к культуре достоинства”.

Сама по себе проблема интолерантных взаимоотношений в обществе не исчезнет. Не случайно была принята федеральная целевая программа “ Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001-2005 годы)”. Необходимы целенаправленные усилия разных организаций и, в первую очередь, организаций, работающих с детьми и молодежью, для того чтобы принципы толерантности через молодое поколение проникали в нашу жизнь.

Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями.

В разных языках слово “толерантность” имеет разные значения. Один из зачинателей и идейных вдохновителей российского движения за утверждение принципов толерантности А.Г.Асмолов в статье “О смыслах понятия “толерантность” проясняет смысл и значение этого понятия для российского общества.

В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово “ толерантность” обычно используют в медицине и гуманитарных науках, обозначая им “отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает способность “терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово “терпимость” часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

“В эволюционно-биологическом плане разработка концепции толерантности опирается на представления о “норме реакции”, т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду (живых организмов – авт.) и не нарушающих его генотипа.

В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразие признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатства индивидуальных вариаций единого человеческого вида…

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

Либеральная ценность толерантности не была постоянной, глубоко укоренившейся традицией российского общества. Спонтанно вырабатывающаяся в человеческом общежитии с целью самосохранения и выживания, она не часто превращалась в декларируемую и реализуемую норму через правовое общество. Традиции вечевой демократии, имевшие место в культуре народов России, не равнозначны повседневной либеральной нормативной культуре, поддерживаемой конституционным правом, становящимся основой мировоззрения масс. Такое общество предстоит еще строить.

Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо-русском психологическом словаре: “приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к поведенческим отклонениям”.

Расшифровка этих понятий очень важна для полноценного понимания смысла понятия “толерантность”. Не секрет, что на сегодняшний день в российском обществе мы можем проследить как положительное, так и отрицательное отношение к принципам толерантности. Как правило, это происходит из-за понимания слова “толерантность” как терпимости и непротивления. Люди, живущие в период кризиса, не хотят больше ничего терпеть. Хотя с правовым, этическим смыслом они, как правило, согласны.

Толерантность ( от лат. tolerantia – терпение) “…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская газета. – 2000. – № 37.)

“Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение…Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим утверждениям”. (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учительская газета. – 2000. – № 37.)

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес ( принятие, допущение). При этом подчеркивается, что толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. В толерантности другому не просто позволяется существовать, но признается его право на сохранение своей особенности и самобытности. Важное условие толерантного принятия – наличие у субъекта возможности быть толерантным и сознательный отказ от применения силы и давления.

Воспитание толерантности на уроках литературы.

Время, в которое мы живем, часто называют тяжелым, а нравы – жестокими. На первый взгляд может показаться, что не время писать о толерантности. Однако в жизни много парадоксального. Та же идея терпения и самоуважения может улучшить мир, если каждый человек будет в жизни руководствоваться ею.

Э.Фромм в самовоспитании большое значение придает распознанию в человеке степени наличия тех или иных тенденций и их осознанности самим человеком. В деле воспитания толерантности важно окружение ребенка толерантными людьми.

На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность.

Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека.

В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения.

Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. А разве она мыслима без понимания законов развития личности, без адекватной нравственно-психологической самооценки, без умения осмыслить душевное состояние в его диалектности? Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.

Погружение в художественные миры – это и погружение в самого себя. Граница между “Я” и этими мирами подчас становиться зыбкой или вообще размытой.

В идеале урок литературы должен помочь учащимся в этом деле, требующем усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока.

Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни.

А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием “вечными вопросами”. Тогда появляются первые трудные раздумья о жизни и смерти, о родном теплом мире и холодной бесконечности Вселенной, тогда приходят мысли об истории и ее отношении к современности, о своем месте в “цепи времен”, тогда начинают волновать тайны нравственных отношений, приходит первая влюбленность, просыпаются серьезные чувства.

Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его не защищенную душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. В это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства.

И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. “Юноше, обдумывающему житье”, приходит на помощь опыт мышления и переживания литературных героев, он незаметно проникается тем мироотношением, всегда нравственным и эстетическим, которое воплощено в художественном мире талантливого литературного произведения.

Надо учитывать также и то обстоятельство, что на современном этапе проблема нравственного формирования личности, а значит и воспитательного назначения литературы, встала с невиданной прежде остротой. Ведущей тенденцией современности стало возрастание духовных запросов.

Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях современной литературы. В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них.

Произведения замечательного русского писателя А.Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения.

Творчество Платонова близко мне тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, мне кажется, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра.

И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они “одно дыхание, единое, теплое живое существо” (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная моя задача – помочь детям понять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все” (А.Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н.Ф.Федорова: “Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех”.

Толерантным отношениям в семье учит рассказ Л. Улицкой “Пиковая дама”. Разбирая взаимоотношения членов семьи Мур, старшеклассники приходят к выводу, что надо жить своей жизнью, не заменять себя никем, для того чтобы смочь полностью реализовать себя с пользой для всего человечества и для себя, а не в угоду так бесславно живущему одному человеку. В еще Библии сказано: “Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни твоей”.

Литература – это философия жизни, она учит жить. На своих уроках стараюсь, чтобы мои учащиеся работали по заповедям академика Д. С. Лихачева: “Не помысли народ свой врагом других народов”, “Уважай мысли и чувства братьев своих”. Толерантному поведению способствует и культура поведения, ведь всем известно, что ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость. Хочется верить, что толерантность поможет спасти мир от разрушений.

Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.

Литература

  1. Васильева Ф.И., Васильева Е.А. Толерантность как способ социальной адаптации личности.
  2. Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000.
  3. Тулаева Е.Б. “Я тоже всему свету нужен” “Юшка” и “Неизвестный цветок” А.Платонова. Журнал “литература в школе” № 7, 1998.
  4. Терентьева Н.П. Учить любить человека. Рассказ “Юшка”. Журнал “Литература в школе” №2, 1997.
  5. Минасян С.С. Прости нас, Юшка! Урок в 7 классе по рассказу А.П.Платонова. Журнал “Литература в школе” № 3, 1995.