Развитие духовного мира школьника в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Литература


В своей книге "Сердце отдаю детям" В.А. Сухомлинский писал: " Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной зубрёжке... хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, расти духовно". С этим, безусловно, нельзя не согласиться.

Но с каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми.

Отсутствие понятий, таких как: отличие простоты от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха, является пробелом в воспитании ребёнка. Именно учитель, в первую очередь, обращает на это внимание. Школе в большей степени решать проблемы духовного развития школьника.

Выполнению этой цели способствуют и уроки, и личностные качества педагога, и внеклассная работа.

Я остановлюсь на том, как решается эта проблема на уроках литературы в пятых - шестых классах и немного во внеурочное время.

Бесспорно, художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живёт жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. Ушинский называл эти переживания " нравственными упражнениями", обогащающими читателя.

Каждое произведение - это урок жизни. Каждое из них помогает детям понять, что такое духовность, милосердие, человечность.

Я остановлюсь на некоторых из них. Так в пятом классе дети изучают стихотворение Яшина " Спешите делать добрые дела". Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, с темой урока.

Вот примерные отрывки: " Корова отдала нам всё, то есть молоко, мясо, кожу, она была доброй. Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо..." (Платонов " Корова").

"Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка... Аккуратными рядами в ней лежали трубочки макарон..." (Распутин " Уроки французского") и др.

Дети делают вывод, что все эти произведения учат доброму отношению людей друг к другу, к окружающей нас среде. Одним из обязательных домашним заданием к таким урокам является подборка пословиц и поговорок о добрых делах.

(На добрый привет - добрый ответ.
Доброе слово и кошке приятно.
Добро век не забудется и т. д.)

В своей творческой работе дети объясняют смысл пословицы, доказывают своё суждение, приводя аргументы из жизни.

Ребята находят или сочиняют стихи к уроку, рисуют к ним иллюстрации. ( Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает).

В анализе стихов обращаю внимание на следующие вопросы:

Над чем заставляет задуматься?

Чему учит?

Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке? ( добрые дела, добрые поступки, доброе сердце).

Основной мыслью пьесы-сказки Петрушевской "Два окошка", которую учитель должен донести до ребят, является то, что это произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. В последнее время всё чаще слышим, что общество утрачивает нравственность и духовность. Но мы должны убедить ребят в том, что какие бы невзгоды не проносились над родной землёй, нельзя мириться с тем, чтобы равнодушие и чёрствость побеждали. Подвожу детей к определению смысла пьесы: люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечности, безответственности и равнодушию.

"Как это прекрасно - спасти человека!" - восклицает Капитан в последней сцене.

Именно вера в человеческую, душевную доброту поможет детям жить и преодолевать жизненные невзгоды. Есть раздел в литературе и в 5-м, 6-м классах "Знакомство с Библией". Десять заповедей закона - это ведь естественные законы человеческой жизни.

Заканчивая работу над главами Ветхого завета, мы с ребятами составляем карту маяков. Я обращаюсь к ребятам с такими словами:

- Всего несколько уроков назад наш корабль " Знание", путешествующий по морям Литературии, причалил к берегам Ветхого завета. Земля впереди казалась малообитаемой, выжженной солнцем, пустынной. Теперь она ожила, наполнилась предметами и голосами. Сейчас мы с вами постараемся составить путеводную карту, на которой будет и Ноев ковчег, и развалины Вавилонской башни, и уголок Рая с древом жизни и древом Познания, и хижина Адама и Евы, и глиняные таблички закона. А рядом с каждым обозначением будет маяк.

А маяк Ветхого завета - это те уроки, которые в огромном, полном неожиданностей океане жизни, помогает человеку " не сбиться с курса".

- О чем предупреждают Маяки?

Жизнь - величайшая милость, дарованная человеку, и прожить её надо достойно.

Человек в жизни сам выбирает свою дорогу и отвечает за свои поступки.

Терпение Бога не безгранично . За недостойное поведение человек будет сурово наказан.

Знание языков (истории, культуры, быта других народов) объединяет людей - незнание ведёт к непониманию, вражде, взаимоуничтожению.

Десять заповедей - естественный закон существования любого человека на земле.

Развитию духовного мира школьника способствует воспитательная работа во внеурочное время. Это и уроки этикета, посещение выставок, музеев и т.д.

За два прошедших месяца мы с ребятами побывали в краеведческом музее, на экскурсии по улицам родного города, ходили в поход, где организовали костер дружбы "Давайте познакомимся". Ребята рассказывали о себе, пели вместе песни. Для учащихся начальной школы мы приготовили кукольный спектакль по сказке "Снег и Кисличка".

Незабываемой для ребят была поездка в Рязанский драматический театр, где они побывали впервые на сказке "Золушка".

Все они были в восторге от этой поездки. Затем я предложила написать сочинение, поделиться своими впечатлениями о спектакле и попросила ответить на вопрос: "За что вы любите Золушку?" Во всех сочинениях прежде всего ребята указывают на её душевные качества.

Так, вместе с проникновением во внутренний мир Золушки расцвечивается внутренний мир ребёнка, гуманизируются его чувства отзываться на добро, искренность и человечность. Это мы должны поддерживать и как можно дольше сохранять в ребёнке.

Сейчас у меня пятиклашки, и я прежде всего стараюсь учить их быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.

Закончить своё сообщение я хотела бы поэтическими строками моей землячки - поэта, художника и музыканта - Анастасии Нефедовой, которые часто зачитываю ребятам на уроках литературы и русского языка:

Одарить кого-то тёплым взглядом,
Протянуть кому-то лучик доброты.
Это ли не лучшая награда
В мире нашем, полном суеты...