Литература
-
Урок литературного чтения. Е.Чарушин. "Кабан". 4-й класс 2012
Для проверки домашнего задания используется прием театрализации. Выборочное чтение помогает разрешить проблему, поставленную перед учениками. Различные виды работ позволяют активизировать работу на уроке: мини-доклад, словарная работа, беседа, повторное чтение, «Фотоглаз», межпредметные связи, «Ловушка». В течение всего урока проводится работа по развитию речи учащихся.
-
Урок литературы в 7-м классе. Рассказ А.Чехова "Толстый и тонкий". Нравственный облик героев 2012
Цели урока: познакомить учащихся с новым произведением, проследить проблемы, затронутые в нем, проследить, как решается проблема нравственности; пробудить в детях интерес к литературе, совершенствовать умение выражать свои мысли в устной речи, умение анализировать произведение, выделять главное, делать выводы.
-
Мастерская построения знаний по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий". 6-й класс 2012
Урок построен с применением технологии мастерской построения знаний, что позволяет развивать творческое воображение, творческое мышление учащихся через анализ художественного текста. Вдумчивая работа над рассказом А.П. Чехова помогает увидеть особенности художественной манеры писателя, воспитывает читательскую культуру школьников.
-
Масстер-класс "Словотворчество" 2012
В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. В современных условиях образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их объеме.
-
Урок литературы в 9-м классе с применением элементов технологии развития критического мышления и элементов проектно-исследовательской технологии "Тема любви в лирике А.Пушкина" 2012
Цель урока – обеспечить усвоение знаний по теме урока через знакомство с любовной лирикой А.С. Пушкина.
-
"Что осталось от крылатых надежд?" (По повести И.С.Тургенева "Ася") 2012
Цель работы – развитие навыков работы с эпическим текстом на примере произведений И.С. Тургенева: повести "Ася" и стихотворения «Я шел среди высоких гор».
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2012
Урок способствует пополнению знаний учащихся о жизни и творчестве великого поэта. Воспитывается интерес, любовь к литературному наследию русского гения, через другие виды искусств вызывается стремление к познанию истоков русской литературы, русской культуры, её значимости в жизни человека и актуальности. Показывается красота слога поэзии Пушкина, обогащается лексикон учащихся при работе над выразительностью чтения пушкинских строк.
-
Урок-исследование по теме "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – "малая энциклопедия его сатиры" 2012
Цель урока – развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок, ассоциативного мышления, обучение сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.
-
Интеллектуальное казино для учащихся 5–6-х классов 2012
Данная игра может быть проведена в конце учебного года в качестве интегрированного, повторительно-обобщающего урока или в качестве завершающего классного часа. Задания различного уровня сложности позволят, с одной стороны, проверить успешность усвоения учащимися учебного материала, а с другой – дадут возможность поучаствовать в обсуждении даже заведомо «слабым» ребятам. Нестандартная форма позволяет учителю в полной мере реализовать как обучающие, так и развивающие и воспитательные задачи.
-
Интегрированный мастер-класс "Конфликт поколений" 2012
Интегрированное занятие по литературе, обществознанию и психологии, которое можно использовать в работе с учащимися старших классов, родителями, педагогами. Цель занятия: выяснить, почему возникают конфликты между «отцами» и «детьми», опираясь на текст «Притчи о блудном сыне», понятия обществознания и психологии; определить, как можно разрешать подобные конфликты. Занятие построено в технологии ТРКМ (технология развития критического мышления).
-
Барды России "От Вертинского… до Высоцкого" 2012
На уроке показывается важное место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; значение творчества поэтов и трагическое положение истинных поэтов России.
-
Обучение грамоте. Урок "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в" 2012
Урок направлен на совершенствование звуко-буквенного анализа слов. Урок начинается с ситуации, направленной на закрепление ранее изученного материала и выделение нового. В конце урока проведена педагогическая и психологическая диагностика, которая помогла проверить, как обучающиеся усвоили тему урока, выполнив задание на выбор.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе "Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери 2012
Учащиеся отрабатывают навыки чтения, анализа текста, планирования ответа, используя для работы произведение А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
-
«Мне моя Русь дороже всего на свете…» Жизнь и творчество И.С. Тургенева 2012
Урок-презентация с использованием писем, воспоминаний, фрагментов произведений, романса позволяет не только познакомиться с личностью писателя, но и даёт возможность прочувствовать его возвышенную русскую душу. Особый эмоциональный настрой, исключительный материал, выразительный рассказ учителя и подготовленных учащихся – всё это развивает особый интерес к личности писателя-патриота, его творческому наследию.
-
Пейзажная лирика А.А. Фета. 10-й класс 2012
Цель урока литературы в 10-м классе по теме "Пейзажная лирика А.А. Фета" – выявить идейно-художественное своеобразие пейзажной лирики А.А. Фета, проникнуть в художественный мир поэта, проанализировать изобразительные приемы, связанные с созданием образа природы в поэзии Фета.
-
Урок-практикум по теме "Второстепенные члены предложения. Определение". Стихи М.Карима на уроке русского языка 2012
На уроке расширяются представления учеников об определении. Учитель дает понятие о согласованном и несогласованном определении на примере лирики М.Карима. Урок способствует воспитанию эстетического отношения к слову; развивает у ребят умение пользоваться теоретическим материалом на практике.
-
Серия уроков по литературе. 5–7-е классы 2012
Цели урока: дать понятие о жанре святочного (рождественского) рассказа; познакомить с историей возникновения святочного рассказа; воспитывать чувства милосердия, сострадания.
-
Деятельностный подход к обучению на уроках литературы 2012
Статья помогает формировать мышление через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия).
-
Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (на примере развития женских образов) 2012
Вопрос о счастье - это вопрос не праздный. Наверное, нет на свете человека, который не задумывался бы об этом. Но выпадает оно не каждому; почему? В романе Л.Н. Толстого рассказывается о многих героинях, многие женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание писатель уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и Марьи Болконской. На уроке ребята прослеживают, как складывались судьбы героинь и кому из них выпало счастье.
-
Сценарий литературного вечера "А.С. Пушкин в Михайловском" 2012
Сценарий литературной гостиной посвящен жизни и творчеству А.С. Пушкина, периоду ссылки поэта в Михайловское.
-
Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс" 2012
Цель урока – в подведении учащихся к пониманию нравственного смысла, проблематики и художественного своеобразия очерка В.Г. Короленко «Парадокс»; совершенствовании навыков анализа художественного текста, развитии умения работать, творчески общаться в малых группах.
-
Тема Родины в русском искусстве 2012
Урок предназначен для проведения в 7-х классах общеобразовательных школ. Его цель – раскрытие связи между различными видами искусства при изображении темы Родины. Во главу угла ставится задача – развить творческие способности, а также продолжить работу над совершенствованием речи учеников. Урок проходит в очень непринужденной атмосфере, содержит игровые элементы, дает множество дополнительной информации, что позволяет учащимся расширить кругозор.
-
Урок литературы в 11-м классе "Серебряный век русской поэзии" 2012
Урок проведен в форме литературной гостиной. Такая форма урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышает интерес к урокам литературы, способствует развитию творческих способностей обучающихся. Материал может быть использован во внеклассной работе.
-
Лексико-грамматическая работа при анализе стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста" 2012
На уроке анализируется язык произведения, роль эпитетов, глаголов, оценочных суффиксов, подбор автором слов в той или иной описываемой ситуации, местоимений, распространённых и нераспространённых предложений. Цель работы - на доступном уровне объяснить учащимся 5–6-х классов роль слова, морфемы, построение предложения в тексте.
-
Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт" 2012
Урок проводится с использованием технологии проблемного обучения. Работа в группах, в каждую из которых входят учащиеся разных уровней обученности, позволит провести урок плодотворней. Это первый урок в серии уроков, запланированных на изучение творчества С.Есенина.
-
Урок-суд по теме «Обман и наказание в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"» 2012
Урок проводится в 6-м классе при знакомстве с творчеством В.П. Астафьева. Урок разработан на основе игровой технологии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Ролевая игра на уроках литературы используется для усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей и воспитания адаптивной личности.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу Т.Крюковой "Единожды солгавший" 2012
Цель урока: познакомить ребят с творчеством современной детской писательницы Тамары Крюковой, её рассказом "Единожды солгавший"; сформировать средствами литературы способность понимать себя и своих родителей, любить жизнь во всех её проявлениях; воспитывать читательский вкус.
-
"Когда строку диктует чувство" 2012
Цели и задачи урока: привлечь внимание учащихся к ярким поэтическим личностям начала XIX века; помочь осознать своеобразие лирики каждого поэта; попытаться осмыслить вклад каждого из них в поэзию и литературу; акцентировать внимание учащихся на духовном родстве с гением Пушкина; учить детей чувствовать лирическое произведение.
-
План-конспект урока "Золотые россыпи" 2012
В статье представлен итоговый урок с применением электронных образовательных ресурсов по изученным жанрам фольклора в форме КВН. Данный формат урока позволяет в игровой форме обобщить знания, учит правильно использовать в речи подростков пословицы и поговорки.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Маленький солдат" 2012
Урок внеклассного чтения в 5-м классе служит формированию гражданских качеств обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования, призван познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат», развивать умение работать с художественным текстом, воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.