Фронтальные, групповые и индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах

Разделы: Литература


Задачи развивающего обучения, растущий объем знаний при недостаточном количестве учебных часов на усвоение требуют особого внимания ко всем формам самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время в обучении и развитии.

Умение самостоятельно пополнять знания при изучении литературы в конечном итоге сводится к умению читать художественную литературу.

Чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму: вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Поэтому очень важно обращение к индивидуальным заданиям. С ними связана степень углубления в произведение, возможность рассмотреть большой объем материала. Фронтальные задания ориентируют всех учащихся в работе над произведением. Групповые задания прививают навык коллективной работы в одних случаях, возможность сверить результаты своего труда с результатами товарищей - в других. Индивидуальные задания воспитывают чувство ответственности за порученное дело, помогают формировать навыки умственной и трудовой деятельности.

Индивидуальные задания. Под индивидуальным заданием следует понимать всякий вид учебной деятельности школьника, выполненный в одиночку самостоятельно или под руководством учителя. Индивидуальное задание может носить как сообщающий, так и творческий характер; выполняться как в классе, так и дома. Творческое индивидуальное задание предпочтительно на тех этапах работы, когда учащиеся уже получили некоторое представление об авторе, о произведении. Оно может преследовать цели совершенствования навыков и умений активного ученика, стимулировать деятельность пассивного.

В старших классах наиболее часто использую такие виды индивидуальных заданий, как: доклад, сообщение, анализ образа, эпизода, сцены, целого небольшого произведения.

Возможны и другие задания. Например, при изучении творчества М. Горького в XI классе предлагаю такие индивидуальные задания:

  1. Роль обрамления в композиции рассказа "Старуха Изергиль".
  2. История создания и первой постановки пьесы "На дне".
  3. Как раскрывается жизненная позиция Луки в его рассказах о белых каторжниках и о "праведной земле".

Групповые задания. Следует различать групповое задание, требующее совместной деятельности учащихся и не требующее ее, когда каждый ученик в группе решает по-своему общую учебную задачу.

В первом случае речь идет о коллективной деятельности, в которую каждый вносит часть своего труда. Совокупность частей образует целое. Такое задание требует от старшеклассников заблаговременной подготовки. В совместной групповой деятельности оформляются тематические стенды, выпускаются литературные газеты и альбомы; готовится чтение в лицах, коллективные рецензии; разрабатываются киносценарии и инсценировки, заочные экскурсии, презентации.

Во втором случае две-три группы учащихся выполняют разные, но сходные задания, ориентированные на разбор произведения, которые реализуются в индивидуальном ответе, во фронтальной беседе или в диспуте.

Групповое задание дает школьникам возможность активно дополнять или оспаривать ответ товарища, сопоставлять чужие знания и умения со своими.

При этом я могу сравнивать знания, навыки, творческий подход к выполнению заданий разных учеников одной группы. Групповые задания экономят время учащихся и позволяют коснуться на уроке значительного объема материала.

На различных этапах изучения творчества М. Горького можно предложить следующие групповые задания:

  1. Собрать материал по теме "Жизнь и творчество А.М. Горького". Оформить экспозицию, презентацию, заочную экскурсию.
  2. Написать коллективную рецензию на горьковский спектакль, идущий на сцене театра или показанный по телевизору.
  3. Проанализировать (по группам) образы Ларры, Изергиль, Данко по такому плану: портретная характеристика; что герой "сделал... для людей"; место образа в воплощении идейного замысла Горького ("Старуха Изергиль").
  4. Подготовить для чтения по ролям экспозицию пьесы "На дне" (до прихода Луки) или другие сцены.

Групповые задания предоставляют больше возможностей для самостоятельных выводов и обобщений, нежели задания фронтальные.

Фронтальные задания. Эти задания предлагаются всему классу, часто без указания на пути реализации. Они обычно сопровождаются указаниями учителя: прочитать, выучить, знать, подумать, ответить на вопросы.

Фронтальные задания ведут к последующему выявлению восприятия художественного слова, готовят класс к совместной работе в различных фронтальных ее формах; способствуют подведению итогов, обобщению изученного.

Во фронтальных заданиях должны решаться те проблемы, мимо которых нельзя пройти при изучении произведения без утраты представления о его идейно-эстетическом целом. Ведь очень важно, изучая отдельные образы, эпизоды, проблемы, все время соотносить их между собой, рассматривать как единое целое.

"Война и мир". Андрей Болконский возвращается из Отрадного. "Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему".

Лучшие минуты жизни. Но почему рядом оказались Аустрелиц и Пьер на пароме. В чем связь между Пьером на пароме и девочкой, взволнованной красотой ночи? И как это понять: мертвое укоризненное лицо жены и : лучшие минуты жизни? Только раскрыв те сцепления, которыми связаны эти сцены, можно понять и состояние Болконского, возвращающегося из Отрадного, и каждую из этих сцен в отдельности, и весь путь Болконского в целом, и, главное, личность самого Андрея Болконского.

"Лучшие минуты жизни Андрея Болконского" - так формулирую тему сочинения.

Какие они, эти лучшие минуты жизни, что объединяет их и как они раскрывают Андрея Болконского - вот о чем должны рассказать десятиклассники.

Вот такие задачи я решаю в ходе организации фронтальной, а затем и индивидуальной работы учащихся.

Особое значение приобретает разделение заданий на индивидуальные, групповые и фронтальные при проведении уроков внеклассного чтения. Поэтому при анализе произведения, отобранного для внеклассного чтения, я направляю движение анализа произведения к трем уровням: общему, конкретному и частному.

Общий уровень анализа обеспечивается фронтальными заданиями. Конкретный уровень анализа обеспечивается групповыми заданиями. Частный уровень анализа обеспечивается индивидуальными заданиями.

Именно задача рассмотреть всю художественную структуру в малый срок вызывает необходимость сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных заданий на уроках внеклассного чтения.

Я стремлюсь построить урок так, чтобы выявить внутренние связи между сюжетно-смысловыми узлами произведения. Не описывая всего хода работы, покажу общее направление в деятельности учителя и учащихся при изучении повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..." В этой повести можно выделить три сюжетно-смысловых узла: до боя с фашистами, во время боя, эпилог. Соответственно композиционной структуре повести предлагаю три группы вопросов и заданий.

  • Как складываются отношения Васкова с его солдатами до встречи с фашистами? Чем эти отношения обусловлены? На чьей стороне симпатии автора, что помогает их определить?

Эти вопросы по начальным эпизодам повести явились первой частью фронтального задания к уроку.

  • Почему изменились и какими стали взаимоотношения девушек-зенитчиц и Васкова во время преследования фашистов и в ходе боевых действий?

В работе над этим материалом повести было предложено пять индивидуальных заданий соответственно пяти образам девушек: пересказать историю жизни и обстоятельства смерти героини. Ответить на вопрос: почему победа оказалась на стороне слабых и неопытных девушек и старшины?

  • Какую роль в повествовании играет эпилог, что он добавляет к рассказанному? Этот вопрос - вторая часть фронтального задания.

Беседой об идейно-художественной роли эпилога урок завершается.

Основное содержание самостоятельной работы учащихся при изучении литературы - чтение. Конечная цель - воспитание самостоятельного творческого читателя, способного осознанно эмоционально оценить художественное произведение в целом. Использование фронтальных, групповых и индивидуальных заданий на уроках способствует достижению этой цели.