Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на примере урока литературы

Разделы: Литература


Тема: Может быть, «все мы немножко лошади»?

Цели:

  • поразмышлять над рассказом Абрамова «О чем плачут лошади»,  выявить идейную значимость произведения;
  • развивать речь и образное мышление учащихся.

Задачи: систематизировать информацию, данную учителем и самостоятельно подобранную учащимися.

Подковы и масти – людям на счастье.
(Поговорка)

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональная установка. (обязательный элемент урока)

Здравствуйте, садитесь. Я всех вас рада видеть. Чтобы наш урок прошел как урок общения, сопереживания, давайте улыбнемся  друг другу и подарим себе успех!

Вывод: учащиеся испытывают психологическую безопасность с первых минут урока.

II. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока)

Сегодня у нас с вами второй урок, посвященный творчеству Федора Абрамова. На прошлом уроке мы говорили о нелегкой судьбе писателя и все вместе прочитали его удивительный рассказ «О чем плачут лошади». Задача сегодняшнего урока поразмышлять над ним, поделиться своими впечатлениями.  Мы попробуем выяснить,  почему же плакали лошади в рассказе Абрамова и кто в ответе за их слезы.

Откройте тетради и запишите число и  тему урока. А теперь обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Это русская поговорка: Подковы и масти – людям на счастье. Подумайте над ней и попытайтесь сформулировать главную цель нашего урока. 

На чей вопрос мы попробуем ответить?  

Вывод:  приглашение учащихся к диалогу, принципиальное отсутствие слова должны.

III. Актуализация знаний.

– Итак, на прошлом уроке рассказ был прочитан. О чем же он?  Как рассказ характеризует самого автора?  В чем  актуальность этого произведения? (Фронтальный опрос и только желающих.)

IV. Реализация домашнего задания №1

– Чтобы вспомнить содержание рассказа обратимся к вашему 1-му домашнему заданию. Оно у  вас было по выбору:

1) составить краткий план; 2) подготовить выразительное чтение монолога.

– Слушаем 2-х учеников.

– Ребята, какие есть замечания, дополнения?

– Как мы оценим ответ?

– Мы вспомнили содержание рассказа, – – – – – – – – – – – создал (а) нам определенный эмоциональный настрой, и мы продолжим работу над анализом произведения.

Вывод: более слабые дети выбирают составление плана, неподготовившихся нет, словесное оценивание.

V. Беседа по произведению.

Работа в парах.

– У вас на партах лежит листок с вопросом. Попытайтесь проанализировать его и решить, кому для ответа нужно знать только содержание рассказа, а кому еще нужно поразмышлять, доказать свою точку зрения. Поднимите руки, кто выбрал первый вариант ответа (и вы даете его в письменной форме), кто – второй (вам время на обсуждение и отвечаете устно).

– Вопросы для работы в парах даны с разным уровнем сложности:

  1. Так что же вы читали: сказку,  рассказ, что-то другое?
  2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора? Чем Рыжуха отличалась от других лошадей?
  3. За что испытывает герой чувство вины перед лошадьми? Как вы понимаете слова «просто мочи не было смотреть»?
  4. О чем спорили лошади?
  5. Почему герой не выдержал прямого взгляда Рыжухи и не ответил на вопрос?
  6. Почему герой понял, что он  совершил что-то страшное?
  7. Почему герой кажется себе «каким-то нелепым, отжившим существом…»
  8. В чем смысл использования фантастики  (разговор с лошадью) в рассказе?
  9. Дайте оценку поведения  героя в последнем диалоге с лошадьми? Как     характеризует его речь?  Какую роль играет лексика?
  10. Какой знак препинания вы бы поставили в названии: точку, вопросительный знак, многоточие. Обоснуйте свою точку зрения?
  11. Приведите пример рассказа, в котором герой также обижает лошадь. Что следует за этим?
  12. Так о чем же плакали лошади?

– Ответы учащихся и оценивание.

– Молодцы, ребята, вы хорошо знаете содержание рассказа. Радует то, что вы не просто его передаете, а делитесь своими впечатлениями, переживаниями. Я вижу, что рассказ никого не оставил равнодушным.

Вывод: важно было обратить внимание на возрастные особенности учащихся, личностные качества. Я даю детям возможность чувствовать себя комфортно, развиваю самостоятельность мышления, используя  скрытую дифференциацию.

А теперь мы немного отдохнем и поиграем.

Игра в ассоциации

– Расслабьтесь, закройте глаза, потрите ладони одну о другую и подумайте, какие слова – ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово лошадь. Вспомните все, что вы когда-либо читали или слышали о лошадях.  Назовите.

Вывод: использование приемов психологической разгрузки, обязательный элемент урока

– Вы не случайно назвали только хорошие слова. Молодцы! (безопасное оценивание, эффективная обратная связь) Ведь были времена, когда к лошади относились как к другу, когда она была «главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни».

– Чтобы убедиться в этом, перенесемся в то время, когда подковы и масти были людям на счастье. Мы заслушаем ваш творческий отчет в группах.

VI. Реализация домашнего задания №2

– У нас работало несколько групп.

– Отчет 1-ой группы – художников мы уже видим на доске 

Задание: Подготовленные иллюстрации соотнести с текстом (представлены репродукции известных художников и рисунки участников группы).

– Слово 2-ой группе

Задание: найти легенды  и предания, связанные с лошадьми (материал оформлен в папку, два ученика выступают).

– Слово 3-ой группе

Задание: на примере стихотворений проследить судьбу лошади (выразительно и наизусть читают стихи С. Есенина и Т. Белозерова, материал также оформлен в папку).

– Слово 4-ой группе

Задание: Найти пословицы и поговорки о лошадях.

Вывод: Реально оценив свои силы,  учащиеся  определялись с творческой группой. Главное, что каждый видел степень своего участия. Реализация потребности общения: привязанность, причастность к группе. Ориентация на потребности и интересы учащихся. Неподготовившихся нет.

– А теперь вернемся к самому началу урока.                         

– Кто же виноват в слезах Рыжухи и ее подруг? Почему мы утратили все то, о чем вы, ребята, сейчас говорили?

– К чему может привести такое отношение?

– Какой вывод мы с вами сделаем сегодня?

Вывод: диалогическое взаимодействие педагога и  учащихся.

VII. Обсуждение домашнего задания

– К теме общения человека «с братьями нашими меньшими», животными обращались многие русские литераторы. Как это получилось у них, вы увидите, выполняя домашнее задание. Оно у вас будет по вариантам. Вы получите произведения  и вопросы для анализа. Сразу добавлю, что если для некоторых это задание покажется трудным, можно написать мини – сочинение о ваших маленьких домашних любимцах.

1 вариант – М. Горький «В большом городе»

2 вариант – В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

3 вариант – Б. Слуцкий «Лошади в океане»

4 вариант* – прочитать все три произведения и выполнить сравнительный анализ.

Вопросы для 1, 2, 3 варианта:

  1. Над чем и почему плачут лошади в прочитанном вами тексте?
  2. Расскажите о впечатлении после прочитанного.
  3. Как вы считаете, в нынешней российской деревне изменилось отношение к лошадям?

Вопросы для 4 варианта:

  1. Одинаковы ли все три  произведения по своей проблематике?
  2. Какую  из лошадей вам жалко и почему?
  3. В одном из этих произведений автору удается успокоить лошадь и вернуть ей хорошее настроение. Как ему это удалось?
  4. Сравните лошадей. Похожи ли они внешне, по характеру?
  5. Согласитесь ли вы с Маяковским, написавшим: «Все мы немножко лошади,  каждый из нас по-своему лошадь?».  Ведь герой Абрамова в финале тоже относит себя к лошадиной породе. Отчего так?
  6. Какое из произведений о лошадях произвело наибольшее впечатление?
  7. Как вы считаете, в нынешней российской деревне изменилось отношение к лошадям?

– Всё ли вам понятно?

Вывод: Личностно-ориентированный подход  к обучению, соблюдение требований к объему домашнего задания.

VIII. Подведение итогов

– Кто у нас сегодня получает звание «Лучший на уроке литературы»? (обязательно)

– Чья группа подготовила самый интересный отчет?

– Оцените свою сегодняшнюю работу. Состоялось ли у нас общение? С каким настроением вы выйдете из класса?

– Благодарю вас всех за урок!

Вывод: создание условий для оценочной самостоятельности

Литература:

  1. Гвоздев Б.С. Картины родного края. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 191 с.
  2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. Изд. 3-е, испр. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.