Литература
-
Уроки по лирике Бориса Пастернака в 11-м классе 2011
Путем комментирования поэтических строк стихотворений учитель вводит учащихся в мир поэта, учить читать, понимать, осмысливать многозначное слово художника в контексте его времени и судьбы (используя элементы доминантного лексического анализа, приемы создания образов-ассоциаций, выразительного чтения, создания проблемных ситуаций). Ребята знакомятся с фрагментами из автобиографической повести Пастернака "Скрябин".
-
Звездное небо в поэзии Земли, или Путешествие в мир космоса Ивана Бунина 2011
Статья помогает познакомить обучающихся с поэзией Ивана Бунина, в которой отражена космическая тема; проверить знания учащихся по русскому языку и литературе через работу на компьютере; использовать информационные технологии, мультимедиа и Интернет в соответствии с заданной целью и задачами.
-
Семинар по роману Ж.Верна "Таинственный остров". 5-й класс 2011
Цели урока: научить пятиклассников внимательно читать художественную книгу; уметь формулировать тему, ее актуальность, проблематику текста; привлечь учащихся к изучению наук: физики, химии, географии, биологии, ботаники; использовать такие методы исследования, как выписка цитат, сопоставление с научными фактами, взятыми из учебников, справочников и почерпнутых из бесед с учителем-предметником или специалистом-родителем.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству А.С. Пушкина «И жизнь, и слезы, и любовь…» 2011
Данный сценарий по творчеству А.С. Пушкина рассчитан на учащихся 9–11-х классов. В нем отражено все, что было дорого в жизни для А.С. Пушкина: участие в его жизни няни, лицей, ставший его домом, друзья, Н.Н. Гончарова. Данное мероприятие дает возможность учащимся понять главные ценности поэта, человека, расширяет представление о дружбе, о любви.
-
Урок-вернисаж "Не забыть, что мы люди" 2011
Урок помогает познать духовный мир В.Астафьева; высказывать свою точку зрения на поставленные проблемы; владеть монологической речью; развивать воображение и аналитическое мышление; развивать природные способности; способствовать воспитанию любви к родине, природе, людям; создать ситуацию успеха для каждого.
-
Бойся равнодушия!: Взрослый разговор по книге Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" для учащихся 7-9 кл. 2011
Что такое равнодушие? Чем оно страшно? На эти и другие вопросы можно размышлять с детьми, опираясь на книгу Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Судьба Бима редко кого оставляет равнодушным. Примеры равнодушия из жизни, чтение отрывков "Бим в фургоне", "Лес молчал" на фоне музыки Моцарта усиливают впечатление от увиденного, прочитанного, услышанного. Небольшая презентация с продуманным фоном дополнит урок, позволяет эстетично экспонировать портрет, обложку книги, воспроизводить музыку.
-
Наполеон Бонапарт – исторический герой и литературный персонаж (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2011
На уроке анализируются приемы создания образа Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", ведется работа над созданием зрительного образа эпохи. С этой целью в урок в качестве иллюстраций включены произведения русской и зарубежной живописи. В ходе урока учащиеся составляют таблицы, аргументируют ответ с помощью цитирования, анализируют текст романа и произведения живописи.
-
Развитие творческих идей А.С. Пушкина в произведениях Н.В. Гоголя (на примере повести "Невский проспект") 2011
При изучении в 10-м классе повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" были поставлены следующие цели: исследовать развитие в произведениях Н.В. Гоголя творческих тем А.С. Пушкина; познакомить учащихся с нравственной проблематикой повести "Невский проспект"; совершенствовать умение комплексного анализа текста; развивать навыки сопоставительного анализа; воспитывать сопереживание литературному герою.
-
Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". 8-й класс 2011
В основе урока – организация самостоятельной познавательной деятельности школьников. Учащимся предлагается система заданий, выполняя которые при той или иной дозе помощи (в зависимости от индивидуального уровня развития ученика), каждый школьник работает в зоне ближайшего развития, т.е. делает существенные приращения знаний и развивает ведущие умения. Урок требует определенного навыка работы учащихся с инструктивными карточками и листами самопроверки.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Тайна поэтического текста" 2011
Урок направлен на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию всей сложности и увлекательности процесса наслаждения поэтическим словом. Учащиеся узнают об отличиях поэзии и прозы, учатся проводить анализ стихотворения, размышляют о роли поэзии в жизни человека.
-
Поспешим на бал 2011
Разработка посвящена 200-летию со дня открытия Царскосельского Лицея, включает материал об истории Царскосельского Лицея, о лицейских преподавателях, лицеистах. Отдельные задания позволяют учащимся продемонстрировать умения в сочинении акростихов и стихотворений-посвящений. Форма мероприятия – бал, но не обычный, а с интересными заданиями.
-
Развитие речи "От слова к тексту" 2011
Урок направлен на развитие речевой творческой деятельности учащихся. В ходе занятия дети выясняют лексическое значение слова, в результате чего приходят к составлению текста, от текста – к пониманию окружающего мира.
-
Золотой XIX век. История и культура России 2011
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века.
-
Урок-игра "Литература +" по повести И.С. Тургенева "Ася". 8-й класс 2011
Цель урока: обобщить знания о прочитанном произведении, научить аргументированно высказывать собственные мысли, развить практические умения работы с текстом.
-
Образ природы в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца". 6-й класс 2011
Урок направлен на развитие речевой, мыслительной деятельности, творческого воображения, поэтому основан на методе эвристической беседы. Индивидуальные и групповые формы работы, используемые на уроке, способствуют формированию исследовательских, надпредметных умений и навыков.
-
Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы 2011
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии.
-
Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2011
Цели урока: понять причины деградации Дмитрия Старцева; кто в этом виноват, сам Старцев или среда; учить исследовать средства художественной выразительности; осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу; определить собственное отношение к героям, событиям.
-
Литературная викторина по повести А.И. Куприна "Олеся" в 11-м классе 2011
Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна; раскрыть идею и художественные особенности повести "Олеся".
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Составное именное и составное глагольное сказуемое" 2011
Задачи урока: расширить знания студентов о М.Ю. Лермонтове и его творчестве; на материале текстов о М.Ю. Лермонтове и отрывков из его произведений углубить и закрепить представления учащихся о составных сказуемых и способах их выражения.
-
Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы 2011
В последнее время все больше говорится об использовании кейс-технологий в общеобразовательных школах, в частности, в форме проведения сетевых уроков. Однако, как и в любой другой отрасли, в системе образования для получения достойных результатов недостаточно только обозначить цель. Необходимо найти технологию обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Кейс-технологии – один из таких механизмов.
-
Роль эпиграфа в литературном произведении (из опыта работы по анализу произведений русской литературы в старших классах) 2011
Данная статья – это монографические рекомендации по определению функций эпиграфа в литературном произведении. Рассмотрены эпиграфы к 1-й главе «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, «Белой гвардии» и «Мастеру и Маргарите» М.А. Булгакова, «Белым одеждам» В.Д. Дудинцева. Подробнее анализируется «действие» эпиграфа в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна. Имея профессиональное филологическое и музыкальное образование, автор рассматривает эту тему с обеих позиций, что ранее в критических работах не обсуждалось.
-
Конкурс "Знатоки сказки" 2011
Конкурс представляет собой удивительное путешествие, в котором дети посетят много разных сказок, узнают секреты сказочных героев и окунутся в атмосферу праздника и веселья. Учащиеся посетят волшебную галерею, где попытаются разгадать словесные портреты сказочных персонажей. Закончится путешествие веселым пиром, который всем запомнится!
-
Поэма "Божественная комедия". Песнь пятая 2011
Знакомство с жизнью и творчеством итальянского поэта Средневековья Данте Алигьери, его поэмой «Божественная комедия. Песнь пятая», интересом к ней в России. Использование при подаче урока материалов документального фильма: подтверждение содержания произведения данными современных ученых: физиков, математиков, медиков, психологов, философов. Учащиеся дальше учатся делать анализ произведения, выделять исторические прототипы героев поэмы, развивают навыки работы над сочинением-рассуждением.
-
"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…" По жизни и творчеству М.Цветаевой 2011
В ходе урока учащиеся закрепляют программный материал по жизни и творчеству М.Цветаевой, совершенствуют навыки знаний по творчеству поэта. Автор воспитывает толерантность, коммуникативную культуру школьников.
-
"Поверьте мне: я чист душою…" – Светлая лирика Николая Рубцова. 11-й класс 2011
Урок по поэзии Н.Рубцова рассчитан на старшеклассников, так как в нем дается более глубокое освещение творчества поэта, для анализа выбраны стихотворения философского характера, которые раскрывают учащимся мир поэтических образов лирики поэта: свет, звезда, душа. Подборка стихотворений о поэте дает представление о многогранности его творчества, о неразрывной связи поэзии Рубцова с родной землей.
-
Интегрирование уроков литературы 2011
Национальное образование должно быть направлено не только на овладение языковыми навыками, но и ориентировано на знание и уважение традиций и самобытности культуры как татарского, так и русского народов, на формирование у учащихся толерантности, сопричастности к иной национальной культуре. В этой связи особое значение приобретают уроки литературы, нацеленные на взаимообогащение и взаимопроникновение двух культур. Писателей, как русских, так и татарских волновали общие проблемы. Одна из них – трагедия народов во времена сталинских репрессий.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы 2011
В работе рассказывается о некоторых компьютерных новинках, которые полезно использовать в учебном процессе.
-
Перед судом (по произведениям Ю.Даниэля "Искупление"", Л.Бородина "Перед судом"). 11-й класс 2011
Представлен урок с элементами театрального представления. Ребята ведут рассказ от имени героев произведений, стараясь как можно точнее передать суть поступков и переживаний героев. Анализируются произведения писателей, которые не могли печататься в стране.
-
Урок-беседа по трилогии Е.С.Коковина "Детство в Соломбале". 6-й класс 2011
Урок-беседа по трилогии Е.С. Коковина рассчитана на два спаренных урока. Нетрадиционная форма способствует развитию устной речи, активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес к творчеству писателя Севера. Использование презентации повышает познавательный интерес к произведениям о родном крае.
-
Гражданская война и судьбы русских людей в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". 11-й класс 2011
Урок по данной теме второй в курсе изучения романа «Белая гвардия». С самим автором и его произведениями ребята уже знакомы ранее, поэтому в ходе урока организована опора на предыдущие знания, полученные на уроках истории и литературы по данной теме, на жизненный опыт учащихся. Интерес к уроку поддерживается сменой видов деятельности: портретные характеристики, речевые характеристики героев, зарисовки, вопросы для размышления, работа с текстом, творческое задание.