Конспект урока литературы в 6-м классе

Разделы: Литература


Цели:

  • учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
  • обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;
  • воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Дидактические задачи, направленные на достижение целей:

  • организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;
  • этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся: установить правильность и сознательность выполнения задания всем классом, осуществляя дальнейшее совершенствование ЗУНов;
  • этап постановки темы, цели, задач урока: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
  • этап актуализации знаний и умений учащихся: – воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
  • этап организации восприятия и осмысления новой информации: дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
  • этап закрепления: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;
  • этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;
  • этап контроля и диагностики: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: конспект урока, диагностическая таблица, стенд с письменными работами, рисунки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова.

“…Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
 её святых и праведников”.
М.Горький

Ход урока

1. Организационно-психологический этап:
Организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами прочитали сказ Лескова “Левша”, прежде чем объявить тему урока, мы повторим пройденный материал: проведём конкурс на внимательного читателя и тестирование по литературным терминам.

а) Конкурс на внимательного читателя.

  1. С какой буквы автор пишет “Левша”?
  2. С чего начинается работа “тульских мастеров”? (С молитвы.)
  3. К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику.)
  4. Как называет сказитель таблицу умножения? (“Долбица умножения”.)
  5. Какое море омывает Англию в сказе Лескова? (“Твердиземное”.)

б) проверка литературных терминов:

Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола
– чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог
– разговор двух или нескольких лиц.
Портрет
– изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф
– краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Основная часть урока.

3. Этап постановки темы, цели, задач урока.

Все задания помогут осмыслить сложную тему сегодняшнего урока:

Образ русского праведника в сказе Лескова “Левша”. (Тема записывается в тетрадь.)

Задача сегодняшнего урока – выделить всё самое важное из предыдущих уроков по 2-ум причинам:

  1. Какого человека называют праведником? Является ли левша праведником?
  2. Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы вот на этой таблице.

Отвечая на первый вопрос, мы познакомимся с новыми словами нравственной тематики, отвечая на 2-ой, будем развивать умение анализировать текст

4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы.

– Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений.)
– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?

(Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. В сказе имеются следующие особенности: обрамление сюжета, причём обрамляющие эпизоды имеют нравственно – поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа).

Керамиды-пирамиды
Мелкоскоп – микроскоп
Преламут – перламутр
Пубель – пудель
Тугамент – документ

Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-новому. Сказ у Лескова служит изображению любимых персонажей, именуемых праведниками. (Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске.)

5. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний

Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.

На доске записываются толкования как результат проведённой словарной работы:

ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).

– А какие Заповеди Божии знаете вы?

В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.

ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства. (Вывод записывается в тетрадь.)

– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

В результате семантизации как важного элемента словарной работы в тетрадях учащихся появляется запись:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни.

– Итак, мы с вами выяснили, что означает слово “праведник”, и теперь перед нами возникает очень сложная проблема, решить которую мы должны на этом уроке. Проблема следующая: является ли левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён левша в произведении. Для этого нам нужен текст.

Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.

– Как раскрывается характер левши в этом эпизоде?

На доске и в тетрадях появляется запись:

Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

Зачитывается письменная работа ученика (домашняя работа к уроку).

Работа с пословицами.

Какая из пословиц созвучна теме урока?

Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

(Записывается на доску и в тетрадь.)

Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, человек достоин сочувствия и уважения.

– Что сообщает левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.

(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский полшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)

Зачитывается письменная работа учащейся (домашняя работа к уроку).

6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.

Рассказ о левше по плану (с опорой на текст):

А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.

Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.

Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.

Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера “…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”;
“наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
“вера у нас полнее”)

Письменная работа учащегося (домашняя работа).

7. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что левша – образ русского праведника.

8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.

Диагностика фактологических знаний учащихся

Вывешиваю таблицу:

Фамилии учащихся Конкурс на внимательного
читателя
Выставка
рисунков
Литератур-
ные термины
Письменные работы Ответы
на
уроке
Инд. задания

Оцен-
ки

                 

Графы: “Выставка рисунков”, “Письменные работы”, “Индивидуальные задания” – заполняются во время изучения сказа Лескова “Левша”, до урока. Графы: “Конкурс на внимательного читателя”, “литературные термины” – учителем во время урока, не отвлекая внимания учащихся. Графа “Ответы на уроке” заполняется учителем перед всем классом, комментируя оценки.

9. Домашнее задание: к внеклассному чтению подготовить рассказ Лескова “Человек на часах”. Найти тему, созвучную сегодняшнему уроку.