Урок на тему "Авторская песня Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • дать понятие «авторской песни»;
  • показать место авторской песни и развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
  • дать краткий обзор творчества Б. Окуджавы;
  • определить основной поэтический круг творчества Окуджавы;
  • дать краткий обзор творчества В. Высоцкого;
  • дать определение понятию «рефрен»;
  • показать значение творчества Окуджавы и Высоцкого и отметить нравственную тематику их произведений.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма: «Поэтическое кафе».

Оборудование: портреты Окуджавы, Высоцкого; учебники; поэтические сборники; в/фильм «Слово о Высоцком», а/запись «Песенка о Леньке Королеве» Окуджавы, «Песенка о ночной Москве» Окуджавы, «Живописцы» Окуджавы, «Я не люблю ...»» Высоцкого; кроссворд, «Лотерея».

Методическая цель: Использование нетрадиционных форм урока для создания образа поэта.

Ход занятия

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • взаимное приветствие
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • проверка подготовки к уроку классного помещения
  • мотивационное начало: «Я рада снова приветствовать всех в нашем поэтическом кафе. Многие впервые на нашей встрече, и, к сожалению отсутствуют...»
  • определение отсутствующих
  • постановка целей: «Цель нашей сегодняшней встречи - прикоснуться к жизни и творчеству замечательных поэтов-бардов Б. Окуджавы и В. Высоцкого.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

– Давайте назовем основные черты поэзии 2-й половины XX века.

Учащийся: «В 1956 году вышел в свет альманах «День поэзии». В его названии – поэтический праздник, ставший ежегодным: страна жила поэзией. Искренность стала девизом и призывом того поэтического момента. Появляются новые имена: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский».

– А также Б.Окуджава и В. Высоцкий. Именно их имена откроют первую страницу поэзии (открываю доску)

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

– Давайте впишем эту страничку в наши поэтические дневники. Объявляю тему: « Авторские песни Б.Окуджавы и В. Высоцкого. Дети записывают тему в тетради.

1. Понятие «авторской песни» (Учитель)

По какой реке твой корабль плывет
До последних дней из последних сил?
Когда главный час мою жизнь прервет,
Вы же спросите: для чего я жил?

Эти строки из стихотворения Б. Окуджавы. Именно его считают родоначальником авторской песни. Прожил он свою жизнь так, что ему не было стыдно держать ответ.

2. Военная юность

Учащиеся: Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. В 1937 г. родители были арестованы: отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава вернулся в Москву, к бабушке. В 1942 – м после окончания 9-го класса, он добровольцем ушел на войну. На фронте был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии.

– Военная тема нашла отражение во многих произведениях Окуджавы: послушайте «Песенку о Леньке Королеве».

– Заметим, что описания войны нет в тексте. Война как бы выпала из песни, потому, что сам Окуджава, говорил, что его стихи и песни не столько о войне, сколько против нее.

3. Начало литературного творчества

Учащиеся: В 1945 году Окуджава демобилизовался, окончил школу и поступил в Тбилисский университет, после окончания которого работал учителем в Калужской области, литературным сотрудником областных газет «Знамя», «Молодой ленинец». В 1956 г. Окуджава вернулся в Москву, где работал в издательстве «Молодая гвардия». Затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». С начала шестидесятых годов поэт полностью посвящает себя творчеству.

– Окуджава создал свой особый художественный мир, в котором живут его герои, – Арбат. Арбат был неофициальным ядром столицы. Арбату, да и всей Москве, посвящает Окуджава свои стихи и песни.

Учащиеся:

У Спаса на кружке забыто наше детство.
Что видится теперь в раскрытое окно?
Все меньше мест в Москве, где можно нам погреться,
Все больше мест в Москве, где пусто и темно.
Мечтали зло унять и новый мир построить.
Построить новый мир, иную жизнь начать.
Все меньше мест в Москве, где есть о чем поспорить,
Все больше мест в Москве, где есть о чем молчать.
Куда-то все спешит надменная столица.
С которою давно мы перешли на «Вы»...
Все меньше мест в Москве, где помнят наши лица,
Все больше мест в Москве, где и без нас правы.

4.Творчество Окуджавы последних лет

Учащиеся: Начиная с 1960-х годов Окуджава много работает в жанре прозы. Он является автором книг «Фронт приходит к нам», «Глоток свободы», «Свидание с Бонапартом». С середины 60-х годов Окуджава также пишет киносценарии как драматург. Совместно с другими режиссерами он пишет киносценарии к фильмам «Верность», «Женя, Женечка и Катюша». Его музыка звучит в фильмах «Белорусский вокзал», «Белое солнце пустыни», «От зари до зари». Гражданские и творческие заслуги Б. Окуджавы отмечены медалью «За оборону Кавказа», орденом Дружбы народов, почетной медалью Советского фонда мира, государственной премией СССР, Международной премией Буккера за лучший роман года на русском языке, за семейную хронику «Упраздненный театр». На даче Б. Окуджавы в Переделкино создан музей поэта.

– Особенность поэзии Окуджавы состоит в том, что она глубоко лирическая по своей природе. Обращена ко всему сразу, выражает не только «мое» поэта, но и наши ощущения.

(Звучит «Песенка о ночной Москве»)

5. Окуджава о Высоцком

– И о другом поэте В. Высоцком, Окуджава сказал в своем творчестве (В/сюжет «Окуджава о Высоцком»).

6. Творчество В. Высоцкого

Учащиеся: Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Полгода проучился в московском инженерно- строительном институте, ушел в школу- студию МХАТ и в 1960 году закончил актерское отделение. Работал в московском драматическом театре им. А. Пушкина, Московском театре миниатюр, Московском театре драмы и комедии на Таганке. Высоцкий снялся как актер в 30 художественных фильмах, участвовал в 8 радиопередачах, сыграл множество ярких, экспрессивных ролей, но авторскую песню считал все-таки главным делом своей жизни. Его поэтическое наследие насчитывает более 600 произведений.

7. Поэтическое наследие Высоцкого

Поэтическое творчество Высоцкого отличается жанровым многообразием и тематической разноплановостью. На пути к своему читателю творчество Высоцкого встречало немало преград. Только после смерти поэта в печати стали появляться публикации его стихов, а также отдельные книги: «Кони привередливые», «Четыре четверти пути», «Поэзия и проза».

Излюбленным жанром лирики Высоцкий избрал балладу.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Сани сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.

– Необычайная искренность, жизненная достоверность художественного материала проявлялись в стихотворениях любой тематики. Так, например, услышав песни Высоцкого о войне, с которых он обычно начинал свои концерты, многие фронтовики в своих письмах спрашивали, на каком фронте он воевал. Сам же поэт по возрасту был гораздо моложе своего умудренного житейским опытом лирического героя. Многие из этих произведений современны и сейчас, т.к. они не только рассказывают о войне, но и воспевают вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество.

Учащиеся: Стихотворение «Он вчера не вернулся из боя»

– Какую синтаксическую особенность вы заметили? (повтор)

– Такой повтор называется «рефреном». Запишите в свои поэтические дневники точное определение.

8. Творческая заслуга Высоцкого

– Основная творческая заслуга поэта состояла в том, что он способствовал созданию нового типа мифического героя – носителя коллективного общественного создания, с одной стороны, и яркого героя – борца с социальной несправедливостью в любых ее проявлениях – с другой.

Оригинальная поэтическая манера исполнения гармонично добавляла экспрессивности его произведениям.

Учащиеся: «Песня о земле»

9. Последний период творчества Высоцкого

Учащиеся: «16 лет, по день смерти...»

– Жизнь Высоцкого была такой же прямолинейной, как и его песни (звучит «Я не люблю...»)

IV. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ

– Конечно, одна наша встреча не даст полного представления о творчестве Окуджавы и Высоцкого, но мы уже сможем выделить определенные черты, характерные для их творчества.

– Итак, каковы основные черты творчества Окуджавы?

Учащиеся:

  • именно его считают родоначальником авторской песни;
  • военная тематика;
  • морская тематика;
  • «мягкий» романтизм;
  • совмещение «высокой» и «разговорной» лексики.

– Каковы основные черты творчества Высоцкого?

Учащиеся:

  • злободневность, тематическое богатство лирики;
  • лирический герой – романтик;
  • балладный строй;
  • наличие рефренов.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

– Мы, конечно же, не забыли, что находимся в поэтическом кафе, а в кафе люди отдыхают. Поэтому я предлагаю вам разгадать кроссворд (открываю доску).

  • Так называется стальной клинок или сталь для клинков? (БУЛАТ)
  • Такое место в Москве считалось неофициальным центром? (АРБАТ)
  • Как называется повтор в стихотворном тексте? (РЕФРЕН)
  • Какой жанр был любимым для Высоцкого? (БАЛЛАДА)

Творческая работа

– В редакцию нашего поэтического кафе приходит много вопросов от читателей. Наиболее часто задаваемый: как возникла авторская песня? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос, а поможет в этом книга Журавлева «Русская литература XX века», но наше кафе скоро закрывается, поэтому на ответ – не более 5 минут (дети работают на листочках, собираю работы).

VI .ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Я хочу вам сообщить приятную новость. Спонсором нашей сегодняшней встречи выступила фирма «Умник». По своему усмотрению она решила наградить участников встречи лотереями на некоторую сумму баллов. Эта лотерея позволит вам принять участие в более масштабной акции. Итак, награждаются (называю учащимся отметку, вручаю «лотерею»).

– Но это еще не все. Почетной грамотой «За внимание и терпение» награждается коллектив гостей нашего « поэтического кафе (вручаю «грамоту» преподавателям).

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

– Следующая наша встреча будет посвящена творчеству Евгения Евтушенко. Я прошу подготовить сообщение о творчестве Евтушенко, а все остальные готовят стихотворение поэта, чтобы снова могли пообщаться в такой обстановке.