Цели:
- Образовательные:познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретны навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.
- Развивающие:развивать творческие способности учащихся, способность развитию логического мышления; продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста.
- Воспитательные:воспитание у школьников активной жизненной позиции, интереса к изучению литературы.
Оборудование:
- Написанный на ватмане эпиграф занятия: «Хорошо читать – это значит рассуждать, значит мыслить вместе с автором». М.А.Рыбникова.
- Тексты произведений современных авторов.
- Индивидуальные карточки с числовордом.
- Памятка «Как писать рецензию».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Актуализация изученного материала
Учитель:Ребята, вашему вниманию предлагается числоворд, разгадав который, вы узнаете, о каком жанре сочинений пойдет речь на нашем занятии.
Работа с индивидуальными карточками.
Числоворд:
1,2,19,2,6,3,4,5 6,7 8,4,9,2,1,7,9,10,1`,6,11,2 12,1,11;4,3,13,2,20,2,6;4,2.
1,7,14,12,10,9,4,6 – автор повести «Деньги для Марии»;
11,9,3,15,13 – жанр сочинения;
16,12,4,18,1,7,17 – изречение, краткая цитата,
предпосланная произведению или его части и
характеризующая их основную идею.
13,2,14,6,7 – время года.
Ученик: Ответом нашему числоворду
служит фраза: «Рецензия на литературное
произведение».
Автор повести «Деньги для Марии» – В.Г. Распутин;
Жанр сочинения – отзыв;
Изречение, краткая цитата, предпосланная
произведению или его части и характеризующая
основную идею – это эпиграф;
Время года – весна.
Учитель: Вы правильно разгадали числоворд. Действительно, мы на нашем занятии поговорим о рецензии.
Речевая разминка
– Прочитайте высказывание М.А. Рыбниковой про себя. Как вы понимаете его смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл данного высказывания? (Хорошо читать, рассуждать, мыслить)
II. Формирование умений и навыков
Ученик: Вам известна роль книги в
жизни каждого человека. Одни увлекаются
детективной литературой, другим по душе
фантастика и приключения, третьи зачитываются
произведениями о животных. Есть свои
пристрастия, свои читательские интересы и у
каждого из вас. Вы уже умеете выражать их,
высказывать свое личное мнение о прочитанном,
то есть писать отзыв на произведение.
– Вспомните, что такое отзыв? (Отзыв – это
мнение о прочитанном, впечатление, которое
осталось после прочтения произведения, оценка
произведения.)
– Но более полную и глубокую оценку прочитанному
произведению содержит рецензия на произведение
художественной литературы.
– Что же такое рецензия? Какое определение
рецензии дает «Краткий литературоведческий
словарь»?
Ученик: Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения.
Ученик 2. Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.
Учитель: Главная задача нашего занятия – познакомить вас, ребята, с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение вами жанровых особенностей сочинений-рецензий. Объясните значение записанных на доске однокоренных слов: рецензировать, рецензент, рецензия.
Ученик: Рецензировать – значит писать рецензию; рецензент – автор рецензии; рецензируемое произведение – произведение, на которое пишется рецензия.
Учитель: Вы, ребята, совершенно правы. К тому же данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких задач. Первая – информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Если речь идет о литературном произведении, то о появлении его в печати. Это, как правило, вступление к рецензии.
Ученик: Вступление может сразу же
обращать к личности писателя, тогда сведения о
книге содержатся в подзаголовке рецензии.
Например: «Суровый быт в пастельных тонах»
Михаил Тарковский. За пять лет до счастья.
Повести и рассказы. – Москва. 2001 год.
«Есть много писателей, которые, покинув родные
пенаты, клянут проглотившие их города и с
сентиментальной слезой выписывают
ностальгические портреты былого рая. Есть много
писателей, родившихся среди асфальта и бетона,
способных выехать на денек на дачу или рыбалку,
мечтательно вздыхающих о недостижимом – бросить
все к черту и зажить наконец-то по-настоящему – в
глухом и не тронутом цивилизацией углу. И есть по
крайней мере один писатель, решившийся на это
встречное движение, променявший сумасшедшую и
шумную Москву на поселок Бахта дикого
Туруанского края» (М. Ремизова)
Учитель: Обратим внимание, что
рецензия предполагает живой, непосредственный
отклик на только что появившееся
произведение.
Вторая задача рецензии – критическая. В основной
части рецензии автор разбирает, истолковывает
ее нравственно-философское содержание,
анализирует события, компоненты формы (сюжет,
композицию, систему действующих лиц, язык
произведения). Причем необязательно
рассматривать все аспекты содержания и формы.
Можно затронуть лишь те, которые наиболее
существенны.
Ученик: Вот как определяет тему книги
Константина Воробьева рецензент: «Повесть «Это
мы, Господи!» о наиболее драматическом явлении
войны – красноармейцах и командирах, попавших в
плен к врагу.
Долгое время эта тема находилась под запретом,
должно быть, с той поры, когда Верховный
Главнокомандующий заявил, что у врага нет наших
пленных, есть только изменники Родины». (Ю.
Пахомов).
Учитель: Главное же – выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.
Ученик: Приведем пример из рецензии В. Оскоцкого на повесть «Облава» белорусского писателя В. Быкова, впервые напечатанную в 1990 году в первом номере литературно-художественного журнала «Новый мир» «Сюжетно повесть выстроена так, что многое оставлено в ней «за кадром». Приходится лишь догадываться, чего стоило Хведору Ровье возвращение к родному пепелищу, куда он «дошел, добежал, дотянулся за три месяца неведомого пути, мук и терпения... Вот одна из впечатляющих сцен поведения – постыдный разбой, чинимый над семьей...»
Учитель: Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.
Ученик: Например, в рецензии С.Костырко на книгу В.Березина «Свидетель» (2001) объясняется, почему молодой автор, пишущий о чеченской войне, обращается к литературной манере В.Шкловского и даже один из своих рассказов называет «Читатель Шкловского»:
«При этой литературной изощренности Березин не эпигон. С литературщиной можно бороться по-разному, самый очевидный путь – бунт против существующих форм и создание своей (но слишком часто альтернативные формы оказываются просто вывернутыми наизнанку все тем же каноном, и бунт только демонстрирует рабскую зависимость от канона). А можно войти внутрь существовавших до тебя форм и сделать их своими. Березин не подражает, он – продолжает начатую до него работу».
Учитель: Рядом с критическим разбором
неизбежна оценка прочитанного – следующая
функция рецензии. Рецензент, человек со своими
взглядами, жизненным и читательским опытом,
эстетическим вкусом, не только пытается уловить
авторский замысел, но и высказать свою точку
зрения. Наличие собственной читательской
позиции – непременное требование жанра.
В заключение, рецензент привлекает внимание к
прочитанному, это также задача жанра. Он
указывает, к кому обращено произведение, почему
его необходимо прочитать.
Ученик: Вот как эмоционально заканчивается рецензия Ю.Пахомова:
«Неправда безнравственна, полуправда
развращает, оставляет ссадины, особенно на
неокрепшей, юной душе. Вот почему, думаю, сегодня
книга Константина Воробьева обращена, прежде
всего, к молодым, к тем, кому Родина вручила
оружие, кому предстоит продолжить великие
традиции предшественников – защитников
Отечества.
Без правды о войне, пусть самой горькой, нет
истинного представления о величии духа нашего
народа».
Ученик: Из рецензии К.Ропоткина:
«Я лично писателю Б. Акунину чрезвычайно признателен. «Пелагею» прочел дня за три, и не без удовольствия, а благодаря сходству с «Соборянами» взялся потом перечитывать Лескова – и тут уж насладился сполна. Быть может, эта моя заметка кого-нибудь из акунинских читателей к тому же подвигнет».
Ученик: Наша группа составила таблицу «Типичные речевые конструкции сочинений – рецензий». Обратим внимание на плакат.
Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»
Структурные компоненты рецензии |
Речевые конструкции |
Об авторе |
|
О сюжете |
|
О героях |
|
О впечатлениях от произведения |
|
О тематике и проблематике |
|
Об авторской позиции |
|
Введение литературоведческой терминологии |
|
Критические замечания |
|
Учитель: Как видим, рецензия предполагает общение, диалог, нередко и полемику. В школьной рецензии в роли критика выступает ученик; его адресаты = одноклассники, другие школьники, родители, воображаемые читатели или писатель. Композиция рецензии соответствует построению традиционного школьного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение. Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.
(Ученик читает образец сочинения в жанре рецензии)
Ученик: Рецензия на рассказ Людмилы Петрушевской «Свой круг»
III. Практическая работа
Написать рецензию на произведение русской литературы двух последних десятилетий.
Литература:
- Камышева С.Ю. Культура речи педагога в заданиях и упражнениях / Волгоград: Учитель, 2000.
- Культура устной и письменной речи делового человека / Москва, 2002.
- Культура русской речи и эффективность общения /Москва, 2003.
- Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000 г.
- А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// № 5.
- Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт-Петербург: «Абрис Д», 2006 г.
- Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001 г.