Цели: познакомить учащихся с "Повестью о Петре и Февронии Муромских" как образцом житийного жанра древнерусской литературы; помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней; воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.
Оборудование:
- Иллюстрации с изображениями муромских святых.
- Презентация "Пётр и Феврония Муромские" (см. Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний учащихся.
Повторение. "Поучение" Владимира Мономаха как образец канонической древнерусской литературы:
а) исторические сведения о князе Владимире Мономахе;
б) каков князь Владимир в быту?
в) докажите, что Владимир Мономах - один из образованных и гуманно мыслящих людей своего времени;
г) чем отличается авторский взгляд на жизнь в средневековой литературе от былинного? (Судьба отдельного человека, а не обобщённый исторический образ.)
4. Новый материал.
Вступительное слово учителя.
Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека, вносила в сознание читателей религиозно-нравственные понятия. Житийная литература рисовала нравственный идеал человека на примере жизнеописания святых. Герой житийной повести в своей жизни во всём следует Христу. Так были выработаны правила повествования и изображения героя житийной повести:
Жизнеописание начинается с указания на происхождение героя, как правило, от "благочестивых" родителей.
В детстве он уже отличается от сверстников, постепенно набирается мудрости, ведёт успешную борьбу с искушениями.
Святой сам чувствовал и предсказывал свою кончину, его тело после смерти оставалось нетленным.
Сегодня нам предстоит познакомиться с выдающимся произведением XV века - "Повестью о Петре и Февронии Муромских". С начала XIII века на протяжении многих десятилетий из уст в уста передавались предания об этой семье. И лишь спустя триста лет церковный писатель Ермолай Еразм по заказу митрополита Макария написал "Житийную повесть о Петре и Февронии Муромских". Это было одно из самых любимых, самых читаемых произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, это значит, что повесть много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли. Чем же история жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала к себе? Герои её - исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где сейчас покоятся их останки. Сюжет повести построен на основе народных легенд, связанных с этими именами. В неё вошли также сюжеты двух народных сказок. Каких? На этот вопрос вы ответите, познакомившись с произведением.
Чтение повести (используется метод "медленного чтения", т.е. чтения логически завершённых фрагментов текста с беседой с учениками по вопросам учителя, таким образом осуществляется первичный контроль усвоения учениками содержания произведения).
- Соответствует ли установившимся правилам начало житийной повести?
- Какие сказочные и религиозные мотивы прослеживаются в начале произведения? Элементы сюжетов каких народных сказок вы здесь увидели? (Об огненном змее и о мудрой деве.)
- Что в образе Петра от героя житийной литературы, а что - от сказочного?
- Какие сказочные мотивы связаны с изображением Февронии в эпизоде с дружинником Петра?
- Найдите в эпизоде детали, отражающие крестьянский и княжеский быт того времени.
- О каких реальных исторических событиях говорят детали повести?
- Как во взаимоотношениях с князем Петром показывается необыкновенная мудрость крестьянской девушки?
- Какие испытания преодолевают Пётр и Феврония? (Испытания связаны с коварством людей, но они утверждают земную любовь, семейные ценности, а не только монашеский подвиг во имя Бога.)
- Соответствует ли заключительная часть повести житийным канонам? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
- В повести религиозная тема прослеживается с самого начала и до конца. Сделайте вывод о месте религии в жизни древнерусского человека. (В своём поведении он руководствовался христианскими понятиями о добре и зле, о цели жизни, о своём месте среди людей, о скромности и умении прощать.)
5. Закрепление.
Слово учителя:
С тех пор минуло более 780 лет. Святых супругов похоронили вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Если приехать сейчас в славный город Муром, то на одном берегу Оки можно увидеть взметнувшуюся ввысь огромную фигуру Ильи Муромца с мечом в поднятой руке - он словно по-прежнему защищает град свой. А на другом берегу - перед нами два монастыря: один - мужской, другой - женский. Их разделяет узкая дорожка, по которой едва проедет машина, тротуаров нет. Маленький храм в женском монастыре, одна рака на двоих с мощами влюблённых. Тишина и покой. Говорят, что святые супруги слышат мольбы к ним несчастных людей. Молятся матери о своих детях, молятся девушки, чтобы по их молитвам подал Господь хорошего жениха, молятся молодые люди о невестах. Всем хочется получить великий дар Божий - взаимную любовь!
Теперь в день памяти святых благоверных Петра и Февронии - 8 июля - установили новый праздник: Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья. Инициативу поддержали Совет Федерации, Счётная Палата, а также представители различных религиозных конфессий. Оргкомитет праздника возглавила супруга Президента России Светлана Медведева. Именно она предложила сделать главным символом праздника ромашку.Будет ли у этого праздника будущее, покажет время. Но сейчас он уже успел завоевать огромную популярность в разных городах России. А всё потому, что история Петра и Февронии нисколько не потускнела за века. Историческая легенда и волшебная сказка сплелись неразделимо.
Д.С. Лихачёв отнёс стиль этой повести к стилю "психологической умиротворённости".В самую тяжкую годину вместе с мужеством, отвагой и яростью живут жалость, милосердие, любовь - в этом и проявляется величие народной души. Нет, наверное, на Руси человека, у которого слова "дом", "семья" не затрагивали бы самые сокровенные струны. Уют домашнего очага, близкие по духу люди, школа жизни семейного воспитания - это и есть самое важное, из чего строится земное счастье. Вот почему в последние годы всё чаще заходит речь о необходимости возрождения семейных духовных ценностей, которые веками формировались в православной культуре в своде писаных и неписаных правил.
- А каким нравственным семейным ценностям может научить "Повесть о Петре и Февронии Муромских"? Давайте попробуем составить кластер "Пётр и Феврония".
- Какое понятие мы возьмём в качестве основного? (любовь)
(составление кластера)
- Коли дал слово жениться - женись.
- Не помни зла, умей прощать
- Живи благочестиво, не преступай
- Выбирай жену не по происхождению, а по её разуму.
- Храни верность.любимому человеку.
- Жена за мужем, как нитка за иголкой.
- Муж и жена - единая плоть.
6. Итог урока. Рефлексия.
-Над чем заставило вас задуматься это произведение?
-Что особенно понравилось на уроке?
7. Домашнее задание: выразить собственное отношение к кому-нибудь из героев повести.
Информационно-методическое обеспечение:
- Журнал "Воспитание школьников", № 10, 2008 г.
- Журнал "Духовно-нравственное воспитание", № 6, 2008 г.
- Православная энциклопедия.
- М.Г. Качурин. Русская литература.
- Б.И. Турьянская. Литература в 7 классе. Урок за уроком.