Время неумолимо выдвигает новые и новые требования, заставляет совершенствовать то, что уже достигнуто, способствует поискам решения новых проблем. В последнее время, когда много стали говорить о духовности, возрождении нравственности, все большую значимость приобретает литература, которая всегда была источником красоты, одухотворенности. В связи с этим литературе должно уделяться все большее значение. Но, к сожалению, долгие годы в центре внимания преподавателей, учителей была лишь русская литература, которая рассматривалась нередко изолированно от другой литературы. Хотя известно, что многие писатели разных стран и литературы многому учились у своих собратьев по перу. А педагоги, методисты еще в 19 веке были твердо убеждены в необходимости взаимосвязанного изучения литературы. Большое внимание уделялось изучению зарубежной литературы в школе.
Вопрос об изучении зарубежной литературы в школе неоднократно ставился выдающимися критиками, писателями, педагогами, методистами еще в 30-е гг. 19 в. Однако до сих пор эта проблема не стала предметом серьезного и последовательного изучения. Что касается национальной школы, то зарубежная литература в ней не получила своего должного раскрытия. При такой постановке проблемы упускается благоприятная возможность идейно-нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами зарубежной литературы, что во многом объединяет их представление не только о русской, но и родной литературе. Ведь литературный процесс – это единое целое, выработанное веками. Нет литературы, развивающейся изолированно, без творческого обогащения и влияния. Необходимо более глубоко и целенаправленно изучать зарубежную литературу в якутской школе, что позволит учащимся не только обогатить свое представление о литературных явлениях Запада, но и осмысленно воспринимать духовное богатство родной литературы. Именно при таком подходе, одновременно дифференцированном и комплексном, наши школьники смогут лучше понять прогрессивные и реакционные явления в культуре Запада.
При изучении зарубежной, якутской литературы используются наиболее эффективные формы, приемы, к которым учитель обращается на уроках и на занятиях по внеклассному чтению. Важную роль должны сыграть межпредметные связи – это прежде всего творческое содружество словесника с учителем родной литературы. Имеющиеся программы по литературе дают учителю обширное поле творческой деятельности. Исходной точкой должна стать родная литература. Важно сохранить и донести до новых поколений все духовное богатство, накопленное нашими предшественниками: эпичность олонхо, мудрость якутских сказаний, искрометность пословиц, поговорок, их образность и глубину, национальную самобытность родной культуры и в то же время показать общность проблем. Тем, волновавших писателей и художников разных стран и эпох.
В 9-м классе особый интерес представляет сравнительное изучение жанра комедии, разговор об особенностях каждой из них: Ж.-Б. Мольер “Скупой” – Н.Д. Неустроев “Злой дух”. По этим произведениям разработаны и проведены уроки:
1. Мольер и его время (урок-введение посвящен знакомству с личностью французского драматурга Мольера, с эпохой написания комедии “Скупой”).
2. Гарпагон и другие в комедии Ж.-Б. Мольера “Скупой” (анализ комедии “Скупой”, образа Гарпагона).
3. Разоблачение “Власти денег” в комедии Ж.-Б.Мольера “Скупой” и Н.Д. Неустроева “Злой дух” (урок-обобщение, сопоставление комедий). Особую схожесть произведений представляют стили писателей. Обобщение на этом уроке связали с якутской литературой и с нашей современной жизнью. Составление сопоставительных таблиц по обоим произведениям вызвало интерес учащихся и способствовало развитию аналитических навыков.
Сопоставительное изучение комедии “Скупой” с комедией “Злой дух” Н.Д. Неустроева способствует более доступному восприятию текста и может помочь дальнейшему совершенствованию изучения творчества замечательного французского драматурга Ж.Б. Мольера “скупой” и комедии Н.Д. Неустроева “злой дух”. По этой теме были проведены уроки.
Современная якутская школа находится в поисках новых. Более эффективных форм обучения.
Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их интеллект, самостоятельность и творческую мысль.
Тема творчества Ж.-Б. Мольера занимает особое место в практике якутской школы.
Изучение комедии Ж.-Б. Мольера “Скупой во взаимосвязи с родной литературой в 9-м классе якутской школы. Исследован е и его результаты позволяют сделать следующие выводы:
А) при изучении комедии Ж.-Б. Мольера “Скупой” в школе необходимо опираться на литературоведческие работы, посвященные рассмотрению драматургического мира Ж.-Б. Мольера, на последние достижения методики преподавания зарубежной литературы в национальной школе;
Б) проведенное исследование подтвердило целесообразность углубленной работы с текстом комедии Ж.-Б. Мольера, учета особенностей восприятия, осмысления и понимания учебного материала учащимися-якутами;
В) большую роль в активации усвоения учащимися-якутами комедии Мольера сыграла координация урочных и внеклассных форм работы, использование дифференцированных опережающих заданий;
Г) опытно-экспериментальное обучение по разработанной методике (включая систему уроков0 показало целесообразность внедрения в практику школы предложенных методических разработок показало результативность самостоятельной, творческой деятельности учащихся;
Д) опора на творчество писателя родной литературы Н.Д. Неустроева значительно активизировала процесс усвоения учащимися-якутами комедии Ж.-Б. Мольера “Скупой”.
Урок 3.
Тема: "Разоблачение “Власти денег” в комедии Ж.-Б. Мольера “Скупой” и в комедии Н.Д.Неустроева “Злой дух”".
Цели:
– Развить навыки сопоставления текстов;
– воспитывать нравственную, эстетически развитую личность.
Задачи:
– научить детей наблюдать детей наблюдать над языком текста;
– связать комедию Ж.-Б.Мольера с ранее изученной на родном языке комедией
Н.Д.Неустроева “Злой дух;
– сравнить мировоззрение, идейные взгляды писателей разных национальных
литератур, эпоху написания произведений с современной эпохой;
– научить детей наблюдать над языком произведений.
Тип урока: урок-обобщение.
Вид урока: урок-беседа с элементами дискуссии.
Оборудование: портрет Ж.-Б. Мольера, портрет Н.Д. Неустроева, таблицы
Эпиграф:
“Все в деньгах! Ни шагу без денег”.
/Гарпагон “Скупой”/
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Учитель: На этом уроке мы постараемся сопоставить две комедии – Ж.-Б. Мольера “Скупой” и Н.Д. Неустроева “Злой дух”. Эти два произведения написаны в разное время: Мольер написал свою комедию в 17 веке во Франции, Неустроев – в начале 20 века в Якутии. Французский драматург Мольер был классицистом, якутский комедиограф Неустроев – реалистом. Хотя эти люди жили и творили в разное время, они выдвигали единую проблему – проблему “власти денег”, высмеивали жадных, скупых богачей.
II. Анализ текста.
Вопросы:
– При каких обстоятельствах мы знакомимся с главными героями Гарпагоном и
Иваном Бырдаховым?
– Как окружающие называли этих героев?
III. Работа над языком текста.
– Найти опорные слова в обеих комедиях.
– Найти слова, отражающие национальный колорит
(Анализ таблицы.)
Учитель: А теперь постараемся ответить на такие вопросы:
- Какие проблемы затрагивают Ж.-Б. Мольер и Н.Д. Неустроев?
- Как вы понимаете названия комедий?
- В чем схожи пьесы Ж.-Б.Мольера и Н.Д. Неустроева?
(Ж.-Б.Мольер и Н.Д.Неустроев затрагивают нравственные и социальные проблемы. Название комедии Мольера “Скупой” характеризует главного героя Гарпагона. А название комедии Неустроева “Злой дух” относится к главному герою Бырдахову. Деньги – это как “злой дух”, который властвует над разумом человека. Схожесть проблем – власть денег над человеком, разрушение семьи. Взаимоотношения главных героев с детьми драматичны. В комедиях есть схожие герои: Валер и Конон с Семеном. Валер пытается обокрасть своего отца для того, чтобы жениться на своей любимой девушке, а Конон и Семен смотрят дальше, у них неизмеримо большой “аппетит”. Они совершают махинации и преступления для удовлетворения мелких прихотей и потребностей, для того чтобы завоевать более “высокое” общественное положение, достигаемое, как они поняли, только богатством и капиталом.)
IV. Дискуссия по наводящим вопросам:
1. Какие проблемы затрагиваются в комедиях?
2. Чем объясняется схожесть произведений?
3. Актуальны ли проблемы произведений на сегодняшний день?
(В обоих произведениях затрагиваются проблемы зла, добра, несправедливости, богатства, нищеты, Изображены пороки общественного строя жизни того времени, а также человеческие пороки вообще, которые есть и в наше время. Сегодня актуальны такие вечные проблемы, как добро и зло, ложь и честность. Например, совершаются преступления – убивают людей, воруют, избивают. К сожалению, количество совершаемых преступлений каждый год возрастает. Осуждают ни в чем неповинных людей. Возрастает интерес к деньгам, чем к человеческим чувствам.)
V . Обобщение урока.
Учитель: Таким образом, мы сопоставили два произведения – комедии Ж.-Б. Мольера “Скупой” и Н.Д. Неустроева “Злой дух”. Разоблачение “власти денег” приобретает у этих авторов комедийный характер. В комедиях дана критика представителей среднего сословия, пытающегося во всем подражать дворянам и показывающего свою пустоту, никчемность. Этические проблемы, получившие отражение в комедиях, приобретают особую значимость в наше время. Авторы высмеивали людей, которые подражали чуждой морали, становились объектом насмешек из-за своего бездумного копирования поведению людей высшего сословия. Авторы в своих комедиях выступали за утверждение человеческого достоинства.
Ж.-Б. Мольер и Н.Д. Неустроев смотрят на изображаемые им характеры, факты и явления глазами времени. Они не осовременивают персонажей, показывают колорит эпохи и места действия. Тем самым произведения приобретают жизненную полноту и современное, актуальное звучание.
VI. Домашнее задание.
– Написать домашнее сочинение на тему “Проблема “власти денег” в комедиях Ж.-Б. Мольера “Скупой” и Н.Д. Неустроева “Злой дух”.
При работе обязательно рассматривать проблему в связи с современной жизнью. Актуальна ли эта проблема сегодня?