Поверим алгеброй гармонию. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель урока:

  • объяснение нового материла, закрепление пройденного;
  • развитие творческих способностей;
  • расширение кругозора учащихся.

Оформление класса:

1. На стене рисунок лиры.
2. Лозунги с крылатыми фразами или изречениями о поэзии.

“Нет прекрасных мыслей без прекрасной формы и наоборот…”
Г. Флобер.

“Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи”.
А.С. Пушкин.

3. Проектор.

I. Литературная разминка. (Повторение).

1. “Соотнесите” инициалы и фамилию поэтов.

Михаил Юрьевич
Василий Андреевич
Алексей Константинович
Александр Сергеевич
Сергей Александрович
Иван Андреевич
Афанасий Афанасиевич
Федор Иванович
Фет
Крылов
Пушкин
Лермонтов
Тютчев
Толстой
Жуковский
Есенин

2. Узнайте на показанных портретах поэтов и назовите их фамилию, имя и отчество.

(Показываются 5–6 имеющихся в наличии портретов разных поэтов.)

3. Закончите строчки из отрывков стихотворений разных поэтов.

Подруга дней моих _ _ _ _ _,
Голубка дряхлая _ _ _ _ _!
Одна в глуши лесов _ _ _ _ _
Давно, давно ты ждёшь _ _ _ _ _.
А.С. Пушкин.

У наших ушки на _ _ _ _ _!
Чуть утро осветило _ _ _ _ _
И леса синие _ _ _ _ –
Французы тут как _ _ _ _ _.
М.Ю.Лермонтов.

Тучки небесные, вечные _ _ _ _ _!
Степью лазурною, цепью _ _ _ _ _
Мчитесь вы, будто как я же, _ _ _ _ _,
С милого севера в сторону _ _ _ _ _.
М.Ю. Лермонтов.

4. “Соотнесите” названия произведений с их авторами.

“Есть в осени первоначальной…”..
“Крестьянские дети”.
“Канцелярские привычки”.
“Светлана”.
“Полтава”.
“Берёза”.
“Колокольчики”.
С.А. Есенин.
В.А. Жуковский.
А.С. Пушкин.
Ф.И. Тютчев.
А.К. Толстой.
Н.А. Некрасов.
В.В.Маяковский

II. Слово учителя.

Все мы знаем, что такое стихи, учимся читать и понимать их. Древние греки называли поэзией искусство человеческой речи вообще.

В настоящее время мы называем поэзией только стихотворное искусство, но в нашем сознании представление о поэзии как о чём-то возвышенном, красивом и необычном. Что же нужно поэту, чтобы мы всё это почувствовали, чтобы струны его лиры взволновали нас? Каждый поэт по-своему понимал, как создавать стихи: Анна Андреевна Ахматова, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Блок. А Владимир Маяковский даже написал статью “Как делать стихи?”.

В школе нам становятся известны некоторые правила поэтической речи и стихосложения, мы не только постигаем разницу между поэзией и прозой, но и, хочется верить, умеем теперь отличить ямб от хорея. Но если верить словам Цицерона, который сказал, что “поэтами рождаются”, тогда для чего мы изучаем теорию стихосложения?

Пожалуй, каждый из нас может пришить пуговицу, но не каждый из нас известный портной. Каждый из нас может решить простой пример, но вряд ли из каждого может получиться великий математик… Зная элементарные законы поэтической речи, пусть не все из вас вдруг начнут писать стихи, но, может быть, вам не составит труда легко и весело поздравить, рифмуя, своих друзей с днём рождения или с каким-либо другим праздником, а, может быть, кто знает, кому-то поможет действительно блестяще писать, творить, сочинять. Так или иначе, теории стихосложения посвящается сегодняшний урок.

Начнём же мы сегодняшний урок с литературной разминки, которая поможет понять, что вы помните из изученного ранее.

III. Игра “Блиц”. Учитель задаёт вопрос. Ученик, который первый нашёл ответ на вопрос, поднимает сигнальную карточку, лежащую на столе. Если ответ, возможно, будет неправильным, то может ответить другой ученик.

1. Что такое стихосложение? (Принцип ритмической организации стихотворной речи.)

2. Что является символом поэзии? (Лира.)

3. Кому в мифах Древней Греции предписывается изобретение семиструнной лиры? (Богу Гермесу, он изобрёл её в тот день, как появился на свет.)

4. Из чего была сделана первая лира? (Из панциря черепахи. Сбросив с себя пелёнки, в которые завернула его заботливая мать, он (Гермес) выбежал из пещеры, у входа увидел черепаху, медленно и важно прогуливающуюся по мягкой траве, её схватил, вытащил из своего жилища (скорлупы), натянул бараньи струны и покрыл твёрдый черепаший остов бычьей шкурой.)

5. Как называется стихотворный размер, название которого произошло от музыкального инструмента? (Ямба.)

6. Девять муз сопровождали бога Аполлона, покровителя искусств. Как звали музу лирической поэзии и музыки, которую изображали с флейтой в руках? (Эвтерпа.)

7. Назовите размер стихосложения, название которого переводится с греческого как “палец”? (Дактиль.)

8. Трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов – два безударных и ударный – называется анапестом. Как переводится его название с греческого, что оно обозначает? (Отражённый назад.)

9. Как переводится с греческого языка название трёхсложного стихотворного размера – амфибрахия? (Короткий с обеих сторон.)

IV. Объяснение новой темы. Прочитайте определения следующих литературных терминов и в отрывках из стихотворений, приведённых ниже, найдите им примеры.
Звукопись – подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.
Аллитерация (от лат. ad к, при и litera – буква) – повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Анафора (от греч.anaphora –вынесение вверх) – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
Ассонанс (от франц.assonance – созвучие) – многократное повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) однородных гласных звуков, один из видов звукописи. Иногда А. называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные – не совпадают (жажда – жалко).

Стало в комнате темно.
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Дин-дон. Динь-дон.
И.П. Токмакова. (Ассонанс.)

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
А.С. Пушкин. (Анафора.)

Не Русь ли пламенем объята,
Не Русь ли алая до дна?
Не Русь ли хохотом набата
Со всех сторон озарена?
П.В. Орешин. (Анафора.)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
К.Д. Бальмонт (Аллитерация)

Взложу на тетеву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу.
А.С. Пушкин. (Ассонанс.)

Как ни гнетёт рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины.
Ф.И. Тютчев. (Анафора.)

Город грабил,
грёб,
грабастал…
В.В. Маяковский. (Аллитерация.)

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
Г.Р. Державин. (Аллитерация)

И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
А.Пушкин. (Аллитерация.)

Лёгкий лист, на липе млея,
Лунный луч в себя вобрал –
Спит зелёная аллея,
Лишь вверху поёт хорал.
Это лунное томленье,
С нежным вешним ветерком,
Лёгкость ласк влагает в пенье
Лип, загрезивших кругом.
К.Д. Бальмонт. (Аллитерация.)

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю …
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Н.Некрасов. (Ассонанс.)

V. Размеры стиха. (Практическая часть).

1. Соотнесите термин и его определение.

Созвучие окончаний слов в стихотворной строке.
Порядок чередования слогов в стихотворной строке.
Чередование ударных и безударных слогов.
Группа слов в стихе, состоящая из одного ударного
и одного или нескольких безударных слогов.
Размер.
Ритм.
Стопа.
Рифма.
 

2. Определите термин.

1. Трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий слог. (Анапест.)

2. Вспомогательная (утяжелённая) стопа, состоящая из двух долгих ударных слогов. (Спондей.)

3. Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. (Ямб.)

4. Сочетание стихов, связанное ритмическим, синтаксическим строением и расположением рифм и единством мысли. (Строфа.)

5. Трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог. (Дактиль.)

6. Вспомогательная (облегчённая) стопа, состоящая из двух кратких безударных слогов. (Пиррихий.)

7. Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. (Хорей.)

8. Трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог. (Амфибрахий.)

3. Нарисуйте схемы.

  1. Амфибрахия.
  2. Хорея.
  3. Дактиля.
  4. Ямба.
  5. Анапеста.

4. Определите в приведённых примерах рифму по месту ударения (мужскую, женскую, дактилическую, гипердактилическую рифмы).

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А. Баратынский. (Мужская.)

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
М.Ю. Лермонтов. (Дактилическая.)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
М.Ю. Лермонтов. (Женская – мужская, перекрёстная.)

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
М.Ю. Лермонтов. (Мужская.)

Из-за леса, леса тёмного
Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкаталося, –
Выезжал туто добрый молодец.
Историческая песня. (Дактилическая.)
Поле и сад опустели,
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло –
Скрылися птички.
Н.М. Карамзин. (Женская.)

5. Определите виды рифм по месту расположения (перекрёстная – абаб, парная (смежная) – аа, кольцевая (опоясная) – абба, тройная – ааа, тернарная – аабааб.

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей. (Перекрёстная.)

Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражён,
В чём молча соглашался он. (Парная.)

На их полях она встречает
Черты его карандаша,
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает. (Кольцевая.)

6. Определите размеры стиха. (Количество стихов для определения их размера – на усмотрение учителя).

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод, –
Вас назвавши, что прибавить.
В.А. Жуковский. (Хорей.)

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твёрдый клинок.
Н.А.Заболоцкий. (Анапест.)

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
А.А. Фет. (Ямб.)

Ветер принёс издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
А.А. Блок. (Дактиль.)

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рождённое слово.
М.Ю. Лермонтов. (Амфибрахий.)

Свет Луны и ветер вешний,
Бледный ландыш спит в тени,
Грезя, видит сон нездешний,
Дню хранит свои огни.
К.Д. Бальмонт. (Хорей.)

Гусар, на саблю опираясь,
В глубокой горести стоял;
Надолго с милой разлучаясь,
Вздыхая, он сказал…
К.Н. Батюшков. (Ямб.)

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Н.А. Некрасов. (Дактиль.)

Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
А.С. Пушкин. (Амфибрахий.)

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
К.М. Симонов. (Хорей.)

И снилось мне, что мы как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.
И.А. Бунин. (Ямб.)

Затомилась деревня невесточкой –
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, –
Не погибли ли в жарком бою?
С.А. Есенин. (Анапест.)

Мы знаем, что ныне лежит на весах.
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
А.А. Ахматова. (Амфибрахий.)

Эти гордые лбы винчианских мадонн
Я встречал не однажды у русских крестьянок
У рязанских молодок, согбенных трудом,
На току молотящих снопы спозаранок.
Д. Кедрин. (Анапест.)

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озёр;
Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут …
И. Никитин. (Хорей.)

Волхвы забудут адрес твой.
Не будет звёзд над головой.
И только ветра сиплый вой
расслышишь ты, как встарь.
Ты сбросишь тень с усталых плеч,
задув свечу пред тем, как лечь,
поскольку больше дней, чем свеч,
сулит нам календарь.
И.Бродский. (Ямб.)

Я помню … Ночь кончалась,
Как будто таял дым.
И как она смеялась
Рассветом голубым.
Безмолвно мы расстались,
Чужие навсегда.
И больше не видались.
И канули года.
К. Бальмонт. (Ямб.)

Все мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне,
Ясное-ясное, тихое-тихое
Летнее утро мерещится мне.
Д. Кедрин. (Дактиль.)

VI. Учитель. Как показала работа, проделанная сегодня на уроке, вы неплохо научились анализировать стихотворные произведения. Теперь давайте посмотрим, как вы дома сами попробовали сочинить стихотворение.

(Учащиеся читают свои стихотворения и определяют их размер.)

VII. Вот и прошёл сегодняшний урок. Мне кажется, что все поэты хотели донести в своих стихах до нас радость, веру и надежду на лучшее. Но читать, понимать и чувствовать стихи – это тоже трудная работа. Я буду рада, если всем вам удастся научиться этому. Именно об этом говорится в следующих высказываниях А.С.Пушкина и Г.Флобера. (Зачитываются высказывания, данные в начале.)

VIII. Подведение итогов урока.