Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся

Разделы: Литература


В МОУ “Гимназия №2” накоплен достаточно богатый опыт по использованию этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе, помогающего в формировании коммуникативных компетенций учащихся как фактор развития их конкурентоспособных знаний.

Уроки и внеклассные мероприятия педагоги гимназии разрабатывают с учетом этнокультурного компонента. На уровне Министерства образования Российской Федерации выпущен сборник разработок уроков и внеклассных мероприятий 27 педагогов нашей гимназии с использованием этнокультурного компонента “Конкурентоспособные знания как условие успешности выпускников гимназии”, Москва-Казань, ИРО,2008г.

В нашей гимназии обучаются дети разных национальностей. Естественно, для каждой национальности свойственны особые традиции и обычаи. В процессе преподавания своего предмета я использую данный факт для формирования коммуникативных компетенций своих учеников.

Например, уже много лет в гимназии проводятся такие национальные праздники, как Сабантуй, Масленица, Науруз, Нардуган. Проведение таких праздников, с одной стороны, способствует гармонизации межнациональных отношении, с другой – помогает формированию коммуникативных компетенций у детей.

В этих целях учащимся предлагается следующая система заданий:

I группа:

  1. Подготовить сообщение о русском празднике “Масленица”, используя ИКТ и Интернет-технологии.
  2. Написать сочинение-миниатюру о проведенном празднике.
  3. Провести анализ стихотворения Ю.Юркого “Широкая Масленица”.

II группа

  1. Подготовить сообщение о празднике “Науруз”, используя ИКТ и Интернет-технологии.
  2. Написать сочинение-миниатюру о проведенном празднике.
  3. Провести анализ стихотворения Е.Семичева “День весеннего равноденствия”.

Ответы учащихся 1 группы

2. Сочинение “Масленица – наш общий праздник”

“Масленица” является русским национальным праздником. Его любят все: и старые, и молодые.

Однажды я во время праздника оказался с друзьями в санях. .Это были великолепные расписные сани! И вот мы подъехали к самой главной площади. Там все ели блины, пели, играли, и у всех на душе было так весело, так радостно! Воздух пропах маслом и блинами, снег отливал желтым, синим и светло-фиолетовым цветом. Небо похоже на восхитительный, необъятный витраж. Кажется, что неизвестный мастер использовал все самые яркие, приветливые и веселые краски: голубую, бирюзовую, ярко-зеленую, красную, золотую.

А вот и балаган. Видны приветливые, радостные лица. Вдруг звонит колокол и призывает к вечерне. Все заканчивают свое веселье и идут в церковь.

Так вот и закончился последний день гуляний. Лица у всех оживленные, радостные, хотя и чуть уставшие. На душе так легко и радостно, как будто горести и беды вовсе не существуют. Жизнь стала лучше, чище, все люди вдруг объединились и стали членами одной большой семьи.

А недавно я прослушал музыку П.И. Чайковского “Февраль. Масленица”, и мне живо представилась та “Масленица”, на многолюдной и оживленной площади. С музыкой мне все опять вспомнилось, как будто я опять с друзьями оказался в расписных санях. Даже запах блинов почувствовал!

Я удивился восхитительной силе музыки великого композитора. Наверное, он тоже очень любил русские праздники.

Ответы учащихся II группы

3. Анализ стихотворения Евгения Семичева “День весеннего равноденствия …”

День весеннего равноденствия
Неуверенно машет крылом.
Неустойчивое равновесие
Между холодом и теплом.
Уже в прошлом – снега и метели.
Ещё в будущем – зноя деньки.
Словно маятник, словно качели
Оказались в центре дуги.
Ночь и день меж собой не подружатся.
Спор такой, как у партий иных.
Ночь придёт – застеклит все лужицы.
День придёт – вынет стёкла из них.
И земля, и сердца прогреваются.
На подлёте – скворцы и щеглы.
Снова корни во тьме пробуждаются,
Скоро соки погонят в стволы.
Но уже двадцать суток с весельем,
Как насос, не в стволы, а в тела
Гонит март свои соки весенние
Обновленья, любви и тепла.
Ох, весеннее равноденствие!-
Ладно – юных, пьянишь и седых
Разгулявшееся разнобесие
То – в ребро, а то прямо под дых.
Восклицания и многоточия
Так и просятся вон из души!
Март, все чувства тобою отточены,
Как цветные карандаши.

Стихотворение Е.Семичева посвящено дню весеннего равноденствия, который отмечается 21 марта, и относится к пейзажной лирике. Этот день считается праздником “Науруз”.для всех тюркских народов.

В стихотворении есть сюжет, где, с помощью разных художественных средств раскрываются образы дня и ночи, борющихся между собой.

Автор свое стихотворение написал 3 стопным анапестом: __/ ___/ __/., используя перекрестную рифму – абаб – равноденствия крылом равновесие теплом.

Для раскрытия образов дня и ночи автор использовал эпитеты: весеннее равноденствие, неустойчивое равновесие, цветные карандаши, соки весенние, придающие образам природы художественную окраску. Сравнения словно маятник, словно качели, как у партий иных, как насос, как цветные карандаши помогают читателю представить эти образы более живо, выпукло.

Автору удалось очеловечить образы дня и ночи при помощи олицетворения: день машет крылом, ночь и день не подружатся, корни пробуждаются, ночь застеклит лужицы, день вынет стекла, март гонит соки, восклицания и многоточия просятся. Поэтому основные поэтические образы воспринимаются читателем как живые, наделенные человеческими чертами.

При описании весеннего равноденствия автор использовал метафорe – разгулявшееся разнобесие, подчеркивая разнообразный, еще не устойчивый характер этого дня.

Автором также использованы такие стилистические фигуры, как обращение – для повышения внимания читателя: “Март, все чувства тобою отточены”, “Ох, весеннее равноденствие!”, антитеза – для противопоставления свойств основных образов: день и ночь, холодом и теплом, в прошлом и в будущем, снега и метели и зноя деньки, застеклит и вынет стекла, не в стволы, а в тела, юных и седых и инверсия – для выделения роли месяца в весеннем обновлении: гонит март.

Для описания уходящей зимы и пробуждающейся весны в стихотворении использованы синонимы (снега и метели, словно маятник, словно качели, скворцы и щеглы, и земля, и сердца, соки обновленья, любви и тепла), а для противопоставления действий двух времен года- антонимы (ночь и день, в прошлом, в будущем, застеклит-вынет стекла, юных – седых, то в ребро, а то – под дых).

Использование аллитерации – повторение одинаковых согласных в, с, ш, д, м, и ассонанса – повторение одинаковых гласных о, а, е – также помогают читателю живо представить картину весеннего равноденствия, то звуками снега и метели уходящей зимы, то чувствами обновления , любви и тепла наступающей весны.

Через все стихотворение Е.Семичева чувствуется образ лирического героя, который радуется весеннему пробуждению (“…и земля, и сердца прогреваются”, Ох, весеннее равноденствие! Ладно – юных, пьянишь и седых”, “Восклицания и многоточия так и просятся вон из души! Март, все чувства тобою отточены, как цветные карандаши”).

Это объемное лирическое стихотворение, состоящее из строфы в 28 строк.

Таким образом, Е.Семичев в своем стихотворении “День весеннего равноденствия”, посвященном “неустойчивому равновесию между холодом и теплом”, показывает природу живой, умеющей спорить, отстаивать свои права, умеющей уступать пробуждающимся весенним обновленьям, открытой для новых чувств, “отточенных мартом, как цветные карандаши”.

В качестве домашнего задания я предлагаю также виды деятельности, способствующие формированию коммуникативных компетенций.

  1. Написать рецензию на сочинение о праздниках.
  2. Сделать подборку пословиц и поговорок о Масленице и Наурузе.
  3. Выучить наизусть понравившееся стихотворение по теме.

Таким образом, использование этнокультурного компонента с хорошо продуманной системой творческих заданий, действительно, помогает формированию коммуникативных компетенций учащихся.