Задачи развивающего обучения, растущий объем знаний при недостаточном количестве учебных часов на усвоение требуют особого внимания ко всем формам самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время в обучении и развитии.
Умение самостоятельно пополнять знания при изучении литературы в конечном итоге сводится к умению читать художественную литературу.
Чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму: вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Поэтому очень важно обращение к индивидуальным заданиям. С ними связана степень углубления в произведение, возможность рассмотреть большой объем материала. Фронтальные задания ориентируют всех учащихся в работе над произведением. Групповые задания прививают навык коллективной работы в одних случаях, возможность сверить результаты своего труда с результатами товарищей - в других. Индивидуальные задания воспитывают чувство ответственности за порученное дело, помогают формировать навыки умственной и трудовой деятельности.
Индивидуальные задания. Под индивидуальным заданием следует понимать всякий вид учебной деятельности школьника, выполненный в одиночку самостоятельно или под руководством учителя. Индивидуальное задание может носить как сообщающий, так и творческий характер; выполняться как в классе, так и дома. Творческое индивидуальное задание предпочтительно на тех этапах работы, когда учащиеся уже получили некоторое представление об авторе, о произведении. Оно может преследовать цели совершенствования навыков и умений активного ученика, стимулировать деятельность пассивного.
В старших классах наиболее часто использую такие виды индивидуальных заданий, как: доклад, сообщение, анализ образа, эпизода, сцены, целого небольшого произведения.
Возможны и другие задания. Например, при изучении творчества М. Горького в XI классе предлагаю такие индивидуальные задания:
- Роль обрамления в композиции рассказа "Старуха Изергиль".
- История создания и первой постановки пьесы "На дне".
- Как раскрывается жизненная позиция Луки в его рассказах о белых каторжниках и о "праведной земле".
Групповые задания. Следует различать групповое задание, требующее совместной деятельности учащихся и не требующее ее, когда каждый ученик в группе решает по-своему общую учебную задачу.
В первом случае речь идет о коллективной деятельности, в которую каждый вносит часть своего труда. Совокупность частей образует целое. Такое задание требует от старшеклассников заблаговременной подготовки. В совместной групповой деятельности оформляются тематические стенды, выпускаются литературные газеты и альбомы; готовится чтение в лицах, коллективные рецензии; разрабатываются киносценарии и инсценировки, заочные экскурсии, презентации.
Во втором случае две-три группы учащихся выполняют разные, но сходные задания, ориентированные на разбор произведения, которые реализуются в индивидуальном ответе, во фронтальной беседе или в диспуте.
Групповое задание дает школьникам возможность активно дополнять или оспаривать ответ товарища, сопоставлять чужие знания и умения со своими.
При этом я могу сравнивать знания, навыки, творческий подход к выполнению заданий разных учеников одной группы. Групповые задания экономят время учащихся и позволяют коснуться на уроке значительного объема материала.
На различных этапах изучения творчества М. Горького можно предложить следующие групповые задания:
- Собрать материал по теме "Жизнь и творчество А.М. Горького". Оформить экспозицию, презентацию, заочную экскурсию.
- Написать коллективную рецензию на горьковский спектакль, идущий на сцене театра или показанный по телевизору.
- Проанализировать (по группам) образы Ларры, Изергиль, Данко по такому плану: портретная характеристика; что герой "сделал... для людей"; место образа в воплощении идейного замысла Горького ("Старуха Изергиль").
- Подготовить для чтения по ролям экспозицию пьесы "На дне" (до прихода Луки) или другие сцены.
Групповые задания предоставляют больше возможностей для самостоятельных выводов и обобщений, нежели задания фронтальные.
Фронтальные задания. Эти задания предлагаются всему классу, часто без указания на пути реализации. Они обычно сопровождаются указаниями учителя: прочитать, выучить, знать, подумать, ответить на вопросы.
Фронтальные задания ведут к последующему выявлению восприятия художественного слова, готовят класс к совместной работе в различных фронтальных ее формах; способствуют подведению итогов, обобщению изученного.
Во фронтальных заданиях должны решаться те проблемы, мимо которых нельзя пройти при изучении произведения без утраты представления о его идейно-эстетическом целом. Ведь очень важно, изучая отдельные образы, эпизоды, проблемы, все время соотносить их между собой, рассматривать как единое целое.
"Война и мир". Андрей Болконский возвращается из Отрадного. "Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему".
Лучшие минуты жизни. Но почему рядом оказались Аустрелиц и Пьер на пароме. В чем связь между Пьером на пароме и девочкой, взволнованной красотой ночи? И как это понять: мертвое укоризненное лицо жены и : лучшие минуты жизни? Только раскрыв те сцепления, которыми связаны эти сцены, можно понять и состояние Болконского, возвращающегося из Отрадного, и каждую из этих сцен в отдельности, и весь путь Болконского в целом, и, главное, личность самого Андрея Болконского.
"Лучшие минуты жизни Андрея Болконского" - так формулирую тему сочинения.
Какие они, эти лучшие минуты жизни, что объединяет их и как они раскрывают Андрея Болконского - вот о чем должны рассказать десятиклассники.
Вот такие задачи я решаю в ходе организации фронтальной, а затем и индивидуальной работы учащихся.
Особое значение приобретает разделение заданий на индивидуальные, групповые и фронтальные при проведении уроков внеклассного чтения. Поэтому при анализе произведения, отобранного для внеклассного чтения, я направляю движение анализа произведения к трем уровням: общему, конкретному и частному.
Общий уровень анализа обеспечивается фронтальными заданиями. Конкретный уровень анализа обеспечивается групповыми заданиями. Частный уровень анализа обеспечивается индивидуальными заданиями.
Именно задача рассмотреть всю художественную структуру в малый срок вызывает необходимость сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных заданий на уроках внеклассного чтения.
Я стремлюсь построить урок так, чтобы выявить внутренние связи между сюжетно-смысловыми узлами произведения. Не описывая всего хода работы, покажу общее направление в деятельности учителя и учащихся при изучении повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..." В этой повести можно выделить три сюжетно-смысловых узла: до боя с фашистами, во время боя, эпилог. Соответственно композиционной структуре повести предлагаю три группы вопросов и заданий.
- Как складываются отношения Васкова с его солдатами до встречи с фашистами? Чем эти отношения обусловлены? На чьей стороне симпатии автора, что помогает их определить?
Эти вопросы по начальным эпизодам повести явились первой частью фронтального задания к уроку.
- Почему изменились и какими стали взаимоотношения девушек-зенитчиц и Васкова во время преследования фашистов и в ходе боевых действий?
В работе над этим материалом повести было предложено пять индивидуальных заданий соответственно пяти образам девушек: пересказать историю жизни и обстоятельства смерти героини. Ответить на вопрос: почему победа оказалась на стороне слабых и неопытных девушек и старшины?
- Какую роль в повествовании играет эпилог, что он добавляет к рассказанному? Этот вопрос - вторая часть фронтального задания.
Беседой об идейно-художественной роли эпилога урок завершается.
Основное содержание самостоятельной работы учащихся при изучении литературы - чтение. Конечная цель - воспитание самостоятельного творческого читателя, способного осознанно эмоционально оценить художественное произведение в целом. Использование фронтальных, групповых и индивидуальных заданий на уроках способствует достижению этой цели.