Тема: Может быть, «все мы немножко лошади»?
Цели:
- поразмышлять над рассказом Абрамова «О чем плачут лошади», выявить идейную значимость произведения;
- развивать речь и образное мышление учащихся.
Задачи: систематизировать информацию, данную учителем и самостоятельно подобранную учащимися.
Подковы и масти – людям на счастье.
(Поговорка)
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональная установка. (обязательный элемент урока)
Здравствуйте, садитесь. Я всех вас рада видеть. Чтобы наш урок прошел как урок общения, сопереживания, давайте улыбнемся друг другу и подарим себе успех!
Вывод: учащиеся испытывают психологическую безопасность с первых минут урока.
II. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока)
Сегодня у нас с вами второй урок, посвященный творчеству Федора Абрамова. На прошлом уроке мы говорили о нелегкой судьбе писателя и все вместе прочитали его удивительный рассказ «О чем плачут лошади». Задача сегодняшнего урока поразмышлять над ним, поделиться своими впечатлениями. Мы попробуем выяснить, почему же плакали лошади в рассказе Абрамова и кто в ответе за их слезы.
Откройте тетради и запишите число и тему урока. А теперь обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Это русская поговорка: Подковы и масти – людям на счастье. Подумайте над ней и попытайтесь сформулировать главную цель нашего урока.
На чей вопрос мы попробуем ответить?
Вывод: приглашение учащихся к диалогу, принципиальное отсутствие слова должны.
III. Актуализация знаний.
– Итак, на прошлом уроке рассказ был прочитан. О чем же он? Как рассказ характеризует самого автора? В чем актуальность этого произведения? (Фронтальный опрос и только желающих.)
IV. Реализация домашнего задания №1
– Чтобы вспомнить содержание рассказа обратимся к вашему 1-му домашнему заданию. Оно у вас было по выбору:
1) составить краткий план; 2) подготовить выразительное чтение монолога.
– Слушаем 2-х учеников.
– Ребята, какие есть замечания, дополнения?
– Как мы оценим ответ?
– Мы вспомнили содержание рассказа, – – – – – – – – – – – создал (а) нам определенный эмоциональный настрой, и мы продолжим работу над анализом произведения.
Вывод: более слабые дети выбирают составление плана, неподготовившихся нет, словесное оценивание.
V. Беседа по произведению.
– Работа в парах.
– У вас на партах лежит листок с вопросом. Попытайтесь проанализировать его и решить, кому для ответа нужно знать только содержание рассказа, а кому еще нужно поразмышлять, доказать свою точку зрения. Поднимите руки, кто выбрал первый вариант ответа (и вы даете его в письменной форме), кто – второй (вам время на обсуждение и отвечаете устно).
– Вопросы для работы в парах даны с разным уровнем сложности:
- Так что же вы читали: сказку, рассказ, что-то другое?
- Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора? Чем Рыжуха отличалась от других лошадей?
- За что испытывает герой чувство вины перед лошадьми? Как вы понимаете слова «просто мочи не было смотреть»?
- О чем спорили лошади?
- Почему герой не выдержал прямого взгляда Рыжухи и не ответил на вопрос?
- Почему герой понял, что он совершил что-то страшное?
- Почему герой кажется себе «каким-то нелепым, отжившим существом…»
- В чем смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе?
- Дайте оценку поведения героя в последнем диалоге с лошадьми? Как характеризует его речь? Какую роль играет лексика?
- Какой знак препинания вы бы поставили в названии: точку, вопросительный знак, многоточие. Обоснуйте свою точку зрения?
- Приведите пример рассказа, в котором герой также обижает лошадь. Что следует за этим?
- Так о чем же плакали лошади?
– Ответы учащихся и оценивание.
– Молодцы, ребята, вы хорошо знаете содержание рассказа. Радует то, что вы не просто его передаете, а делитесь своими впечатлениями, переживаниями. Я вижу, что рассказ никого не оставил равнодушным.
Вывод: важно было обратить внимание на возрастные особенности учащихся, личностные качества. Я даю детям возможность чувствовать себя комфортно, развиваю самостоятельность мышления, используя скрытую дифференциацию.
А теперь мы немного отдохнем и поиграем.
Игра в ассоциации
– Расслабьтесь, закройте глаза, потрите ладони одну о другую и подумайте, какие слова – ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово лошадь. Вспомните все, что вы когда-либо читали или слышали о лошадях. Назовите.
Вывод: использование приемов психологической разгрузки, обязательный элемент урока
– Вы не случайно назвали только хорошие слова. Молодцы! (безопасное оценивание, эффективная обратная связь) Ведь были времена, когда к лошади относились как к другу, когда она была «главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни».
– Чтобы убедиться в этом, перенесемся в то время, когда подковы и масти были людям на счастье. Мы заслушаем ваш творческий отчет в группах.
VI. Реализация домашнего задания №2
– У нас работало несколько групп.
– Отчет 1-ой группы – художников мы уже видим на доске
Задание: Подготовленные иллюстрации соотнести с текстом (представлены репродукции известных художников и рисунки участников группы).
– Слово 2-ой группе
Задание: найти легенды и предания, связанные с лошадьми (материал оформлен в папку, два ученика выступают).
– Слово 3-ой группе
Задание: на примере стихотворений проследить судьбу лошади (выразительно и наизусть читают стихи С. Есенина и Т. Белозерова, материал также оформлен в папку).
– Слово 4-ой группе
Задание: Найти пословицы и поговорки о лошадях.
Вывод: Реально оценив свои силы, учащиеся определялись с творческой группой. Главное, что каждый видел степень своего участия. Реализация потребности общения: привязанность, причастность к группе. Ориентация на потребности и интересы учащихся. Неподготовившихся нет.
– А теперь вернемся к самому началу урока.
– Кто же виноват в слезах Рыжухи и ее подруг? Почему мы утратили все то, о чем вы, ребята, сейчас говорили?
– К чему может привести такое отношение?
– Какой вывод мы с вами сделаем сегодня?
Вывод: диалогическое взаимодействие педагога и учащихся.
VII. Обсуждение домашнего задания
– К теме общения человека «с братьями нашими меньшими», животными обращались многие русские литераторы. Как это получилось у них, вы увидите, выполняя домашнее задание. Оно у вас будет по вариантам. Вы получите произведения и вопросы для анализа. Сразу добавлю, что если для некоторых это задание покажется трудным, можно написать мини – сочинение о ваших маленьких домашних любимцах.
1 вариант – М. Горький «В большом городе»
2 вариант – В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
3 вариант – Б. Слуцкий «Лошади в океане»
4 вариант* – прочитать все три произведения и выполнить сравнительный анализ.
Вопросы для 1, 2, 3 варианта:
- Над чем и почему плачут лошади в прочитанном вами тексте?
- Расскажите о впечатлении после прочитанного.
- Как вы считаете, в нынешней российской деревне изменилось отношение к лошадям?
Вопросы для 4 варианта:
- Одинаковы ли все три произведения по своей проблематике?
- Какую из лошадей вам жалко и почему?
- В одном из этих произведений автору удается успокоить лошадь и вернуть ей хорошее настроение. Как ему это удалось?
- Сравните лошадей. Похожи ли они внешне, по характеру?
- Согласитесь ли вы с Маяковским, написавшим: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь?». Ведь герой Абрамова в финале тоже относит себя к лошадиной породе. Отчего так?
- Какое из произведений о лошадях произвело наибольшее впечатление?
- Как вы считаете, в нынешней российской деревне изменилось отношение к лошадям?
– Всё ли вам понятно?
Вывод: Личностно-ориентированный подход к обучению, соблюдение требований к объему домашнего задания.
VIII. Подведение итогов
– Кто у нас сегодня получает звание «Лучший на уроке литературы»? (обязательно)
– Чья группа подготовила самый интересный отчет?
– Оцените свою сегодняшнюю работу. Состоялось ли у нас общение? С каким настроением вы выйдете из класса?
– Благодарю вас всех за урок!
Вывод: создание условий для оценочной самостоятельности
Литература:
- Гвоздев Б.С. Картины родного края. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 191 с.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. Изд. 3-е, испр. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.