Тип урока: урок-проект, 2 класс, программа «Школа – 2100»..
Тип проекта:
- По деятельности учащихся – творческий проект;
- По комплексности – монопроект;
- По характеру контактов – внутриклассный;
- По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
- По доминирующей деятельности уч-ся – практико-ориентированный проект;
- По продолжительности – краткосрочный.
Образовательные цели:
- помочь учащимся в определении понятия “загадка”,
- закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;
- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки;
- формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.
Развивающие цели: развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; проведено анкетирование по проектам.
Ход урока
Организационный момент и тема урока.
(столы и стулья расставлены так, чтобы за них могли сесть дети по 5 человек, дети рассаживаются по желанию)
У нас с вами сегодня будет немного необычный урок чтения – я предлагаю вам на уроке поиграть. Кто из вас любит играть?( поднимают руки)
А играть мы с вами будем в загадки.
I. КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?
На прошлом уроке вы учились составлять загадки. Давайте напомним себе, что для этого надо знать?
КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?
- СОСТАВ – НА ЧТО ПОХОЖЕ.
- ДЕЙСТВИЯ – КТО ДЕЛАЕТ ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ.
- ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
А зачем нужны загадки? И нужны ли? (ответы детей)
У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать или придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и загадать их друг другу.
Давайте подумаем, как вы это будете делать? Что нужно для того, чтобы не только придумать загадку, но и затем суметь её интересно загадать другим ребятам?
II. РАБОТА НАД ЗАГАДКОЙ.
Перед вами схема работы над загадкой, и вам необходимо с её помощью составить план работы.
- Как лучше работать? Я предлагаю поработать командами из 5 человек. Ведь не зря говорит нам народная мудрость, что ум хорошо, а пять – ещё лучше.
Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).
СХЕМА РОЛЕЙ В ГРУППЕ.
Какие роли непонятны? (редактор).
РЕДАКТОР – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОШИБКИ В РАЗНЫХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ.
Сейчас выходит много книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, было бы неприятно, если бы человек стал читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает редактор и исправляет все ошибки и опечатки. Редактор – человек очень внимательный, и, при этом, знающий правила грамматики.
То есть это должен быть самый грамотный участник группы. В ваших загадках тоже могут быть ошибки. Вот редактор и исправит их.
Ещё есть непонятные роли? (Защитник проекта)
ЗАЩИТНИК ПРОЕКТА – ПОМОГАЕТ НАБОРЩИКАМ И ОФОРМИТЕЛЯМ, ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ.
Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)
Запомните: ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ.
Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка, ну и, конечно, загадка.
Что станет продуктом вашего проекта? (загадки)
(УЧАЩИЕСЯ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ В ГРУППЕ)
Составляя дальнейший план работы, давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа.
1 | СБОР ИНФОРМАЦИИ | ВСЯ ГРУППА |
2 | РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДКИ | ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ, СЕКРЕТАРЬ ЗАПИСЫВАЕТ, РЕДАКТОР ПРОВЕРЯЕТ. |
3 | ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГАДКИ (ЭСКИЗ) | ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ ЭСКИЗ, ЗАТЕМ ХУДОЖНИКИ ОФОРМЛЯЮТ ЗАГАДКУ. |
4 | ЗАЩИТА ЗАГАДКИ | – ВСЯ ГРУППА ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ ПО ПЛАНУ, ЗАЩИТНИК ЗАЩИЩАЕТ СВОЮ ЗАГАДКУ |
ЭСКИЗ – БЫСТРО ВЫПОЛНЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАБРОСОК, СВОБОДНЫЙ РИСУНОК, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КАК ГОТОВАЯ РАБОТА.
Теперь давайте распределим темы загадок.
(ГРУППЫ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМЫ ЗАГАДОК.)
- школьные принадлежности (учебник, портфель, тетрадь, ручка, дневник, линейка, ластик и т.д.)
- одежда и обувь (брюки, платье, рубашка, куртка,шапка, ботинки, кроссовки, туфли и т.д.)
- объекты неживой природы (гроза, ветер, туча, снегопад, дождь и т.д.)
- спортивный инвентарь (мяч, скакалка, велосипед, коньки, клюшка, шайба)
- части тела, лица человека (рука, пальцы, нос, волосы и т.д.)
- растения (фрукты, овощи, цветы, деревья)
- домашние животные и птицы (кошка, собака, корова, коза, попугай)
- мебель (стул, стол, шкаф, кровать, диван, кресло)
- бытовая техника (компьютер, пылесос, телевизор, стиральная машина, холодильник)
Повторение алгоритма работы.
- Поиск информации.
- Продукт.
- Защита проекта.
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.
- Расскажи, как вы работали над проектом.
- Прочитай загадку.
- Вам понравилось работать?
- Что было трудным.
- Чья это была идея (кто был самый активный)
- Кому бы вы хотели показать ваш продукт
III. Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).
Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком, то что считают нужным):
Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:
Приятным | Неприятным |
Однообразным | Разнообразным |
Интересным | Скучным |
Желательным | Нежелательным |
Легким | Трудным |
Нужным | Ненужным |
Беспокойным | Спокойным |
Простым | Сложным |
Непонятным | Понятным |
Полезным | Бесполезным |
Оценка жюри по оценочным листам проекта.
Пока дети проводят оценку отношения к творческому проекту, жюри подводит итоги по оценочным листам проекта:
Оценочный лист проекта:
Группа №__
Тема проекта “Загадка о …”
Этапы выполнения проекта
Оценки:
- Сбор информации.
- Работа в группе
- Защита проекта
- Общая оценка
После завершения работы попытайтесь ответить на вопросы:
- Достигли цели?
- Что нового узнали?
- Чему мы научились?
- Понравился проект?
- Что получилось лучше всего?
- Что бы сделали по – другому?
- Хотели бы участвовать ещё в проектах?
Ребята, вы молодцы!!! Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, слов, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов!