Урок "Монологи В.М. Шукшина о своей малой родине"

Разделы: Литература


Цели:

  • Используя монологи В.М.Шукшина о своей малой родине познакомить учащихся с биографией писателя.
  • Учить умению слушать, понимать сказанное, говорить.
  • Воспитывать любовь к родине.

Оборудование: мультевидео, телевизор, DVD, портрет писателя, иллюстрации.

Оформление доски.

Любовь к родному краю и родной культуре, и родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Д.С.Лихачев

И прекрасна моя родина - Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал бы этим простором.
В.Шукшин. Рассказ "Рыжий"

Родина:Что-то остается у нас от родины такой, что живет в нас всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы ее, родину, когда-нибудь еще увидим. А живет в нас от всей родины или косогор какой-нибудь, или дом, или отсыревшее бревно у крыльца, где сидел когда-то глухой весенней ночи и слушал ночь:
В.Шукшин. "Любавины"

Вступительное слово учителя

У нас сегодня урок-монолог.

Монолог - речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Используя монологи В.М.Шукшина о своей малой родине, мы пролистаем страницы его жизненного пути.

- Что для вас есть родина?

(рассуждения учащихся)

Д.С.Лихачев писал: "Любовь к родному краю и родной культуре, и родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Послушав монологи В.М.Шукшина, вы должны ответить на вопросы.

Что означало слово родина для Шукшина?

Какие нравственные ценности вынес В.М.Шукшин из Сросток?

Слово учителя

Родина Василия Макаровича Шукшина - писателя, публициста, кинорежиссера, актера - старинное сибирское село Сростки Бийского района Алтайского края.

Отсюда, из Сросток, принес Шукшин в литературу новые темы, сюжеты, отсюда ведет родословную своих героев.

Монолог Шукшина читает учащийся

":Мое ли это - моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько:

Родина.:И почему же живет в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда? Когда? Ведь не похоже по жизни-то... Отчего ж? Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив". В.М.Шукшин. "Слово о малой родине"

Слово учителя

25 июля 1929 года в крестьянской семье, в окраине Мордва, родился В.М.Шукшин. "Всю свою жизнь несу родину в душе", - признавался он.

Все начинается с детства.

Монолог Шукшина читает учащийся

": Но вот раньше понимали: до семнадцати годов нельзя парня из дома трогать:И вот, кто поумней были - отцы-то, те до семнадцати лет сына в город не отпускали. Как ушел раньше, так все: начинает его крутить по земле, как лист сухой. Он уже и от дома отстал и от крестьянства:

А потому до семнадцати, что надо полюбить первый раз там, где родился и вырос, как полюбил на месте - дома, так тебе это будет родина. До самой твоей смерти. Тосковать по ей будешь:" ("Позови меня в даль светлую")

Слово учителя

В своих произведениях и интервью В..М.Шукшин очень часто вспоминал о малой родине.

Монолог Шукшина читает учащийся

"Село наше большое, Сростки называется. Стоит оно на берегу красавицы Катуни. Катунь в этом месте вырвалась на волю из каменистых теснин Алтая, разбежалась на десятки проток, прыгает, мечется в камнях, ревет:потом ниже, она несколько успокаивается, круто заворачивает на запад и несется дальше, через сорок километров она встретит свою величавую сестрицу Бию и умрет, породив Обь. В месте слиянья рек далеко еще виден светлый след своенравной Катуни - вода в ней белая.

Образовалось село в 60-е годы прошлого века, когда началось печальное переселение людей российских в Сибирь, на вольные земли. Приходили рязанские, самарские, тверские, вятские, котельнические и оседали здесь. Строились пришлые ближе к своим:Наверно, поначалу было несколько деревень, а потом, со временем, все срослось - в Сростки. Но зато в одном селе образовалось несколько краев с разными обычаями и говором. Было пять краев: Баклань, Низовка, Мордва, Дикари и Голожопка. Так было еще при мне.

("Село родное")

Слово учителя

Шукшины, предки Василия Макаровича по линии отца, переселились сюда из Самарской губернии в 1867 году. Поповы, предки по линии матери, тоже из Самарской губернии - в 1897 году.

Монолог читает учащийся

"Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам - их упорству, силе огромной:Представляю, с каким трудом проделали они этот путь - с севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они его прошли:

Склоняюсь перед их памятью, благодарю их самым дорогим словом, какое только удалось сберечь у сердца: они обрели - в себе и нам, и после нас - прекрасную родину. Красота ее, ясность ее поднебесная - редкая на земле".

В.Шукшин. "Слово о малой родине"

Слово ученика

Родилась Мария Сергеевна в 1909 году в Сростках. Семья Поповых была большая. С малых лет дети были приучены к труду, правде, человеческой порядочности и доброте. Потом все это Мария Сергеевна передала детям. Она сыграла огромную роль в духовном развитии сына, хотя сама была малограмотной - окончила два класса церковно - приходской школы. Тяга к матери, желание поделиться с ней своими проблемами и заботами остались у Шукшина на всю жизнь. Мать для него была самым интересным человеком. Василий Макарович признавался, что не знал отдыха лучше, чем сказки и песни матери, долгие и задушевные беседы с ней. И мать это подтверждала в своих воспоминаниях: "Бывало, до рассвета проговорим, а он, милый, все бы слушал да слушал". Многие истории, рассказанные матерью, составили впоследствии основы рассказов. А один из циклов, точный, документальный, так и называется "Сны матери". Не случайно признание писателя: "Я у нее научился писать рассказы".

Слово учителя

Босоногое детство Васи пришлось на предвоенные и военные годы. В 1933 году арестовали отца по линии НКВД - как тогда говорили. 28 апреля 1933 года Макар Леонтьевич Шукшин был расстрелян в Барнаульской тюрьме. Мать одна растила детей, Василия и Наташу.

Монолог читает ученик

В рабочих тетрадях писателя сохранился набросок, озаглавленный "Отец" и посвященный Макару Леонтьевичу Шукшину:

- Отца плохо помню. Помню - точно это было во сне - бежал за жнейкой по пыльной улице и просил его:

- Тять, прокати! Тять!

Еще помню: он лежал на кровати - прилег, а я разбежался от лавки и прыгнул ему на грудь. А он сказал:

- О, как ты умеешь!

Рассказывают, это был огромный мужик, спокойный, красивый:Насчет красоты - трудно сказать. У нас красивыми называют здоровых, круглолицых - "ряшка - во!"

Наверно, он был действительно очень здоровый. Фотографии его ни одной не осталось - не фотографировали.

Он был какой-то странный человек. Я пытаюсь по рассказам восстановить его характер. А может, не было еще никакого характера - он был совсем молодой, когда его "взяли" - 22 года.

Мать моя вышла за него "убегом". Собрала в узелок рубашонки, какие были платьишки - и айда. Ночью увез, на санях. А потом - ничего: сыграли свадьбу, все честь по чести:А потом жили неважно.

Отец был на редкость неразговорчивым. Он мог молчать целыми днями. И неласковый был:

Слово учителя

В середине 30-х годов Мария Сергеевна вышла замуж за Павла Николаевича Куксина.

Отчим Шукшина, Павел Николаевич, был большой доброты человек.

Слово ученика

Наталья Макаровна вспоминает: "Вася эту доброту оценил уже в зрелые годы. А вначале мальчишеская ревность к матери не давала ему покоя, и он выкидывал одну проделку за другой. Очень хотелось ему, чтобы отчим его тронул - в смысле - ударил, выпорол. Вот тогда бы он рассказал матери, и она бы выгнала отчима. Вася был ершист и никак не мог смириться с тем, что у нас появился чужой человек. Он по-детски игнорировал: мог закурить при нем, а потом, пожелтевший от одной затяжки, отлеживался. Но отчим, к счастью, не отгородился глухой стеной от нас и находил в себе силу и умение налаживать взаимоотношения с пасынком:

В 1942 году П.Н.Куксин погиб на фронте.

Слово ученика

Наталия Макаровна вспоминает: "Шла война, и начались для нас тяжелые времена. Голод и холод не покидали наш дом. Огород был маленьким. Все было засажено картошкой, кукурузой и овощами. Ели жмых, сою, терли картошку, пекли оладьи - ландорики (тертая картошка с добавлением муки). Но у нас и муки - то не было. Мама шила, вышивала, ткала людям и себе, словом - что-то зарабатывала на картошку, муку, крупу. Меняли, что можно было еще поменять. Помню, последнее, что оставалось, это нитки мулине. Вася пошел с ними в Образцовку (6 километров от Сросток) и на саночках привез маленькое ведерко (котелок) уже замерзшей картошки, но мы все равно ее терли и ели.

Выпадали у нас и праздники, когда мы стряпали пельмени. Но это было редко.

В школе зимой мы занимались в стареньких фуфайчонках. Валенки у Васи были подшиты, но эта подшивка отлетала, и он перетягивал ее веревочкой.

Зимы тогда были холодные, снежные. Бураны сменялись морозами да такими лютыми - ничто не спасало: ни одеяло на окна, ни тряпье на пороге у двери.

Зимой Вася ходил с холщовой сумкой, в которой вместе с учебниками были бабки. Играли мальчишки после школы на льду замерзшей Катуни. Бывало, прибежит домой, где-то за час до прихода мамы с работы, вытряхнет сумку, учебники - в одну сторону, бабки - в другую и, довольный, считает, сколько бабок выиграл:

Книги к нему пришли как-то не сразу, они не были его увлечением с детских лет, и он резко сменил бабки на книги. Читал все подряд без разбору.

Брал Вася книги из библиотеки и тайком из школьного шкафа, который стоял в коридоре. Это были тоненькие брошюры о Мичурине, Лысенко, "Происхождение жизни на земле" и много, много других.

Читал днем и ночью. Даже умудрялся читать при лунном свете или с жировухой:

В зимнее время мы залезали втроем на любимую русскую печку, ставили рядышком лампу. Вася ложился с краю, мама в середине, а я у стенки, и он читал нам. Злился, переживал, когда мы с мамой начинали засыпать, заставлял нас пересказывать прочитанное или рассказать на чем остановился. Но так как ни та, ни другая ничего не могли ответить - плакал.

Слово учителя

Позднее Шукшин напишет целый цикл рассказа "Из детских лет Ивана Попова". В них он расскажет о своем нелегком военном детстве, которое и обусловило его нравственные ценности, неповторимый мир Шукшина.

Из-за бедственного положения семьи вместо учебы в седьмом классе, он поехал в Онгудай к дяде Павлу учиться на бухгалтера. Насчет бухгалтера ничего не вышло:Седьмой класс он все-таки закончил, кое-как перебились.

Осенью 1944 года Василий поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там плохо. Ненавидел математику и физику, даже вождение его не привлекало. Много читал. Через два с половиной года бросил техникум, по словам Шукшина, "из-за неправильного понимания поведения поршней в цилиндрах". В 1947 году уехал из Сросток.

Монолог читает ученик

"Больно вспоминать. Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром по весне уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по светлому, как стеклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека, родного или знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. Я понимал. Ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел.

Слово учителя

В автобиографии напишет: "Работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках в Подмосковья. В 1949 году был призван в ряды Советской Армии.

Монолог читает ученик

"После демобилизации приехал домой. Во все времена много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамен на аттестат зрелости. Сдал. Только опять провалился по математике, остался на повторный экзамен. Осенью сдал. Считаю это своим маленьким подвигом - аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал".

Слово учителя

Весной 1954 года он уехал из Сросток учиться в Москву.

Монолог читает ученик

"Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумения в приемной комиссии. Насколько теперь понимаю, спасла меня письменная работа, которую задали еще до встречи с мастером. "Опишите, пожалуйста, что делается в коридорах ВГИКа в эти дни" - так приблизительно она называлась. Больно горячая была тема. Отыгрался я в этой работе. О чем спорим, о чем шутим, на что гневаемся, на что надеемся - все изложил подробно".

В.Шукшин. "Мне везло на умных и добрых людей, 1969 год"

Слово учителя

В.М.Шукшин был зачислен на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую М.И.Ромма.

В 1963 году Шукшин принят на работу режиссером на киностудию им. Горького и снимает на Алтае по своему сценарию фильм "Живет такой парень".

Напряженные годы учебы и работа в Москве, новые друзья и новые дела не затмили, не отодвинули образа "малой родины". Шукшин использовал малейшую возможность, чтобы побывать в родных краях, повидать мать.

Монолог читает ученик

"Черт его знает, какой-то ненормальный я человек. Иногда так убиваюсь по родной стороне, что места себе не нахожу. Весь свет клином на Алтае сошелся, и самое яркое окошко - мои Сростки. Ностальгия:и чего бы, кажется помнить? Военное лихолетье, холод да голод, безотцовщина, работа двужильная. А вот, поди ж ты! Нет ничего милее родного края, и краше, и святее:И фильм вот об этом задумал".

В.Шукшин. Из беседы с корреспондентом Е.Сорокиным 1963 г.

Слово учителя

Еще один плот напряженной работы В.М.Шукшина конца 60-х годов - сценарии фильма "Печки-лавочки".

Натурные съемки проходили в конце лета - начале осени 1971 года на Алтае. Это третий "алтайский" фильм Шукшина, но впервые он снимал картину именно в колыбельных своих местах - в Сростках и селах соседнего Советского района - Шульгин Лог и Платово. Впервые он снимал в фильме столько земляков, что могло показаться, что кино документальное. В фильме снялись его дочери Маша и Оля, мать Мария Сергеевна, жена Лидия Федосеева. Главную роль алтайского тракториста Ивана Расторгуева Шукшин сыграл сам.

В фильме остро прослеживается мысль: человеку всегда надо быть самим собой, всякая поза смешна. Человек, оторвавшийся от своего дела, от своей среды, теряет цену, становится смешон. Логичен конец фильма: Иван сидит босой на земле, на своем месте, при своем деле. Последний кадр снимался на Пикете. Отсюда открывается удивительной красоты панорама на село и его окрестности.

В 1972 году фильм вышел на экраны.

Иван Петрович Попов, троюродный брат В.М.Шукшина, в воспоминаниях пишет: ":Василий Макарович Шукшин сильно устал от сдачи фильма "Печки-лавочки". Хотел отдохнуть. Вызвали: "Срочно вылетай, вырезаем паром". Подпись. Сохранилась его телеграмма: ":билет нужен восьмое утро. Если возьмешь, телеграфируй два слова Сростки. Шукшин".

Расставание с родиной на этот раз было особенно тяжелым:

Мать потом вспоминала день отъезда сына. Помнит, что надвигалась гроза, и Вася сильно забеспокоился, что на доме нет громоотвода (дом у горы, под железной крышей). Решил сделать временный хотя бы, искал лестницу, нашел, - оказалась негодной, начал, было, делать новую:А машина уже ждет, сигналит:Уговорила мать оставить все до другого раза. Послушался, попрощался, от ворот снова вернулся, еще раз поцеловал и:уехал. Оказалось навсегда.

Монолог читает ученик

"Мама, одна просьба: пока меня нет, не придумывайте ничего с домом, т.е. не продавайте (твой, я имею в виду). Приеду, мы подумаем, как быть. У меня в мыслях-то - в дальнейшем - больше дома жить, а дом мне этот нравится. Вот после этой большой картины подумываю с кино связываться пореже, совсем редко, а лучше писать и жить дома. Не совсем, но подолгу, по году так:Это, если все будет хорошо. Тянуть эти три воза ужу как-то не под силу становится. И вот мечтаю жить и работать с удовольствием на своей родине. Здесь все идет своим чередом, ребятишки растут, квартиру, наверное, дадут хорошую. Сплю и вижу, как мы с тобой вместе живем. Так что пока повремени с домом. Я понимаю, что трудно, родная моя, но вот приеду - придумаем, как облегчить положение".

В.М.Шукшин, из письма к матери, 1972 год

Слово учителя

По воспоминаниям Анатолия Заболоцкого, последнего месяца жизни Шукшин нервничал. Торопился давать интервью, после каждого уговаривал себя - последнее. Чего-то внутренне боялся. На бегу успевал осмыслить накопленные сведения из добытых источников и архивов: "Что происходить с нами сегодня? Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени - демагог. Не промахнуться тактически. Я достану его с помощью слова, а скорее - в кино".

В.Шукшин

Боялся не успеть:Сердце не выдержало нагрузок. Шукшин умер с первого на второе октября 1974 года в станции Клетской Волгоградской области во время съемок фильма "Они сражались за родину" в каюте теплохода "Дунай", где жила съемочная группа.

Слово ученика

Мария Сергеевна тяжело переживала смерть любимого сына, ее горе было велико и неотступно. Мать по-прежнему посылала письма сыну, теперь на его могилу.

":Дитенок мой, дитенок, прости меня: я тебя потопила своей слезою горькою. Не могу я ни на одну минуточку забыться. Были бы у меня крылышки, я бы каждый день летала на твою могилочку. Мне бы легче было:Сын ты мой любимый, светлая тебе память, ласка ты моя несчастная".

Слово учителя

Творчество В.М.Шукшина связано с "малой родиной" - Алтаем.

Имя Шукшина многие годы приводит в Сростки почитателей его таланта. Здесь, на родине писателя, с 1976 года проводятся Шукшинские чтения, которые впоследствии переросли в Шукшинские дни на Алтае с проведением литературного праздника на горе Пикет. На эту гору собираются тысячи людей из разных уголков России, из-за рубежа, чтобы поклониться земле, на которой родился и вырос человек, всю жизнь искавший правду, человек с обостренным чувством справедливости.

Ученик читает стихотворение

Дождь.
Потемневшие подмостки.
Портрет огромный Шукшина.
Внизу - как на ладони -
        Сростки.
А на Пикете - вся страна.
И в тишине, смыкая плечи,
былого вспоминая дни,
звучат по искренности речи
рассказом Шукшина сродни.
Печаль и гордость изрекают
такие разные уста.
И слезы памяти стекают
с калины в глубину пласта.
Он, этот пласт духовный -
дети, внуки,
те, кто не продаст Россию
ни за что на свете,
а значит - Шукшина и нас!
Надежда Абрамова

Итог урока

Мы прослушали монологи Шукшина о своей "малой родине"

- Что значит для Шукшина родина? (рассуждения учеников)

- Какие нравственные ценности вынес он из Сросток? (рассуждение учеников)

У Шукшина приоритетами и ценностями были мать, родственники, друзья, село Сростки, люди, которые жили там.

И прекрасна моя родина - Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать ее бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал бы этим простором.

В.Шукшин. Рассказ "Рыжий"

Родина:Что-то остается у нас от родины такой, что живет в нас всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы ее, родину, когда- нибудь еще увидим. А живет в нас от всей родины или косогор какой-нибудь, или дом, или отсыревшее бревно у крыльца, где сидел когда-то глухой весенней ночи и слушал ночь:

В.Шукшин. "Любавины"