Урок "Гуманизм в произведении "Левша" Н.С. Лескова"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Актуализировать субъектный опыт учащихся;
  2. развивать умение филологического анализа; обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики в ее светской и церковной интерпретации;
  3. воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Первый этап урока

Предлагаю учащимся “ погрузиться” в текст и вспомнить некоторые особенности жанра и стиля произведений Н.С.Лескова.

Поединок знатоков:

  1. Похож ли левша на героя русских народных сказок?
  2. Какая русская пословица легла в основу сказа Н.С.Лескова?
  3. Как называет сказитель в “Левше” таблицу умножения и почему?

Все ответы обосновать.

Выписать в тетрадь фразы и слова из текста, созданные автором по принципу народной этимологии, и объяснить их значение.

Учащиеся делают вывод о сказе как особом жанре литературы: сказ ведется в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. В сказе имеются следующие особенности: обрамление сюжета, причем обрамляющие эпизоды имеют нравственно-поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.

Проверка письменной домашней работы: “ Как вы понимаете выражение: “вера у нас полнее”?”

Второй этап урока.

Слово учителя:

Мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра, но каждый писатель – яркая индивидуальность. У Лескова, например, сказ служит :изображением любимых персонажей, именуемых праведниками. А теперь определите задачи нашего урока.

Слово учителя:

Праведник – важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому его значение можно найти в любом толковом словаре. Определите значения данного слова и запишите в тетрадь:

  1. человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов;
  2. человек, исповедующий Заповеди Божии.

Теперь выстраиваем ассоциативный ряд к слову. Дети создают примерно такой ряд: благочестивый, справедливый, правильный. Данный прием учит детей предугадывать развитие ситуации, развивает интуицию. Далее выясняю, какие Заповеди Божии знают учащиеся. Проецируется слайд со страницами православного “Букваря”. Делаем вывод: праведник– это человек, живущий по Заповедям Божиим. Вспоминаем Ноя, Иова (Библия), старца (“Сказание о белгородском киселе”).

Слово учителя:

Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни. О них мы узнаем не только на уроках литературы, но и на уроках истории России. Вспомним, например, о митрополите Филиппе Колычеве, который был собственноручно задушен Малютой Скуратовым в 1568 году за то, что призывал Ивана Грозного убояться суда Божия. Святой Филипп, взывая к совести царя, в одной из своих проповедей сказал: “Во всем мире можно встретить милосердие, а на Руси нет сострадания даже к невинным и к правым”. Иными словами, праведник жертвует собой ради других людей.

Дети делают вывод: праведник – нравственная основа любого христианского государства (с понятием нравственность дети знакомы).

Создаю рабочие группы и даю задание.

Наша задача – выяснить, является ли левша праведником.

Вопросы:

  1. Почему сказитель выбрал форму сказа? Ответ обосновать.
  2. Почему слово “левша” пишется Н. С. Лесковым с маленькой буквы?

Ответы детей примерно таковы:

Жанр сказа помогает писателю рассказать о своем герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей. Все, что мы узнаем о левше, – это правдивое изображение характерных черт русской жизни. Слово “левша” пишется со строчной буквы, так как это и любой русский человек, его обобщенный образ.

Выясняем черты характера левши (идет работа с текстом): скромность, открытость, трудолюбие, честность, верность Родине. Дополняю ответы детей (скромность – имени левши нет на подковинке).

Находим в тексте слова английского полшкипера, характеризующие левшу: “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”. Работая с текстом далее, находим, как показывает Лесков отрицательные качества своего героя, и выясняем: пьянство – гипербола, необразованность – гипербола, портрет левши во время приема у царя – гипербола, крестится левой рукой – легкая ирония). Теперь предлагаю сделать вывод и представить его в виде таблицы:

Идеалы левши Подтверждение текстом Мои идеалы
Родина

семья

православная вера

“…мы в науках не зашлись, но только отечество верно преданные”

“…тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка”

“…наша русская вера самая правильная и как верили праотцы, так же точно должны верить и питомцы”

Эту часть таблицы ученики заполняют самостоятельно

Данный метод работы с таблицей позволяет проанализировать поведения героя с точки зрения своего опыта. Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках (список черт может варьироваться), проявляется как своеобразие каждого ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.

Дети делают вывод: положительные черты характера героя не оттеняются отрицательными, так как последние либо преувеличены, либо показаны смягченно-иронически.

Слово учителя:

Итак, мы познакомились с образом героя-праведника, творящего нецерковный подвиг человеколюбия. Ребята, сегодня мы много говорили об отношениях между людьми, о гуманных поступках, сочувствии, сострадании, милосердии, любви. Давайте же не будем ждать и подарим это друг другу прямо сейчас. Возьмитесь за руки или соедините ладони и мысленно подарите друг другу через руки кусочек радости и счастья, порцию доверия, любви или уважения (соединить ладони по кругу).

Далее использую прием, называемый “Сад моей души”. Цель: осознать свою ценность и значимость вне зависимости от внешних ситуаций: Закройте глаза и понаблюдайте за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой травой, слышите шелест листьев и пенье птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Но вот впереди вы замечаете необычное сияние. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Подойдите и всмотритесь в него. Он неповторим и прекрасен. Откройте глаза и и взгляните на мир так, как его видит этот цветок, что он чувствует, что думает, как ему в этом мире. Оглянитесь еще раз. Это был сад, сад вашей души .Пусть в ней найдется место милосердию ,гуманности.

Третий этап урока.

Учащиеся получают домашнее задание творческого характера: телеграмма.

– Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
– Написать в телеграмме пожелание герою произведения.
– Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.