Литература
-
Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы" 2011
Научно-практическое заседание литературной гостиной. Заседание проводят ученики 6-го гимназического класса.
-
Литературная гостиная "Классицизм в русском искусстве и литературе" 2011
Научно-практическое заседание литературной гостиной. Заседание проводят ученики 8-го гимназического класса.
-
"Окопная" правда в романе В.П. Астафьева "Веселый солдат" 2011
Урок по роману В.П. Астафьева «Веселый солдат» можно использовать как урок внеклассного чтения в 9-м классе при изучении темы «Герои и проблемы современной литературы» по программе любого автора; в 11-м классе (профильный и базовый уровни) при изучении темы «Современная литература»; как занятие по теме «Военная тема в современной литературе» элективного курса «Современная русская литература» под редакцией проф. Б.А. Ланина.
-
Интегрированный урок (математика + литература) по темам "Грин – человек светлой мечты" и "Решение квадратных уравнений" 2011
Интегрированный урок знакомства с жизнью и творчеством А.С. Грина и закрепления темы "Решение квадратных уравнений" направлен на то, чтобы обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Грина с помощью различных источников информации. Ученики совершенствуют навыки решения квадратных уравнений. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, развивается коммуникативная культура.
-
"Пусть продолжится радостью жизнь" (по творчеству курского поэта В.Г. Золотарева) 2011
Воспитание духовно развитой личности – одна из важнейших задач литературы. Наиболее полно эти задачи можно реализовать на уроке внеклассного чтения, посвященном жизни и творчеству поэта Василия Григорьевича Золоторева. На урок вместе с поэтом приглашен и руководитель пресс-службы областного суда, журналист В.В. Кулагин, который работает вместе с поэтом-судьей. Урок продолжается чуть позже, но уже в Курском областном суде, куда по приглашению пришли ученики вместе со своим учителем.
-
"Русское народное творчество. Традиции фольклора в русской культуре". Урок обобщения знаний в 5-м классе 2011
Русская литература как учебная дисциплина одна из самых важных и необходимых в наше нелегкое время, ведь она воспитывает в человеке лучшие качества. Ученики совершенствуют и обобщают знания, умения и навыки по теме. Автор на уроке воспитывает любовь к народной культуре во взаимосвязи древности и современности.
-
Бинарный урок "История Кремля в математике и литературе" 2011
Работа представляет собой урок комплексного применения ЗУН с использованием мультимедийной презентации. Урок формирует у учащихся умения применять ЗУН по теме "Десятичные дроби" и отрабатывать навыки выразительного чтения поэтических текстов.
-
Классный час "Кубанское – значит качественное" 2011
Данная разработка классного часа содержит материал для знакомства с кубанской краевой программой «Качество». Её задача научить учащихся определять качество товара, изучить права потребителя, формировать потребительскую культуру учащихся.
-
Методические рекомендации к уроку литературы "Кубань и классики" 2011
Данные методические рекомендации можно использовать на уроках литературы в качестве регионального компонента с целью научить учащихся слышать красоту кубанской речи, воспитывать у ребят чувство любви к малой родине, формировать аналитические, исследовательские и коммуникативные умения, дать представление о самых разных аспектах прошлого и настоящего малой родины.
-
М.Булгаков "Дьяволиада". 11-й класс 2011
Литературный вечер, посвященный личности и творчеству М.Булгакова. Цель мероприятия: вовлечь учащихся в процесс чтения как интереснейший процесс интеллектуальной работы; развивать фантазию; обучать работе с текстом отбору текстового материала и его анализу, обучать сопоставительному анализу художественного произведения, театрального спектакля, киноверсии.
-
Внеклассное чтение по сказке П.Треверс Мэри Поппинс "Встреча Мэри Поппинс с мисс Эндрю". 5-й класс 2011
Внеклассное чтение книги П. Треверс «Мэри Поппинс» в 5-м классе позволяет сопоставить разные образы воспитателей детей с помощью театрального искусства, сравнивая художественное произведение и кинофильм. Цель: развитие у учащихся воображения, фантазии, веры в чудо; воспитание умения будни превращать в праздники.
-
Научно-практическое заседание литературной гостиной 2011
Разработка итогового урока по теме «Сказки» в 5-м гимназическом классе в форме научно-практического заседания литературной гостиной. Материалы к уроку были подобраны учениками и откорректированы учителем. Урок вели пятиклассники.
-
Тема урока: "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й класс 2011
Представлен урок – экскурсия в воображаемое далекое прошлое, в 1812 год. Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова. Учащиеся могут проанализировать стихотворения поэта.
-
Урок «Место и композицонная роль прологов в трагедии И.Ф. Гете "Фауст"» 2011
На уроке раскрываются своеобразие и композиционная роль прологов трагедии «Фауст», глубина взглядов автора на сущность человека.
-
Тема урока: "На любовь свое сердце настрою…" (по лирике Б.Ш. Окуджавы). 11-й класс 2011
Урок знакомит с творческой биографией Б.Ш. Окуджавы, с литературным жанром «авторская песня». Учащиеся приобретают навыки монологической речи и составления комплексного анализа лирического произведения.
-
Война и дети. А.Платонов. "Маленький солдат". 5-й класс 2011
Урок знакомит с ролью детей в годы Великой Отечественной войны; воспитывает у детей чувство патриотизма, любви к своей стране. На уроке закрепляются навыки анализа рассказа, ведется работа над литературоведческими понятиями. Данный урок – это урок-размышление над главной идеей рассказа. В течение урока использованы различные виды работ: выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, словесное рисование, беседа по вопросам, чтение наизусть стихотворений, рисунки детей.
-
"Слово пошло за живописью" (авангардная живопись и поэзия начала ХХ века). 11-й класс 2011
Урок-мастерская развивает умения учащихся самостоятельно исследовать художественные произведения искусства: поэзия и живопись, исходя из их специфики, с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к футуризму как одному из наиболее ярких направлений русского авангарда. Урок носит интегративный характер (МХК, ИЗО, история) и позволяет учащимся реализовать себя в творческой деятельности.
-
Образ звезды в стихотворении Н.Рубцова "Звезда полей" 2011
Урок – педагогическая мастерская представляет совокупность пространств: игрового, учебного, художественно-творческого. Ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания. Занятие проводилось в 6-м и 8-м классах. Шестиклассники учились анализировать стихотворение, а восьмиклассники отрабатывали навыки анализа стихотворного произведения.
-
Урок-исследование по теме "Умом Россию не понять". Философская лирика. 10-й класс 2011
Цель урока – постижение философской глубины произведения Тютчева, развитие навыков интерпретации лирического стихотворения. Исследование текста стихотворения «Умом Россию не понять…» позволяет формировать умение языкового анализа лирического стихотворения. Метод проектирования помогает постичь гражданскую позицию поэта, русского человека, показать духовные возможности Родины – России. Устремления Тютчева к христианскому идеалу – стремление к святости. Нет святости – нет ценности.
-
"Антону Павловичу Чехову посвящается…" 2011
Предложенная литературно-музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству А.П. Чехова. Мероприятие не ставит целью изучить отдельные факты биографии писателя, но предполагает развитие интереса к его судьбе и произведениям. Может быть представлена в виде группового долгосрочного творческого проекта.
-
Разработка урока литературы в 9–11-х классах по программе В.Я. Коровиной 2011
Урок-презентация по литературе в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». На уроке повторяются основные вехи жизни и творчества М.А. Булгакова, закрепляются такие понятия, как «сатира», «ирония», «памфлет», «гротеск»; анализируются булгаковские сатирические приемы изображения действительности 20-х годов XX века.
-
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с произведением А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», продолжается работа над формированием навыка выразительного чтения, расширяется читательский кругозор, закрепляются знания учащихся о пичужской росписи и вырезного декора.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Правая кисть" 2011
Цель урока: пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына; осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию, лжи, «мертвым» идеям и схемам.
-
"Все мы родом из детства". 11-й класс 2011
Одной из эффективных форм воспитательной работы является проведение прощальных уроков литературы в выпускном классе, которые способствуют глубокому осмыслению нравственных выводов произведений литературы, помогают подросткам осознать их великую созидательную силу. На данном уроке анализируется важный этап в жизни каждого человека и определяется его роль во взрослой жизни. Тщательно отобранные для урока произведения поданы в интересной форме и праздничной обстановке.
-
Урок литературы на тему "М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Грани романа" 2011
Представленный урок является первым уроком при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся узнают об идее романа, замысле писателя, проводится параллель между главными героями романа: Иешуа, Понтием Пилатом и Воландом.
-
Люди с номерами. 11-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Варлама Шаламова и поэта-земляка Ивана Петрова, вызвать чувства уважения к тем, кто в трудных жизненных ситуациях остался человеком.
-
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5, 7, 8-м классах 2011
В статье представлено тематическое планирование уроков литературы и русского языка составленное на основе программ по литературе и русскому языку для 5–11-х классов.
-
Олимпиадное задание по литературе. 11-й класс (школьный этап) 2011
На школьном этапе олимпиады по литературе учащимся 11-го класса предлагается познакомиться с текстом рассказа А.И. Бунина «Часовня» и ответить на вопросы к данному тексту. В работе предложены ответы на все вопросы. Задания рассчитаны на учащихся общеобразовательной школы.
-
Своеобразие жанра стихотворение в прозе. Мир и человек в стихотворении "Природа" И.С. Тургенева 2011
Урок литературы, цель которого – расширить представления учащихся о жанре стихотворение в прозе; познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”. Для анализа текста предложено его стихотворение «Природа». Структура урока носит традиционный характер, но не является замкнутой. Учащиеся должны самостоятельно определить идейный замысел писателя и подготовить свою интерпретацию авторского понимания закономерностей мироустройства.
-
Открытый урок математики, проведенный в рамках Года космонавтики. 4-й класс 2011
Урок математики в 4-м классе по учебнику «Школа–2100» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Урок посвящен Году космонавтики. Задания даются по достоверным цифрам, связанным с полетами и памятными местами космонавтов Ю.А. Гагарина и А.Г. Николаева.