Цели и задачи урока:
- рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
- дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ;
- определить социально-нравственные проблемы рассказа.
ТЕСТ:
1. Замысел произведения:
А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман Толстым; В) реальное событие , произошедшее с родственником Толстого.
2. Жанр произведения:
А) очерк; Б) повесть; В) рассказ.
3. Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:
А) два;
Б) три;
В) четыре.
4. Каков тип композиции рассказа:
А) Повествование от 3 лица; Б) Рассказ в рассказе; В) Последовательное авторское изложение материала.
5. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
А) важность судьбы героя после бала;
Б) важность утра, следующего за балом;
В) особое значение сцены расправы с солдатом.
6. Тема произведения:
А) рассказ о полковнике;
Б) показ николаевской эпохи;
В) повествование о любви Ивана Васильевича.
7. Произведение заставляет задуматься о:
А) личной ответственности человека за жизнь общества;
Б) судьбе полковника;
В) любви Ивана Васильевича.
Слайд 15 : После бала.
Новый материал:
Слово учителя:
- Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.
- Перекличку скольких эпох охватывает произведение?
(трех: 40-е 19 века, 1900-е годы и наше время)
- Какие события изображены в рассказе?
Бал у губернаторского предводителя
Сцена наказания солдата.
- Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.) И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)
Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе. Cлайд 20
В каких ещё произведениях мы встречали прием контраста?
("Капитанская дочка", "Тарас Бульба")
- Для чего, на ваш взгляд, автор использует этот прием?
Давайте перенесемся в 19 век.
Звучит мазурка (Излюбленный польский танец. Веселый, задорный, как бы символизирующий военную удаль. Танцевали её на балах. В 19 веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.
Выступление 1 ученицы:
Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам,
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет отец её на бал.
Ф. Кони
Балы в России стали проводиться по указу Петра 1 с 1718 года.
Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской.
Теперь рассмотрим сцену балла, изображенную Толстым. Cлайд 22
- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее героя рассказа воспринимается "с восторженным умилением"?
Герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты.
Выступление 2 ученика:
Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.
Из публицистических сочинений Л.Толстого мы узнаем, что:
"Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат - существо, движимое одними телесными страданиями.
Солдат - существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.
Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда - отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого.
Вот кто защитник нашего Отечества."
Поэтому можно сделать вывод, что сцена наказания, изображенная Толстым, была привычным явлением для николаевской России.
Cлайд 24, Cлайд 25
- Подумайте, в чем автор подчеркивает контраст
Понаблюдаем над языковыми средствами. Cлайд 26, Cлайд 27
Работа по группам в парах (листочки)
Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.
Вывод: мы наглядно увидели , что все произведение построено на контрасте. Это, к сожалению, дает нам право сделать вывод о социальной несправедливости, жестокости николаевской России.
Запись в тетрадь вывода.
Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.
Слайд 29
- Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте на вопрос: Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? Cлайд 30
Теперь, я думаю, самое время определить идею произведения.
Слайд 31, Cлайд 32, Cлайд 33, Cлайд 34, Cлайд 35
Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющего ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других - вот истинное "лицо" русской действительности.
Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит.
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему:
"Что такое честь, долг, совесть в моем понимании".
Тезисный план:
- Определения понятий (словарь)
- Связь этих понятий.
- Примеры из литературы.
- Примеры из собственной жизни (жизни родственников).
- Не устарели ли эти понятия.